Тема 2. Одноголосие. Мелодия строгого и свободного письма

Вопросы:

1.Общие закономерности строения мелодии.

2. Мелодия строгого и свободного письма.

3. Правила сочинения мелодии строгого письма.

 

1.Мелодия – важнейшее средство полифонии, одноголосно выраженная музыкальная мысль

В образовании мелодии участвуют несколько различных средств:

Одни – звуковысотная линия, метро-ритм, лад, тональность – создают мелодию как звучащую ткань.

Другие – темп, регистр, тембр, динамика – усиливают те или иные качества.

Звуковысотная линия образует горизонталь. Мелодическая линия имеет волнообразное строение (чередование подъемов и спадов).

Внутри звуковысотной линии постоянно чередуются ходы на широкие и узкие интервалы. Секундовые ходы называются поступенным движением, ходы на терцию и выше называются скачками. Чередование поступенного движения и скачков является закономерностью строения мелодической линии. Принципы этого чередования:

1. После скачка мелодия движется поступенно в противоположном скачку направлении.

2. Поступенное движение сменяется скачком или сменяется поступенным же движением, но в направлении, противоположном первоначальному.

Звуковысотная линия организована ритмом м метром, которые учавствуют в создании характера музыки. Так раздробленность ритма, синкопы, паузы – придает мелодии динамичный характер. Если переход от крупных длительностей к мелким делается постепенно – это способствует приданию мелодии мягкого характера, если этот переход внезапен – резкого, речитативного.

Ладотональность в мелодии обнаруживается как система взаимодействия функционально различных – устойчивых и неустойчивых звуков. Функция устойчивых – тоническая, неустойчивых – доминантовая, субдоминантовая, медиантовая. Формирование ладотональности мелодии происходит на основе ее звуковысотных и метроритмических отношений.

Таким образом, в полный состав основных средств мелодической организации включаются: звуковысотная линия, метроритм и ладотональность. Взаимодействие этих средств превращает нейтральный звуковой материал – звукоряд – в осмысленный и выразительный музыкальный организм – мелодию.

2. Основные средства мелодической организации, перечисленные выше, имеют различные формы в мелодиях строгого и свободного письма.

Музыка строгого письма – вокально-хоровая, поэтому основным критерием мелодии служит удобство вокального интонирования.

1а).В мелодии строгого письма соблюдается диапазон человеческого голоса, исключаются неудобные для пения ходы на м.7, б.7, м.9, б.9, тритоны на все ув. и ум. интервалы,

1б).В мелодии свободного письма диапазон шире, используются ходы на неудобные интервалы, так как мелодия свободного письма белее инструментальна, чем вокальна. В ней встречаются мелодическая фигурация, секвентное движение. Часто используется скрытое двухголосие.

2а) Ритм мелодии строгого письма отличается мягкостью, плавностью и текучестью. Используются крупные длительности (не менее четвертей) и постепенные переходы от крупных к мелким и наоборот. Синкопы чаще оформляются в крупных длительностях.

2б) Ритм мелодии свободного письма более гибок и разнообразен. Содержит сложные соотношения крупных и мелких длительностей, различного рода синкопы, мелизмы, использует свободное размещение пауз.

3а). Звукорядом мелодии строгого письма является строгая диатоника, на основе которой складывается мажор и минор, завершающийся вводным тоном в конце мелодии.

3б) В свободном письме диатоника сочетается с хроматикой, хроматические ладовые системы мажора и минора преобладают. Ладовая основа в мелодиях свободного письма обладает остротой тяготений и определенностью тонического центра, являясь более централизованной.

В целом мелодии свободного письма отличаются большей индивидуальностью и характеристичностью облика, а также – тематической яркостью.

 

3. Правила сочинения мелодий строгого письма:

1.Звукоряд строго диатоничен, хроматические ходы неприемлемы;

2.Исключаются все ходы на ув. и ум. интервалы – диатонические и хроматические, а также ходы на тритон.

3. Кроме натуральных мажора и минора можно применять миксолидийский мажор, дорийский и фригийский миноры.

4. Диапазон мелодии не должен превышать дуодецимы. Мелодия приемлема для исполнения одним из хоровых голосов.

5. Поступенное движение в мелодии должно быть преобладающим. Запрещаются: повторения звука, постоянное к нему возвращение и трелеобразные мелодические ходы.

6.Скачки на септимы и ноны неупотребительны. Скачок должен быть подготовлен движением в противоположном скачку направлении и заполнен также в противоположном направлении поступенным движением. Два скачка в одном направлении недопустимы.

7.Самый высокий и низкий звук мелодии имеет значение кульминации и поэтому дважды не повторяется.

8. Необходимо избегать секвентных ходов, которые дробят мелодию.

9. Количество пауз должно быть ограничено.

10. Наименьшая длительность – четверть, восьмые используются в количестве не более 2-х нот в проходящем движении, или в качестве вспомогательных фигур. Переход от крупных длительностей к мелким должен быть постепенным. Появление четвертей на сильных долях уместно, если:

а) первая из четвертей слигована с предыдущей,

б) весь такт заполнен четвертями,

в) движение четвертями началось раньше – с предыдущей слабой доли,

г) четверти, введенные на сильной доле, приводят к синкопе.

11. Нельзя слиговывать четверти между собой или меньшую длительность с большей.

12. Секвентность, периодичность избегается и в ритмическом плане. Исключается всякая повторность ритмических ячеек.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите принципы образования звуковысотной линии.

2. Как характер рельефа звуковысотной линии влияет на характер мелодии?

3. Назовите основные отличия мелодий строгого и свободного письма.

4. Перечислите основные каноны сочинения мелодии строгого письма.

Д.задание: сочинить 3 мелодии строгого письма по предложенным правилам.

(Все практические работы предоставляются на зачет).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: