Вопросы:
1. Общая характеристика двухголосия.
2.Контраст голосов.
3. Единство голосов.
4. Характеристика консонансов и диссонансов в полифонии.
5. Использование интервалов в простом контрапункте.
1.Двухголосие возникло в нотированном виде в 10 веке и с тех пор существует как самостоятельный вид многоголосия в народной музыке.
Основой двухголосия явилась гетерофония с преобладанием прямого или косвенного движения голосов.
Всякое двухголосие – стройное целое, объединяющее контрастные, мелодически развитые голоса.
Сочетание единства и контраста – основное условие полифонии. Нарушение одной из сторон ведет к нарушению норм полифонии (уничтожение контраста и их мелодической развитости ведет к гомофонии или подголосочному стилю), либо к нарушению музыкальных закономерностей (уничтожение единства – выход за пределы музыкального искусства).
Совмещение единства и контраста – основной принцип контрапунктирования голосов, определяющий соотношение голосов.
|
|
Соотношение голосов имеет два условия:
1. мелодически развитые голоса должны обязательно контрастировать между собой.
2.голоса должны заключать в себе возможность к объединению при одновременном звучании.
То есть носителями совмещаемых контраста и единства являются как горизонталь, так и вертикаль музыкальной ткани.
Горизонтальная линия обеспечивает контраст, вертикальная – единство.
2. Контраст голосов.
Мелодическая линия является развитой, если она стоится на закономерностях развития мелодии, рассмотренных раннее. Однако в одной мелодии на первый план выходят одни закономерности (ритм, направление движения), в другой – другие. Это обеспечивает контраст.
Виды контрастов:
1. Контраст ритма: крупные и мелкие длительности.
2. Контраст плавного движения и скачков.
3. Контраст в направлении движения голосов.
4. Контраст в размещении цезур – моментов расчленения мелодической ткани каденциями, ритмическими остановками, паузами – приходится на различные по времени участки.
5. Контраст в размещении мелодических вершин, кульминаций которые приходятся на разные участки совместно звучащих голосов.
6. Контраст регистров – обязательный для строгого и свободного письма.
7. Контраст тембровой окраски голосов, особого значения приобретает в свободном письме.
8. Контраст типов мелодий, характерен больше для свободного письма, состоит в сочетании кантиленой мелодии с мелодией-фигурацией.
9. Контраст лада, когда оба голоса относятся к разным ладовым системам, что приводит к восприятию этого феномена как единой новой системы.
10. Контраст тональностей – достояние свободного письма, оба голоса принадлежат к разным тональным системам, приводит это к одному тональному знаменателю.