Водомерный пост, основные требования к размещению.
Приборы и устройства для водомерных наблюдений
Скорость течения воды, способы ее определения. Эпюры распределения скоростей в потоке.
Расход воды, модель расхода, формулы для его определения.
Способы определения расхода воды, используемые приборы.
Вертушки и устройства для определения скоростей течения воды.
Способы измерения расходов воды, способ поплавков.
Разбивка и уточнение гидрометрического створа.
Автоматические приборы для контроля и передачи уровня воды.
Морские и речные приборы для измерения скоростей и направления течения воды, их особенности.
Наносы, и их виды.
Способы определения расходов взвешенных наносов.
Устройство приборов для взятия пробы воды при изучении взвешенных наносов
Типы водомерных постов, устройства и принадлежности к ним.
Способы установки самописцев уровня воды, оборудование и принадлежности
|
|
Типы гидрологических вертушек. Их тарировка.
Способы измерения расходов воды. Способ ионного паводка.
Приборы, применяемые для определения глубин.
Наблюдения над физическими свойствами воды в озерах (температура, цвет, прозрачность).
Приложение 4
(программа новая)
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации | ||||||||||||||
Санкт-Петербургский государственный университет | ||||||||||||||
Факультет географии и геоэкологии | ||||||||||||||
Регистрационный номер рабочей программы учебной дисциплины: | ||||||||||||||
код года утверждения | / | код факультета | / | порядковый номер учебной дисциплины | ||||||||||
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |||||||||||||||||||||||||||||
«Гидрология суши: экологические аспекты водопользования» | |||||||||||||||||||||||||||||
основных образовательных программ высшего профессионального образования | |||||||||||||||||||||||||||||
1) Гидрометеорология | |||||||||||||||||||||||||||||
подготовки по направлению | 20600 | Гидрометеорология | |||||||||||||||||||||||||||
по профилю | По всем профилям ООП | ||||||||||||||||||||||||||||
для получения квалификации (степени) |
| ||||||||||||||||||||||||||||
Коды дисциплины | Б.3.2(111) | по учебному плану | ?? /?? /?? | форма обучения | очная. | ||||||||||||||||||||||||
виды промежуточной аттестации: | зачётов | 1 | экзаменов | ||||||||||||||||||||||||||
Трудоёмкость учебной дисциплины | зачётных единиц | ||||||||||||||||||||||||||||
Санкт-Петербург 2011г. | |||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 1. Характеристики, структура и содержание учебной дисциплины | |||||||||||||||||||||||||||||
1.1. Цели изучения дисциплины: | |||||||||||||||||||||||||||||
Целью курса является формирование навыков самостоятельного использования слушателями гидрологической информации на всех стадиях научной и практической деятельности, включая этапы постановки задачи, отбора необходимых теоретических и технических средств, а также осмысление ими с теоретических позиций концепций современных природопользования. Основная задача курса — дать студентам гидрометеорологического цикла факультета географии и геоэкологии: гидрологам, океанологам и климатологам общее представление о водных ресурсах, структуре водохозяйственного комплекса и состоянии водных объектов суши; ознакомить их с основными гидролого-экологическими понятиями, связанными с охраной и рациональным использованием водных объектов. | |||||||||||||||||||||||||||||
1.2. Язык(и) обучения - Русский | |||||||||||||||||||||||||||||
1.3. Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) | |||||||||||||||||||||||||||||
Для успешного освоения дисциплины студент должен иметь предварительную подготовку в объеме курса «Гидросфера», изучаемого на первом курсе факультета. | |||||||||||||||||||||||||||||
1.4. Результаты изучения дисциплины, перечень компетенций, формируемых при изучении дисциплины (с указанием кодов) | |||||||||||||||||||||||||||||
По ООП 20600: ОК-1Владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения; ОК-3 Осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности; ОК-5 Уметь использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, уметь анализировать социально значимые проблемы и процессы; ПК-2 Способен к работе в лабораториях, в аналитических и исследовательских центрах при проведении научно-исследовательских и производственных работ в области климатологии, метеорологии, океанологии, гидрологии и гидроэкологии под руководством специалистов и квалифицированных научных сотрудников; ПК-3 Способен понимать, изучать и критически анализировать научную информацию по тематике исследования, используя адекватные методы обработки, анализа, синтеза и представления информации; ПК-7 Умеет анализировать частные и общие проблемы гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды под руководством специалистов и квалифицированных научных сотрудников. | |||||||||||||||||||||||||||||
1.5. Знания, умения, навыки, осваиваемые обучающимся при изучении дисциплины: | |||||||||||||||||||||||||||||
– эффективно подходить к проведению экспертизы водопользования студентами географо-экологами различных специальностей; - овладеть основными представлениями о традиционных системах информационных баз, используемых в гидрологии и водном хозяйстве; - иметь понятие о государственном водном кадастре (ГВК); - изучить требования общегосударственной системы наблюдения и контроля (ОГСНК); - иметь понятие о схеме комплексного использования водных ресурсов (КИВР); - освоить современные подходы к оценкам воздействия на окружающую среду (ОВОС), применительно к мониторингу водных объектов и экспертизе водопользования. Подразумевается, что основная часть самостоятельной работы студенты проводят в библиотеке, в том числе Государственного гидрологического института (ГГИ) и Государственного гидрометеорологического университета (РГГМУ). | |||||||||||||||||||||||||||||
1.6. Перечень и объём активных форм учебной работы по дисциплине | |||||||||||||||||||||||||||||
По данной дисциплине используются иллюстративно-познавательные экскурсии на гидротехнические и водохозяйственные объекты (по согласованию с руководством организаций Ленморзащита: КЗС СПб от наводнений и Ленэнерго: Нарвская деривационная ГЭС, Волховская ГЭС). По желанию лектора, при изложении части тем, применяется мультимедиа–проектор для проведения презентаций и демонстрации других материалов занятий. По выбору лектора проводится заслушивание наиболее интересных реферативных работ студентов с использованием мультимедиа–проектора для проведения презентаций. | |||||||||||||||||||||||||||||
1.7. Организация изучения дисциплины, текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Объёмы учебной работы и трудоёмкость по ООП 20600
|
Четвертый семестр
|
|
|
|
1-й модуль:Водные ресурсы и водопользование | 4 | 4 | 4 | 3 | 1 | |||||||
100 | 50 | |||||||||||
2-й модуль:Контроль и планирование водопользования | 4 | 2 | 2 | 4 | 3 | 2 | ||||||
100 | 50 | 25 | ||||||||||
3-й модуль:Юридические и экономические аспекты водопользования | 4 | 2 | 2 | 4 | 2 | 2 | ||||||
100 | 25 | 25 | ||||||||||
ИТОГО ЧАСОВ: | 12 | 6 | 2 | 2 | 2 | 12 | 8 | 5 з.е. |
Периоды обучения | Промежуточная аттестация | Текущий контроль | ||||
Сроки | Вид и количество аттестаций | Модули учебной дисциплины | Формы текущего контроля | Сроки текущего контроля | ||
по ООП 20600 | ||||||
1-й период С2 | 36-38 неделя | зачет - 1 | 1-й модуль:Водные ресурсы и водопользование | Тесты | Тесты: 4-я неделя | |
2-й модуль: Контроль и планирование водопользования | Результаты Пр.Р. | Пр.Р.: 8-я неделя | ||||
3-й модуль: Юридические и экономические аспекты водопользования | Контр. работы (КР) | КР:11-я неделя | ||||
- Сущность водной проблемы и пути ее решения.
- Понятие о водных ресурсах.
- Различные точки зрения на водные ресурсы.
- Водные ресурсы Земли. Распределение водных ресурсов в нашей стране.
- Понятие о водном стоке и его характеристиках.
- Понятие о водном хозяйстве и водохозяйственном комплексе.
- Требования к составу водопользователей.
- Задачи, решаемые водным хозяйством, и средства для их реализации.
- Пути обеспечения народного хозяйства и населения чистой водой.
- Регулирование водного стока.
- Виды регулирования.
- Общая схема комплексного гидроузла.
- Гидрологические и водохозяйственные балансы. Их единство и различие.
- Требования к организации работ по наблюдению и контролю качества поверхностных вод.
- Обязательная программа контроля по гидрологическим и гидрохимическим показателям.
- Понятие о действующих системах территориального перераспределения водных ресурсов.
- Специфика гидротехнического строительства.
- Последствия создания гидроузла.
- Схемы взаимодействия сооружения с водным объектом.
- Государственный учет водных ресурсов и их использования.
- Юридические аспекты водопользования.
- Водный кодекс, ГОСТы, СНИПы.
- Водный кадастр. Основные разделы.
- Схема КИОВР.
- ОВОС и ЭЭ.
- Подходы к денежной оценке природных ресурсов.
- Оценка стоимости водопользования.
- Основные параметры водохранилищ.
- Схемы использования водной энергии.
- Состав устройств узлов при деривационной и плотинной схемах сооружений.
- Мощность водного потока (вывод).
- Классификация гидротехнических сооружений по напору и материалам.
- Устройства и типы водных турбин.
- Здания ГЭС. Схемы компоновки гидроузла.
- Основные типы плотин.
- Общая схема водоподпорного сооружения.
- Железобетонные сооружения.
- Плотины из местных материалов. Технология их возведения.
- Сущность водной проблемы и пути ее решения.
- Сущность водной проблемы и пути ее решения.
- Государственный учет водных ресурсов и их использования.
- Схемы использования водной энергии.
Приложение 5
|
|
Сечения гидроузлов
(в проекциях)