Ориентация журналиста в информационной среде - это определенные подходы к познанию фактов, интеллектуальному освоению их и творческой обработке для презентации массовой аудитории.
Директивный способ освоения информационной среды - это выработка на основе ее сигналов определенных предписаний и правил поведения человека в условиях данной социально-политической и экономической системы.
Информативный способ освоения информационной среды - это творческое оформление наиболее уникальных ее сигналов без обобщения, анализа и осмысления этих сигналов.
Публицистический способ освоения информационной среды - это аналитическое осмысление ее сигналов с целью совместного с аудиторией поиска оптимальных путей назревших общественных проблем.
Материальным воплощением сигналов информационной среды являются факты. Факт — это истинное, действительное, никем не выдуманное проявление одной из сторон окружающей нас объективной реальности. Содержит в себе: сведения, события и явления.
|
|
Сведение — этой такой факт окружающей действительности, который фрагментарно характеризует одну из ее сторон, но не содержит в себе фабулы, не соотнесен с определенной датой и конкретным адресом.
Событие представляет собой факт, который характеризуется временем и местом, началом и окончанием определенного действия, протекающего в узком хронологическом и пространственном диапазоне.
Явление — это факт, который комплексно отражает ту или иную грань реальности и объединяет в себе на семантической основе целое множество сведений и событий.
Главная заповедь журналистики гласит, что с фактом необходимо обращаться внимательно, уважительно и честно. Недопустимо:
— игнорировать, замалчивать общественно значимый факт;
— искажать его содержание, неверно излагать фактические данные;
— деформировать факт, отсекать от него одну часть и оставлять другую.
В то же время можно интерпретировать и комментировать факты, строить версии о социальных последствиях.
Определившись в информационной среде и отобрав факты, вы приступаете к разработке авторского замысла - основной мысли, идеи произведения.
Параметры журналистского произведения (сведения, составляющие авторский замысел):
— проблема — предлагаемый журналистом вниманию читателя сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения;
— тема — четко ограниченная логическими и содержательными рамками основная мысль (идея) журналистского выступления, формулируемая условным (рабочим) заголовком;
— адреса и места действия будущего произведения;
|
|
— методика исследования проблемы (беседы, социология, длительное наблюдение, включенное наблюдение, эксперимент и т.п.);
— круг персонажей;
— жанр;
— ориентировочный размер и срок будущей публикации.
Сведения, составляющие авторский замысел, оформляются в виде заявки на материал, которая утверждается редакцией и включается в тематический план.
Планируемые источники журналистского замысла:
— редакционный план, с учетом специализации автора;
— юбилейные даты, праздники;
— официальные выступления и сообщения в рамках ранее запланированных общественно-политических, научных, государственных мероприятий;
— гастроли;
— спортивные соревнования;
— судебные слушания;
— дискуссия в прессе;
— письма читателей;
— личные наблюдения журналиста, в т.ч. длительные;
— повторное выступление автора на ту же тему.
Внеплановые источники журналистского замысла:
— происшествия, аварии, стихийные бедствия);
— сведения, полученные на пресс-конференциях и брифингах, сообщения правоохранительных органов, публичные заявления политиков и официальных лиц, отставки и назначения;
— специальное задание редакции и др.
Темы для рефератов (контрольная работа к зачету):
- Организация службы связи с общественностью.
- Коммуникативная компетентность.
- Коммуникационный менеджмент – основные функции, задачи и цели.
- Влияние коммуникации на деятельность организации.
- Деловое общение, виды, правила.
- Сущность деятельности пресс-секретаря.
- Паблик рилейшнз – сущность, структура.
- Основные проблемы менеджера PR.
Список литературы
Основная литература
1. Антипов К.В., Баженов Ю.К. Паблик рилейшнз. М., 2002(библиотека преподавателя)
2. Блажнов Е.А. Паблик рилейшнз. М., 1994(библиотека преподавателя)
3. Блэк С. Паблик рилейшнз. Что это такое? М., 1990 (библиотека факультета)
4. Вартанова Е. Л. Современная медиаструктура / Средства массовой информации в постсоветской России. М., 2002 (библиотека преподавателя)
5. Васильева Т. В., Осинский В. Г., Петров Г. Н. Радиотелевизионная журналистика в системе профессиональных координат. СПб, 2002. Ч. 1 (библиотека преподавателя)
6. Корконосенко С. Г. Основы журналистики: Учебник для вузов. М., 2002 (библиотека факультета)
7. Теория и практика массовой информации. Ч.1/под ред. А.Д.Кривоносова,СПб. 2006 (библиотека на факультете, библиотека преподавателя)
8. Типология периодической печати: Учеб. пос. / Под ред. Я. Н. Засурского. М., 1995(библиотека преподавателя)
Дополнительная литература
1. Борецкий Р. А. Телевидение на перепутье. Статьи 1989-1998 / Ред.-сост. Г. А. Шевелев. М., 1998 (библиотека преподавателя)
2. Егоров В. В. Телевидение: Страницы истории. М., 2004 (библиотека преподавателя)
3. Ильченко С. Н. Локальность в региональном телевизионном контенте / Региональная журналистка и актуальные проблемы современности: Материалы Вторых Северо-Западных чтений / Отв. ред. А. Д. Кривоносов. СПб., 2004 (библиотека преподавателя)
4. Ким М.Н. От замысла к воплощению. СПб, 1999 (библиотека преподавателя)
5.Коновалова О.В. Основы журналистики. Ростов-на-Дону, 2005 (библиотека преподавателя)
6. Корконосенко С.Г., Ворошилов В.В. Право и этика СМИ. СПб, 1999 (библиотека преподавателя)
7. Кузнецов В.Ф. Связи с общественностью: теория и технологии. М. 2006 (библиотека преподавателя)
8.Мисонжников Б.Я., Юрков А.А. Основы творческой деятельности журналиста. СПб, 2002 (библиотека преподавателя)
9. Пуля Ю. С. Состояние региональных рынков печатных СМИ: проблемы, тенденции, перспективы развития. Доклад на коллегии МПТР. М., 2003. //www. mptr. ru.
10.Формановская Н.И. Культура общения и речевой этикет. М., 2005 (библиотека преподавателя)