Темы 3,4: Двухголосие. Простой контрапункт

Вопросы:

1. Общая характеристика двухголосия.

2.Контраст голосов.

3. Единство голосов.

4. Характеристика консонансов и диссонансов в полифонии.

5. Использование интервалов в простом контрапункте.

 

1.Двухголосие возникло в нотированном виде в 10 веке и с тех пор существует как самостоятельный вид многоголосия в народной музыке.

Основой двухголосия явилась гетерофония с преобладанием прямого или косвенного движения голосов.

Всякое двухголосие – стройное целое, объединяющее контрастные, мелодически развитые голоса.

Сочетание единства и контраста – основное условие полифонии. Нарушение одной из сторон ведет к нарушению норм полифонии (уничтожение контраста и их мелодической развитости ведет к гомофонии или подголосочному стилю), либо к нарушению музыкальных закономерностей (уничтожение единства – выход за пределы музыкального искусства).

Совмещение единства и контраста – основной принцип контрапунктирования голосов, определяющий соотношение голосов.

 

Соотношение голосов имеет два условия:

1. мелодически развитые голоса должны обязательно контрастировать между собой.

2.голоса должны заключать в себе возможность к объединению при одновременном звучании.

То есть носителями совмещаемых контраста и единства являются как горизонталь, так и вертикаль музыкальной ткани.

Горизонтальная линия обеспечивает контраст, вертикальная – единство.

 

2. Контраст голосов.

Мелодическая линия является развитой, если она стоится на закономерностях развития мелодии, рассмотренных раннее. Однако в одной мелодии на первый план выходят одни закономерности (ритм, направление движения), в другой – другие. Это обеспечивает контраст.

Виды контрастов:

1. Контраст ритма: крупные и мелкие длительности.

2. Контраст плавного движения и скачков.

3. Контраст в направлении движения голосов.

4. Контраст в размещении цезур – моментов расчленения мелодической ткани каденциями, ритмическими остановками, паузами – приходится на различные по времени участки.

5. Контраст в размещении мелодических вершин, кульминаций которые приходятся на разные участки совместно звучащих голосов.

6. Контраст регистров – обязательный для строгого и свободного письма.

7. Контраст тембровой окраски голосов, особого значения приобретает в свободном письме.

8. Контраст типов мелодий, характерен больше для свободного письма, состоит в сочетании кантиленой мелодии с мелодией-фигурацией.

9. Контраст лада, когда оба голоса относятся к разным ладовым системам, что приводит к восприятию этого феномена как единой новой системы.

10. Контраст тональностей – достояние свободного письма, оба голоса принадлежат к разным тональным системам, приводит это к одному тональному знаменателю.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: