Водомерный пост, основные требования к размещению.
Приборы и устройства для водомерных наблюдений
Скорость течения воды, способы ее определения. Эпюры распределения скоростей в потоке.
Расход воды, модель расхода, формулы для его определения.
Способы определения расхода воды, используемые приборы.
Вертушки и устройства для определения скоростей течения воды.
Способы измерения расходов воды, способ поплавков.
Разбивка и уточнение гидрометрического створа.
Автоматические приборы для контроля и передачи уровня воды.
Морские и речные приборы для измерения скоростей и направления течения воды, их особенности.
Наносы, и их виды.
Способы определения расходов взвешенных наносов.
Устройство приборов для взятия пробы воды при изучении взвешенных наносов
Типы водомерных постов, устройства и принадлежности к ним.
Способы установки самописцев уровня воды, оборудование и принадлежности
Типы гидрологических вертушек. Их тарировка.
Способы измерения расходов воды. Способ ионного паводка.
Приборы, применяемые для определения глубин.
Наблюдения над физическими свойствами воды в озерах (температура, цвет, прозрачность).
Приложение 4
(программа новая)
| Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
|
|
| Санкт-Петербургский государственный университет
|
|
| Факультет географии и геоэкологии
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Регистрационный номер рабочей программы учебной дисциплины:
|
|
|
|
| код года утверждения
| /
| код факультета
| /
| порядковый номер учебной дисциплины
|
|
| | | | | | | | | | | | | | | |
| РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
|
| «Гидрология суши: экологические аспекты водопользования»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| основных образовательных программ высшего профессионального образования
|
|
| 1) Гидрометеорология
|
|
| подготовки по направлению
| 20600
| Гидрометеорология
|
|
|
|
|
|
|
| по профилю
| По всем профилям ООП
|
|
| для получения квалификации (степени)
|
|
| Бакалавр гидрометеорологии
| |
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Коды дисциплины
| Б.3.2(111)
| по учебному
плану
| ?? /?? /??
| форма обучения
| очная.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| виды промежуточной аттестации:
| зачётов
| 1
| экзаменов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Трудоёмкость учебной дисциплины
|
| зачётных единиц
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Санкт-Петербург
2011г.
|
|
| Раздел 1. Характеристики, структура и содержание учебной дисциплины
|
|
|
|
|
| 1.1. Цели изучения дисциплины:
|
|
| Целью курса является формирование навыков самостоятельного использования слушателями гидрологической информации на всех стадиях научной и практической деятельности, включая этапы постановки задачи, отбора необходимых теоретических и технических средств, а также осмысление ими с теоретических позиций концепций современных природопользования.
Основная задача курса — дать студентам гидрометеорологического цикла факультета географии и геоэкологии: гидрологам, океанологам и климатологам общее представление о водных ресурсах, структуре водохозяйственного комплекса и состоянии водных объектов суши; ознакомить их с основными гидролого-экологическими понятиями, связанными с охраной и рациональным использованием водных объектов.
|
|
| 1.2. Язык(и) обучения - Русский
|
|
| 1.3. Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
|
|
| Для успешного освоения дисциплины студент должен иметь предварительную подготовку в объеме
курса «Гидросфера», изучаемого на первом курсе факультета.
|
|
| 1.4. Результаты изучения дисциплины, перечень компетенций, формируемых при изучении дисциплины (с указанием кодов)
|
|
| По ООП 20600: ОК-1Владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения; ОК-3 Осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности; ОК-5 Уметь использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, уметь анализировать социально значимые проблемы и процессы; ПК-2 Способен к работе в лабораториях, в аналитических и исследовательских центрах при проведении научно-исследовательских и производственных работ в области климатологии, метеорологии, океанологии, гидрологии и гидроэкологии под руководством специалистов и квалифицированных научных сотрудников; ПК-3 Способен понимать, изучать и критически анализировать научную информацию по тематике исследования, используя адекватные методы обработки, анализа, синтеза и представления информации; ПК-7 Умеет анализировать частные и общие проблемы гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды под руководством специалистов и квалифицированных научных сотрудников.
|
|
| 1.5. Знания, умения, навыки, осваиваемые обучающимся при изучении дисциплины:
|
|
| – эффективно подходить к проведению экспертизы водопользования студентами географо-экологами различных специальностей;
- овладеть основными представлениями о традиционных системах информационных баз, используемых в гидрологии и водном хозяйстве;
- иметь понятие о государственном водном кадастре (ГВК);
- изучить требования общегосударственной системы наблюдения и контроля (ОГСНК);
- иметь понятие о схеме комплексного использования водных ресурсов (КИВР);
- освоить современные подходы к оценкам воздействия на окружающую среду (ОВОС), применительно к мониторингу водных объектов и экспертизе водопользования.
Подразумевается, что основная часть самостоятельной работы студенты проводят в библиотеке, в том числе Государственного гидрологического института (ГГИ) и Государственного гидрометеорологического университета (РГГМУ).
|
|
| 1.6. Перечень и объём активных форм учебной работы по дисциплине
|
|
| По данной дисциплине используются иллюстративно-познавательные экскурсии на гидротехнические и водохозяйственные объекты (по согласованию с руководством организаций Ленморзащита: КЗС СПб от наводнений и Ленэнерго: Нарвская деривационная ГЭС, Волховская ГЭС).
По желанию лектора, при изложении части тем, применяется мультимедиа–проектор для
проведения презентаций и демонстрации других материалов занятий.
По выбору лектора проводится заслушивание наиболее интересных реферативных работ студентов с использованием мультимедиа–проектора для проведения презентаций.
|
|
1.7. Организация изучения дисциплины, текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Объёмы учебной работы и трудоёмкость по ООП 20600
| Модули учебной дисциплины
| Аудиторная учебная работа обучающихся
| Самостоятельная работа)
| Объём активных форм учебной работы (часов)
| Трудоёмкость
(в зачётных единиц.)
| | лекции
| семинары
| консультации
| практические занятия
| лабораторные работы
| контрольные работы
| коллоквиумы
| под руководством преподавателя
| в присутствии преподавателя
| без участия преподавателя
| | | | | | | | | | | | | | | | |
Четвертый семестр
| 1-й модуль:Водные ресурсы и водопользование
| 4
| 4
|
|
|
|
|
|
|
| 4
| 3
|
1
|
| 100
| 50
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2-й модуль:Контроль и планирование водопользования
| 4
| 2
|
| 2
|
|
|
|
|
| 4
| 3
| 2
|
| 100
| 50
|
| 25
|
|
|
|
|
|
|
| 3-й модуль:Юридические и экономические аспекты водопользования
| 4
|
|
|
|
| 2
| 2
|
|
| 4
| 2
| 2
|
| 100
|
|
|
|
| 25
| 25
|
|
|
|
| ИТОГО ЧАСОВ:
| 12
| 6
|
| 2
|
| 2
| 2
|
|
| 12
| 8
| 5 з.е.
|
| |
|
|
| Виды, формы и сроки текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
|
|
| Периоды обучения
| Промежуточная аттестация
| Текущий контроль
| | Сроки
| Вид и количество аттестаций
| Модули учебной
дисциплины
| Формы текущего контроля
| Сроки текущего контроля
| | по ООП 20600
| | 1-й период С2
| 36-38 неделя
| зачет - 1
| 1-й модуль:Водные ресурсы и водопользование
| Тесты
| Тесты: 4-я неделя
| | 2-й модуль: Контроль и планирование водопользования
| Результаты Пр.Р.
| Пр.Р.: 8-я неделя
| | 3-й модуль: Юридические и экономические аспекты водопользования
| Контр. работы (КР)
| КР:11-я неделя
| | | | | | | | | |
|
|
| :
|
| 1.8. Структура и содержание учебной дисциплины
|
|
| Модуль 1 «Водные ресурсы и водопользование»
Тема 1. Сущность водной проблемы и пути ее решения.Состояние водопользования. Дефицит воды. Загрязнение окружающей среды и водных объектов.
Тема 2. Понятие о водных ресурсах. Особенности, распространение, режим, качество и характеристики водных ресурсов. Происхождение вод. Круговорот воды в природе. Различные точки зрения на водные ресурсы.
Тема 3. Понятие о природопользовании в целом и водопользовании в частности.Нормирование водопользования. Понятия и определения. Состояние и перспективы водопотребления и водопользования в различных странах и мире в целом.
Тема 4. Понятие о водном хозяйстве и водохозяйственном комплексе.Общая схема водохозяйственного комплекса (ВХК). Требования к составу водопользователей. Основные проблемы, решаемые при их планировании.
Тема 5. Задачи, решаемые водным хозяйством, и средства для их реализации.Пути оптимизации водопользования: автоматизированные системы управления (АСУ ВХК), компоновка гидроузла.
Модуль 2 «Контроль и планирование водопользования»
Тема 1. Водный кадастр.Принципы сбора, обобщения и распространения данных о наличии и качестве водных ресурсов и ведения государственного водного кадастра (ГВК).
Тема 2. Понятие о комплексном и рациональном водопользовании.Понятие о схеме комплексного использования водных ресурсов (КИВР), ее состав, цели и задачи. Методика составления.
Тема 3. Водохозяйственное районирование и водохозяйственные балансы.Виды районирования. Виды балансов. Отличие Водохозяйственных балансов от гидрологических. Водохозяйственный год. Водохозяйственные балансы с учетом качества воды.
Тема 4.Регулирование водного стока.Виды регулирования. Косвенное и прямое регулирование. Регулирование водохранилищами.
Тема 5. Принципы организации системы наблюдения и контроля над использованием и загрязнением вод.Общегосударственная система наблюдения и контроля над водопользованием (ОГСНК). Понятие о пунктах и створах наблюдения. Их классификация. Периодичность и сроки наблюдений. Обязательная и специальные программы наблюдения.
Тема 6.Подходы к оценке воздействия на окружающую среду.(ОВОС, мониторинг). Критерии оценки качества вод (ПДК, ЛПВ и др.). Гидрологическое нормирование водопользования по гидрохимическим показателям (ПДС). Паспортизация предприятий на основе оптимизации водопользования.
Модуль 3 «Юридические и экономические аспекты водопользования»
Тема 1. Юридические аспекты водопользования.Подходы к водопользованию в различных странах. Водный кодекс, подзаконные акты, ГОСТы, СНИПы, методические указания, наставления.
Тема 2. Экономические аспекты водопользования и водопотребления.Подходы к экономической оценке водопользования. Капитальные вложения, прибыль, эффективность, сроки возврата. Цена воды, стоимость ущерба от загрязнения водных ресурсов.
Тема 3. Международное сотрудничество в области природопользования.Межправительственное и профессиональное сотрудничество: ЮНЕСКО, МАГИ, МАГН и др. программы.
|
|
|
|
|
| Раздел 2. Обеспечение учебной дисциплины
|
|
|
|
|
| 2.1. Методическое обеспечение учебной дисциплины
|
|
| 2.1.1.
| Методическое обеспечение аудиторной работы
|
|
|
| А) Перечень обучающих, контролирующих и расчетных программ, презентаций, кино и видеофильмов.
Б) В методическое обеспечение аудиторной работы также включены:
методические рекомендации (материалы) преподавателю по организации реферативных работ с использованием материалов общедоступных и специальных библиотек СПбГУ, РГГМУ и ГГИ:
· До начала занятий, подать заявку в соответствующую библиотеку для доступа перечисленных студентов к фондам для подготовки отчетных реферативных работ.
· Проинструктировать студентов к предстоящей реферативной работе (провести коллоквиум по вопросам водопользования).
· Выдать студентам индивидуальные задания, согласованные с творческой направленностью интересов студента, описывающие ситуации, связанные с водопользованием и качеством воды.
· Предварительно (до семинара) просмотреть составленные студентами реферативные обзоры и дать рекомендации по их совершенствованию.
· Дать рекомендации студентам по наиболее качественному исполнению отчетной документации с использованием общедоступных офисных сред и возможностей изучаемых систем.
В) В методическое обеспечение аудиторной работы также включены:
методические рекомендации (материалы) преподавателю по организации иллюстративно-познавательных экскурсий на гидротехнические и водохозяйственные объекты (по согласованию с руководством организаций Ленморзащита: КЗС СПб от наводнений и Ленэнерго: Нарвская деривационная ГЭС, Волховская ГЭС).
|
|
| 2.1.2.
| Методическое обеспечение самостоятельной работы
|
|
|
| В процессе самостоятельной работы студентам рекомендуется освоить темы, связанные с современными тенденциями в вопросах природопользования, не вошедшими в лекционный курс.
Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы студентов по всем модулям:
По 1-му модулю:
· Сущность водной проблемы
· Архитектура гидроэлектростанций
· Водные ресурсы будущего
По 2-му модулю:
· Рекреации в гидрологии
· Малые ГЭС
· Проблемы современного водного хозяйства
· Перспектива развития водопользования в нашей стране
Методические указания студенту по подготовке к реферативных работа с использованием материалов общедоступных и специальных библиотек СПбГУ, РГГМУ и ГГИ:
· Тщательно продумать возможную тематику реферативного обзора к предстоящему занятию и получить допуск к ней (сдать коллоквиум).
· На основании полученного задания составить примерный развернутый план реферата, описывающий специфику рассматриваемых вопросов с точки зрения водопользования и качества вод, используя различные подходы.
· Составить реферативный обзор по выбранной и согласованной с преподавателем тематике в объеме более 15 маш. стр., построить графики, диаграммы, таблицы и составить презентацию.
· Доложить реферативный обзор на занятии с использованием презентационных материалов, уложиться в 6-8 минут.
Перед началом изучения второго модуля каждый студент получает в электронном виде издание основных обозначений, определений и понятий модуля (глоссарий).
|
|
| 2.1.3.
| Методические материалы для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по дисциплине (в том числе контрольно-измерительные материалы)
Приводится описание контрольно-измерительных материалов. (На первом занятии
преподаватель доводит до сведения студентов график (сроки) текущего контроля их самостоятельной работы и критерии оценки знаний по всем формам контроля и
учебным процедурам (устный опрос, контрольная работа, тест, коллоквиум, проверка
домашних заданий, портфолио, эссе, рефераты, курсовые работы и др.).
Реализацию непрерывного контроля знаний согласно графику преподаватель
осуществляет за счет часов, предусмотренных нормами времени на проверку
рефератов, рецензирования контрольных работ (домашних заданий, тестов),
проведение консультаций и пр.
Преподаватель имеет право устанавливать количество модулей по дисциплине,
количество контрольных точек в семестре по различным формам контроля. Но при
этом необходимо обеспечить соответствие затрат учебного времени на проведение
контроля знаний студентов установленным нормам затрат времени на этот вид
работы в соответствии с учебным планом).
Темы курсовых работ(фрагмент)
1. Архитектура гидроэлектростанций
2. Водные ресурсы будущего
3. Рекреации в гидрологии
4. Малые ГЭС
5. Проблемы современного водного хозяйства
6. Сущность водной проблемы
7. Перспектива развития водопользования в нашей стране
8. Ладожское озеро и его экологические особенности
9. Гидролого-экологические особенности озер Карельского перешейка
10. Контроль качества поверхностных вод
11. Преобразование речных систем
12. Гидрологические характеристики качества воды
13. Влияние антропогенных и естественных факторов на формирование экологического равновесия
14. Методы и способы контроля и оценки распространения загрязнений в водных объектах
15. Проблема загрязнения и контроль качества водных ресурсов
16. Экологические проблемы водных объектов суши под влиянием антропогенной деятельности
17. Нормирование водопользования
18. Водохозяйственные комплексы
19. Изученность малых рек
20. Изменение гидрологического режима р. Невы и Невской губы в связи со строительством дамбы
Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену) по всем модулям дисциплины на текущий период обучения
Первый модуль
- Сущность водной проблемы и пути ее решения.
- Понятие о водных ресурсах.
- Различные точки зрения на водные ресурсы.
- Водные ресурсы Земли. Распределение водных ресурсов в нашей стране.
- Понятие о водном стоке и его характеристиках.
- Понятие о водном хозяйстве и водохозяйственном комплексе.
- Требования к составу водопользователей.
- Задачи, решаемые водным хозяйством, и средства для их реализации.
- Пути обеспечения народного хозяйства и населения чистой водой.
Второй модуль
- Регулирование водного стока.
- Виды регулирования.
- Общая схема комплексного гидроузла.
- Гидрологические и водохозяйственные балансы. Их единство и различие.
- Требования к организации работ по наблюдению и контролю качества поверхностных вод.
- Обязательная программа контроля по гидрологическим и гидрохимическим показателям.
- Понятие о действующих системах территориального перераспределения водных ресурсов.
- Специфика гидротехнического строительства.
- Последствия создания гидроузла.
- Схемы взаимодействия сооружения с водным объектом.
Третий модуль
- Государственный учет водных ресурсов и их использования.
- Юридические аспекты водопользования.
- Водный кодекс, ГОСТы, СНИПы.
- Водный кадастр. Основные разделы.
- Схема КИОВР.
- ОВОС и ЭЭ.
- Подходы к денежной оценке природных ресурсов.
- Оценка стоимости водопользования.
Общие дополнительные вопросы ко всем модулям
- Основные параметры водохранилищ.
- Схемы использования водной энергии.
- Состав устройств узлов при деривационной и плотинной схемах сооружений.
- Мощность водного потока (вывод).
- Классификация гидротехнических сооружений по напору и материалам.
- Устройства и типы водных турбин.
- Здания ГЭС. Схемы компоновки гидроузла.
- Основные типы плотин.
- Общая схема водоподпорного сооружения.
- Железобетонные сооружения.
- Плотины из местных материалов. Технология их возведения.
Рекомендуемый перечень вопросов для внесения на междисциплинарный итоговый государственный экзамен:
- Сущность водной проблемы и пути ее решения.
- Сущность водной проблемы и пути ее решения.
- Государственный учет водных ресурсов и их использования.
- Схемы использования водной энергии.
|
|
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Приложение 5
Сечения гидроузлов
(в проекциях)
