Вопросы:
1.Общие закономерности строения мелодии.
2. Мелодия строгого и свободного письма.
3. Правила сочинения мелодии строгого письма.
1.Мелодия – важнейшее средство полифонии, одноголосно выраженная музыкальная мысль
В образовании мелодии участвуют несколько различных средств:
Одни – звуковысотная линия, метро-ритм, лад, тональность – создают мелодию как звучащую ткань.
Другие – темп, регистр, тембр, динамика – усиливают те или иные качества.
Звуковысотная линия образует горизонталь. Мелодическая линия имеет волнообразное строение (чередование подъемов и спадов).
Внутри звуковысотной линии постоянно чередуются ходы на широкие и узкие интервалы. Секундовые ходы называются поступенным движением, ходы на терцию и выше называются скачками. Чередование поступенного движения и скачков является закономерностью строения мелодической линии. Принципы этого чередования:
1. После скачка мелодия движется поступенно в противоположном скачку направлении.
2. Поступенное движение сменяется скачком или сменяется поступенным же движением, но в направлении, противоположном первоначальному.
|
|
Звуковысотная линия организована ритмом м метром, которые учавствуют в создании характера музыки. Так раздробленность ритма, синкопы, паузы – придает мелодии динамичный характер. Если переход от крупных длительностей к мелким делается постепенно – это способствует приданию мелодии мягкого характера, если этот переход внезапен – резкого, речитативного.
Ладотональность в мелодии обнаруживается как система взаимодействия функционально различных – устойчивых и неустойчивых звуков. Функция устойчивых – тоническая, неустойчивых – доминантовая, субдоминантовая, медиантовая. Формирование ладотональности мелодии происходит на основе ее звуковысотных и метроритмических отношений.
Таким образом, в полный состав основных средств мелодической организации включаются: звуковысотная линия, метроритм и ладотональность. Взаимодействие этих средств превращает нейтральный звуковой материал – звукоряд – в осмысленный и выразительный музыкальный организм – мелодию.
2. Основные средства мелодической организации, перечисленные выше, имеют различные формы в мелодиях строгого и свободного письма.
Музыка строгого письма – вокально-хоровая, поэтому основным критерием мелодии служит удобство вокального интонирования.
1а).В мелодии строгого письма соблюдается диапазон человеческого голоса, исключаются неудобные для пения ходы на м.7, б.7, м.9, б.9, тритоны на все ув. и ум. интервалы,
1б).В мелодии свободного письма диапазон шире, используются ходы на неудобные интервалы, так как мелодия свободного письма белее инструментальна, чем вокальна. В ней встречаются мелодическая фигурация, секвентное движение. Часто используется скрытое двухголосие.
|
|
2а) Ритм мелодии строгого письма отличается мягкостью, плавностью и текучестью. Используются крупные длительности (не менее четвертей) и постепенные переходы от крупных к мелким и наоборот. Синкопы чаще оформляются в крупных длительностях.
2б) Ритм мелодии свободного письма более гибок и разнообразен. Содержит сложные соотношения крупных и мелких длительностей, различного рода синкопы, мелизмы, использует свободное размещение пауз.
3а). Звукорядом мелодии строгого письма является строгая диатоника, на основе которой складывается мажор и минор, завершающийся вводным тоном в конце мелодии.
3б) В свободном письме диатоника сочетается с хроматикой, хроматические ладовые системы мажора и минора преобладают. Ладовая основа в мелодиях свободного письма обладает остротой тяготений и определенностью тонического центра, являясь более централизованной.
В целом мелодии свободного письма отличаются большей индивидуальностью и характеристичностью облика, а также – тематической яркостью.
3. Правила сочинения мелодий строгого письма:
1.Звукоряд строго диатоничен, хроматические ходы неприемлемы;
2.Исключаются все ходы на ув. и ум. интервалы – диатонические и хроматические, а также ходы на тритон.
3. Кроме натуральных мажора и минора можно применять миксолидийский мажор, дорийский и фригийский миноры.
4. Диапазон мелодии не должен превышать дуодецимы. Мелодия приемлема для исполнения одним из хоровых голосов.
5. Поступенное движение в мелодии должно быть преобладающим. Запрещаются: повторения звука, постоянное к нему возвращение и трелеобразные мелодические ходы.
6.Скачки на септимы и ноны неупотребительны. Скачок должен быть подготовлен движением в противоположном скачку направлении и заполнен также в противоположном направлении поступенным движением. Два скачка в одном направлении недопустимы.
7.Самый высокий и низкий звук мелодии имеет значение кульминации и поэтому дважды не повторяется.
8. Необходимо избегать секвентных ходов, которые дробят мелодию.
9. Количество пауз должно быть ограничено.
10. Наименьшая длительность – четверть, восьмые используются в количестве не более 2-х нот в проходящем движении, или в качестве вспомогательных фигур. Переход от крупных длительностей к мелким должен быть постепенным. Появление четвертей на сильных долях уместно, если:
а) первая из четвертей слигована с предыдущей,
б) весь такт заполнен четвертями,
в) движение четвертями началось раньше – с предыдущей слабой доли,
г) четверти, введенные на сильной доле, приводят к синкопе.
11. Нельзя слиговывать четверти между собой или меньшую длительность с большей.
12. Секвентность, периодичность избегается и в ритмическом плане. Исключается всякая повторность ритмических ячеек.
Вопросы для самоконтроля:
1. Назовите принципы образования звуковысотной линии.
2. Как характер рельефа звуковысотной линии влияет на характер мелодии?
3. Назовите основные отличия мелодий строгого и свободного письма.
4. Перечислите основные каноны сочинения мелодии строгого письма.
Д.задание: сочинить 3 мелодии строгого письма по предложенным правилам.
(Все практические работы предоставляются на зачет).