Тема 6. Имитация в двухголосии

Вопросы:

1. Понятие имитации. Строение имитации.

2. Виды имитации.

3. Правила сочинения имитации.

 

Имитация (лат. – подражание) прием изложения, состоящий в повторении каким-либо голосом мелодии, непосредственно перед тем, прозвучавший в другом голосе. Голос, начинающий имитацию называется начальным или пропостой (итальян. – предложение), а продолжающий – имитирующим (ит. – ответ) или риспостой.

Имитация ведет к росту музыкальной формы и является формообразующим средством, создающим единство и цельность формы. Имитация как прием встречается в любой музыке, а не только в полифонической. Для того, чтобы имитация была введена в полифоническое многоголосие необходимо условие: при вступлении имитирующего голоса начальный голос должен не только не умолкать, но и исполнять контрастный мелодически развитый контрапункт к имитирующему голосу. Такой контрапункт называется противосложением.

Особенности строения имитации определяются соотношением ее начального и имитирующего голосов.

Соотношение начального и имитирующего голосов образуют вертикальную и горизонтальную координаты. Вертикальная координата определяется интервалом имитации, который показывает насколько выше или ниже вступает имитирующий голос. Если имитирующий вступает с того же звука, что и начальный – это имитация в унисон, может быть – в верхнюю кварту, в нижнюю квинту и т.д.

Горизонтальная координата характеризуется расстоянием во времени вступления голосов. Она измеряется количеством тактов. Если расстояние во времени вступления не равно числу целого такта – возникает имитация со смещением сильных долей на слабые и наоборот.

 

2. Соотношение начального и имитирующего голосов может представлять различную степень мелодико-тематического единства.

а) Если риспоста повторяет лишь часть мелодии пропосты – простая имитация.

б) Если риспоста точно повторяет пропосту – каноническая имитация.

Наибольшая точность воспроизведения имеет место в имитации в унисон, когда риспоста повторяет пропосту на той же высоте.

 

Имитация делится на следующие виды:

1. Мелодия риспосты имитирует пропосту в прямом движении – имитация в прямом движении.

2. Если риспоста имитирует пропосту в обращении – имитация в противодвижении (все интервалы даны в обращении).

3. Риспоста имитирует пропосту более крупными длительностями – в увеличении.

4. Имитация более мелкими длительностями – в уменьшении.

5. Имитация мелодии от конца к началу – ракоходная имитация.

Наиболее распространенная имитация в прямом движении, реже – в обращении и в увеличении. Ракоходная имитация выявляется в нотах зрительным путем и на слух не распознается.

Если риспоста повторяет мелодию в прямом движении, в обращении, в уменьшении или увеличении, в ракоходе – но при этом сохраняет интервалику мелодии: все эти формы образуют строгую имитацию. Если имитирующий голос меняет интервалику мелодии – возникает свободная имитация.

3.Сочинение имитации.

1.Сочиняется часть начального голоса – до момента вступления имитирующего.

2. Сочиненная часть переносится в другой голос в соответствии с задуманным видом имитации.

3. К перенесенной части сочиняется противосложение в начальном голосе.

4. Оба голоса – начальный и имитирующий– переходят в свободное контрапунктическое изложение, завершаемое каденцией.

В канонической имитации после третьего пункта происходят изменения – противосложение переносится из начального голоса в имитирующий, к нему пишется новое противосложение, которое в свою очередь переносится в другой голос и т.д. до каденции.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что означают термины: пропоста и риспоста в имитации?

2. Какую роль в имитации играют горизонтальная и вертикальная координаты?

3. Назовите и дайте характеристику основным видам имитации.

Задание: сочинить двухголосные имитации: простую и каноническую, а также – а противосложении, в увеличении и в ракоходном движении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: