Самостоятельная работа

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО АНТИЧНОСТИ.

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Вопросы

1. Преобразования Солона в сфере земельных отношений и общественной жизни?

2. Основные недостатки в общественном и государственном строе древней Спарты?

3. Реформы Солона в социальной сфере, и государственном управлении?4. Административно-территориальные преобразования Клисфена?5. Государственный строй Афин в V-IV в. до н.э.

Плутарх о возникновении спартанского общества и государственного строя [2]

О законодателе Ликурге невозможно сообщить ничего строго достоверного... о его законах, и об устройстве, которое он дал государству, существуют самые разноречивые рассказы...

Из многочисленных нововведений Ликурга первым и самым главным был Совет старейшин. В соединении с царской властью, обладая равным с нею правом голоса при решении важнейших дел, этот Совет стал залогом благополучия и благоразумия... Двадцать восемь старейшин теперь постоянно поддерживали царей, оказывая сопротивление демократии, но в то же время помогали народу хранить отечество от тирании...

Ликург поставил двадцать восемь старейшин, скорее всего для того, чтобы вместе с двумя царями их было, ровно тридцать.

.Никому из обыкновенных граждан не дозволялось подавать свое суждение, и народ, сходясь, лишь утверждал или отклонял то, что предложат старейшины и цари. Но впоследствии толпа разного рода изъятиями и прибавлениями стала искажать и уродовать утверждаемые решения, и тогда цари Полидор и Teoпомп сделали к ретре такую приписку: "Если народ постановит неверно, старейшинам и царям распустить", то есть решение принятым не считать, а уйти и распустить народ на том основании, что он извращает и переиначивает лучшее и наиболее полезное.

Первых старейшин Ликург назначил из числа тех, кто принимал участие в его замысле. Затем он постановил взамен умерших всякий раз выбирать из граждан, достигших шестидесяти лет, того, кто будет признан самым доблестным...

Народ и в этом случае, как и во всех прочих, решал дело криком. Соискателей вводили не всех сразу, а по очереди, в соответствии со жребием, и они молча проходили через собрание. Избранным объявлялся тот, кому кричали больше и громче других...

.Ликург придал государственному управлению смешанный характер, но преемники его, видя, что олигархия все еще чересчур сильна... набрасывают на нее, словно узду, власть эфоров-блюстителей...

Создание должности эфоров послужило не ослаблению, но упрочению государства: оно лишь на первый взгляд было уступкой народу, на самом же деле усилило аристократию.

Отказавшись от чрезмерной власти, спартанские цари вместе с тем избавились и от ненависти, и от зависти; им не пришлось испытать того, что мессенцы и аргивяне учинили со своими правителями, не пожелавшими поступиться ничем в пользу народа...

Второе и самое смелое из преобразований Ликурга передел земли.

Ликург... уговорил спартанцев объединить все земли, а затем поделить их заново и впредь хранить имущественное равенство... Он разделил Лаконию между периэками, или, иначе говоря, жителями окрестных мест, на тридцать тысяч участков, а земли, относящиеся к самому городу Спарте, - на девять тысяч, по числу семей спартиатов... Каждый надел был такой величины, чтобы приносить по семидесяти медимнов ячменя на одного мужчину и по двенадцати на женщину и соразмерное количество жидких продуктов...

Затем Ликург изгнал из Спарты бесполезные и лишние ремесла... Ремесленники, вынужденные отказаться от производства бесполезных предметов, стали вкладывать свое мастерство, в предметы первой необходимости.

Чтобы нанести роскоши и страсти к богатству еще более решительный удар, Ликург провел третье и самое прекрасное преобразование - учредил общие трапезы: граждане собирались вместе и все ели одни и те же кушанья...

На трапезы собиралось человек по пятнадцати, иной раз немногим менее или более. Каждый сотрапезник приносил ежемесячно медимн ячменной муки, восемь хоев вина, пять мин сыра, две с половиной мины смокв и наконец, совсем незначительную сумму денег для покупки мяса и рыбы...

Одним из благ и преимуществ, которые доставил согражданам Ликург, было изобилие досуга. Заниматься ремеслом им было строго-настрого запрещено...

Землю их возделывали илоты, внося назначенную подать...Низким и рабским считали они всякий ручной труд, всякие заботы, сопряженные с наживой...

 

Аристотель о спартанских учреждениях [3] Власть эфоров чрезвычайно велика и подобна власти тиранов...В руках эфоров... находится власть постановлять свои решения по важным судебным процессам; однако эфорами могут оказаться первые попавшиеся; поэтому было бы правильнее, если бы они постановляли свои приговоры не по собственному убеждению, но по. букве закона... Неладно обстоит дело в Лакедемоне и с институтом геронтов. Лица, исправляющие должность геронтов, бывают и доступны подкупу и часто государственные дела приносят в жертву своим личным выгодам. Поэтому лучше было бы, если бы геронты не были так безответственны, какими ониявляются в настоящее время. Правда, на это можно заметить, что все магистратуры подвластны контролю эфоров. Но это-то обстоятельство и дает в руки эфории слишком большое преимущество... Вместе с царями, [когда они покидали страну], посылали в качестве лиц, их сопровождающих, их личных врагов и считали спасением для государства, когда между царями происходили распри. Не могут считаться правильными и те законоположения,которые были введены при первом установлении сисситий. Средства на устройство их должно давать скорее государство, как это имеет место на Крите. В Лакедемоне же каждый участник сисситий обязан вносить на них свои деньги, несмотря на то, что некоторые по причине крайней бедности не в состоянии тратиться на сопряженные с сисситиями издержки... Он желал, чтобы институт сисситий был демократическим: но при тех законоположениях, которые к ним относятся, сисситий оказываются институтом менее всего демократическим. Дело в том, что участвовать в сисситиях людям очень бедным "нелегко, между тем по традиции участие в них служит показателем принадлежности к сословию граждан, так как тот, кто не, в состоянии делать взносов в сисситии, не пользуется правами гражданства. Плутарх о реформах Солона [4] Поскольку неравенство между бедными и богатыми дошло, тогда, так сказать, до высшей точки, государство находилось в чрезвычайно опасном положении. Весь простой народ был в долгу у богатых: одни обрабатывали землю, платя богатым шестую часть урожая,... другие брали у богатых в долг деньги под залог тела; их заимодавцы имели право обратить в рабство, при этом одни оставались рабами на родине, других продавали на чужбину. Многие вынуждены были продавать даже собственных детей(никакой закон не воспрещал этого) и бежать из отечества из-за жестокости заимодавцев. Но огромное большинство, и к тому, же люди большой физической силы, собирались и уговаривали друг друга не оставаться равнодушными зрителями, а выбрать себе одного вожака, надежного человека и освободить должников, пропустивших срок уплаты, а землю переделить и совершенно изменить государственный строй. Тогда наиболее рассудительные люди в Афинах, видя, что Солон, - пожалуй, единственный человек, за которым нет никакой вины, который не является сообщником богатых в их преступлениях и в то же время не угнетен нуждою, как бедные, стали просить его взять в свои руки государственные дела и положить конец раздорам. Впрочем, Фаний Лесбосский рассказывает, что сам Солон для спасения отечества прибегнул к обману обеих сторон: неимущим он по секрету обещал раздел земли, а людям богатым - обеспечение долговых обязательств. Его выбрали архонтом, а вместе с тем посредником и законодателем. Все приняли его с удовольствием: богатые - как человека зажиточного, а бедные - как честного... Первым актом его государственной деятельности был закон, в силу которого существовавшие долги были прощены и на будущее время запрещалось давать деньги в долг "под залог тела"... Солон не угодил ни той, ни другой стороне. Богатых он озлобил уничтожением долговых обязательств, а бедных еще больше - тем, что не произвел передела земли, на который они надеялись...Желая оставить все высшие должности за богатыми, как было и прежде, а к прочим должностям, в исполнении которых простой народ раньше не участвовал, допустить и его, Солон ввел оценку имущества граждан. Так, тех, кто производил в совокупности пятьсот мер продуктов, как сухих, так и жидких, он поставил первыми и назвал их "пентакосиомедимнами", вторыми поставил тех, кто мог содержать лошадь или производить триста мер; этих называли "принадлежащими к всадникам"; "зевгитами" были названы люди третьего ценза, у которых было двести мер тех и других продуктов, вместе взятых. Все остальные назывались "фетами"; им он не позволил исполнять никакой должности; они участвовали в управлении лишь тем, что могли присутствовать в народном собрании и быть судьями. Последнее казалось вначале ничего не значащим правом, но впоследствии стало в высшей степени важным, потому что большая часть важных дел попадала к судьям. Далее, на приговоры по тем делам, решение которых Солон предоставил должностным лицам, он позволил также апеллировать в суд. Солон составил совет Ареопага из ежегодно сменяющихся архонтов: он и сам был членом его как бывший архонт. Но, видя в народе дерзкие замыслы и заносчивость, порожденные уничтожением долгов, он учредил второй совет, выбрав в него по сто человек от каждой из четырех фил. Им он поручил предварительно, раньше народа, обсуждать дела и не допускать внесения ни одного дела в народное собрание без предварительного обсуждения. А "верхнему совету" " он предоставил надзор за всем и охрану законов... Аристотель о реформах Клисфена [5] Он 12 начал с того, что распределил всех граждан между десятью филами вместо четырех. Он хотел смешать их, чтобы большее число людей получило возможность участия в делах государства. Отсюда и пошло выражение: "не считаться филами" - в ответ тем, кто хочет исследовать происхождение. Затем он установил Совет пятисот вместо четырехсот, по пятидесяти из каждой филы, а до тех пор было по сто. Разделил же он не на двенадцать фил из того соображения, чтобы это деление не совпадало с существовавшим ранее делением на триттии: именно, в четырех филах было двенадцать триттии, так что в этом случае не удалось бы смешать народ. Кроме того, Клисфен разделил и страну по демам на тридцать частей: десять взял из демов пригородных, десять-из демов прибрежной полосы, десять - из демов внутренней полосы. Назвав эти части триттиями, в каждую филу он назначил по жребию три триттии, так, чтобы в состав каждой филы входили части из всех этих областей. Далее, он заставил считаться демотами жителей каждого из демов, чтобы люди не выделяли новых граждан, называя их по отчеству, но чтобы публично называли по имени демов. Вот отчего афиняне и называют себя по именам демов. Учредил он и должность демархов, которые имеют те же обязанности, что прежние навкрары, так как демы он образовал вместо навкрарий. Что касается названий, то некоторым из демов он дал их по местечкам, некоторым по основателям, так как уже не все демы связаны были с местами. В результате этих изменений государственный строй стал гораздо более демократичным, чем солоновский. Это и понятно: законы Солона упразднила тирания, оставляя их без применения; между тем, издавая другие, новые законы, Клисфен имел в виду интересы народа. В их числе издан был и закон об остракизме. Впервые на восьмом году после установления этого порядка, при архонте Гермокреонте, установили для Совета пятисот присягу, которую приносят еще и теперь. Затем стали избирать по филам стратегов, по одному из каждой, предводителем же всей вообще армии был полемарх... Аристотель о государственном строе Афин в V-IV вв. до н. э. [6] Гражданские списки... Теперешнее государственное устройство имеет следующий характер. Гражданскими правами пользуются люди, которых родители оба - граждане. Они вносятся в списки демотов по достижении восемнадцатилетнего возраста. Всякий раз, когда производится их запись, демоты решают голосованием под присягой относительно их: во-первых, находят ли, что они достигли положенного законом возраста (в случае отрицательного решения молодые люди опять поступают в разряд несовершеннолетних); во-вторых, свободный ли каждый из них в отдельности и законно ли рожденный. Затем, если его отвергнут, признав несвободным, он имеет право апеллировать в суд. Демоты выбирают в качестве обвинителей пятерых из своей среды и, если будет признано, что он не имеет право быть записанным, государство продает его в рабство; если же он выиграет дело, демоты обязаны его вписать... Порядок избрания должностных лиц. Совет пятисот и Народное собрание. На все вообще должности, входящие в круг обычного управления, афиняне выбирают кандидатов по жребию, за исключением казначея воинских сумм, заведующего зрелищным фондом и попечителя водопроводов. На эти должности избирают поднятием рук, и избранные таким порядком исполняют обязанности от Панафиней до Панафиней. Кроме того, поднятием рук избирают и на все военные должности. Совет состоит из пятисот членов, избираемых по жребию, но 30 от каждой филы. Обязанности пританов исполняет каждая из фил по очереди, как выпадет жребий, первые четыре - по 36 дней каждая, а следующие шесть - по 35 дней каждая (как известно, афиняне считают год по луне). Те из состава Совета, которые несут обязанности пританов, имеют общий стол в фоле, получая на это деньги от государства. Затем они собирают и Совет и народ Совет ежедневно, кроме неприсутственных дней, а народ - четыре раза в каждую пританию. При этом они составляют программу, сколько дел и что именно предстоит обсуждать Совету в каждый день и где должно происходить заседание. Кроме того, они назначают и народные собрания. Одно главное, в котором полагается производить проверку действий властей - находит ли народ их распоряжения правильными, затем обсуждать вопросы относительно продовольствия и защиты страны; далее, в этот день могут делать чрезвычайные заявления все желающие; наконец, полагается читать описи конфискуемых имуществ и заявления об утверждении в правах наследства и о наследницах, чтобы все были осведомлены о каждом открывшемся наследстве. В шестую пританию, кроме означенного, пританы ставят на голосование поднятием рук еще вопрос относительно остракизма - находят ли нужным производить его или нет, и наконец, такие дела, когда кто-нибудь, дав то или иное обещание народу, не выполнит его. Другое народное собрание назначают для рассмотрения ходатайств; тут всякий желающий, возложив молитвенную ветвь, мог рассказать народу о каких пожелает личных или общественных делах. Остальные два народных собрания отводятся для всех прочих дел... Председателем пританов бывает одно лицо, избранное по жребию. Оно состоит председателем в течение ночи и дня, и нельзя ни пробыть в этой должности дольше, ни дважды занимать ее одному и тому же человеку. Председатель хранит ключи от храмов, в которых находятся казна и документы государства и государственная печать. Он обязан все время оставаться в фоле, равно как и третья часть пританов, которой он прикажет. И когда пританы соберут Совет или народ, он избирает жребием девять проэдров по одному из каждой филы, за исключением той, которая несет обязанности пританов, и из их среды,в свою очередь, одного председателя и передает им повестку. Последние, получив ее, следят за порядком и объявляют вопросы, подлежащие обсуждению, ведут подсчетголосов и распоряжаются вообще все ми делами; они имеют право и распустить собрание. Быть председателем нельзя более одного раза в год, а проэдром можно быть однажды в каждую пританию. Кроме того, пританы производят в народном собрании выборы стратегов, гиппархов и прочих властей, имеющих отношение к войне, сообразно с тем, как решит народ... В прежнее время Совет имел право подвергать денежному взысканию, заключать в тюрьму и казнить... Народ отнял у Совета право предавать смертной казни, заключать в оковы и налагать денежные взыскания. Он установил закон, что если Совет признает кого-нибудь виновным или наложит взыскание, то эти обвинительные приговоры и взыскания фесмофеты должны представлять на рассмотрение суда, и то, что постановят судьи, должно иметь законную силу. И народ ни по какому вопросу не может вынести постановления, если об этом не состоялось предварительного заключения Совета или если этого не поставили на повестку пританы. В силу этого всякий, кто проведет какой-нибудь законопроект без соблюдения этих условий, подлежит обвинению в противозаконы. Архонты Что же касается так называемых девяти архонтов, то выше было уже сказано, каким образом с самого начала производилось их назначение. В настоящее время избирают по жребию шестерых фесмофетов и секретаря к ним, кроме того, архонта, басилевса и полемарха - одного из каждой филы по очереди... Когда производят докимасню[7], прежде всего предлагают вопрос: "Кто у тебя отец и из какого он дема, кто отец отца, кто мать, кто отец матери и из какого он дема?"... исполняет ли он свой долг по отношению к родителям, платит ли подати и отбывал ли военные походы. Допросив об этом, председатель говорит: "Пригласи свидетелей в подтверждение этого". Когда он представит свидетелей, председатель ставит вопрос: "Угодно ли кому-нибудь выступить с обвинением против него?" И, если выступит кто-нибудь обвинителем, он предоставляет слово и для обвинения и для защиты и после того ставит вопрос на голосование - в Совете поднятием рук, а в суде - подачей камешков. Если же никто не пожелает выступить с обвинением, он тотчас же производит голосование... Архонт, басилевс и полемарх берут себе каждый двух товарищей по собственному выбору и эти последние только тогда могут приступить к исполнению обязанностей товарищей, когда пройдут докимасию в суде, а по окончании своей службы они сдают отчет. Архонт сейчас же по вступлении в должность первым делом объявляет через глашатая, что всем предоставляется владеть имуществом, какое каждый имел до вступления его в должность и сохранять до конца его управления. Ему подаются жалобы по государственным и частным делам. Он рассматривает их и направляет в суд. Сюда относятся дела о дурном обхождении с родителями (эти процессы не сопряжены ни с каким взысканием для того, кто хочет выступать обвинителем), о дурном обращении с сиротами (эти направляются против опекунов), о дурном обращении с наследницей (эти направляются против опекунов и мужей), о нанесении ущерба сиротскому имуществу (эти тоже направляются против опекунов), об умопомешательстве, когда кто-нибудь обвиняет другого в том, что он, выживши из ума, расточает свое состояние; дела по избранию ликвидационной комиссии, когда кто-нибудь не желает производить раздел общего имущества; дела об учреждении опеки, по поводу разрешения споров об опекунстве; по поводу предъявления документов, касающихся записи себя опекуном, тяжбы о наследствах и наследницах... Архонт имеет попечение также и о сиротах, о наследницах и о женщинах, которые заявляют, что по смерти мужа остались беременными. При этом он имеет право на виновных налагать дисциплинарные взыскания или привлекать к суду. Далее, он сдает в аренду имущество сироты наследниц до того срока, пока женщине не исполнится 14 лет, и берет от арендаторов обеспечение. Наконец, он же взыскивает с опекунов содержание, если они не выдают его детям. Вот каковы обязанности архонта. Басилевс же ведает прежде всего мистериями совместно с попечителями, из которых двоих народ выбирает поднятием рук из всех афинян- одного из Эвмолпидов и одного из Кериков, затем Дионисия... Этот праздник состоит из процессии и состязания. Ему подаются письменные жалобы по делам о нечестии, а также и в тех случаях, когда кто-нибудь оспаривает у другого право на жречество. Затем он разбирает все споры между родами и жрецами по вопросам богослужения. Наконец, у него возбуждаются все процессы об убийстве, и в его обязанность входит объявлять преступника лишенным покровительства законов... Полемарх совершает жертвоприношение Артемиде-Охотнице и Эниалию; устраивает надгробные состязания в честь павших на войне и совершает поминки в честь Гармодия и Аристогитона. У него же возбуждаются частные судебные процессы, касающиеся метеков, равнообязанных и проксенов... Фесмофеты имеют полномочия прежде всего назначать, какие судебные комиссии и в какие дни должны творить суд, затем передавать руководство этими комиссиями должностным лицам: эти последние действуют сообразно тому, как укажут фесмофеты. Затем, они докладывают народу о поступивших чрезвычайных заявлениях, ставят на рассмотрение дела о смещении должностных лиц путем проверочного голосования, всякого рода предложения предварительных приговоров, жалобы на противозакония и заявления о том, что предложенный закон непригоден... К ним же поступают жалобы, при которых полагается залогна незаконное присвоение гражданских прав и на освобождение от такого обвинения путем подкупа, если кто-нибудь, дав взятку, оправдается по делу о присвоении гражданских прав. Затем, о преступлениях сикофантов, взяточничестве, облыжном внесении в список государственных должников, ложном выступлении на суде в качестве понятого, об умышленном неснятии из списка государственных должников, равно как и о невнесении в этот список, о прелюбодеянии. Затем, они ставят на рассмотрение докимасии для всех должностных лиц, дела о лицах, не принятых в демотами, и обвинительные приговоры Совета. Кроме того, они назначают к рассмотрению и частные иски, касающиеся крупной торговли и рудников, а также относительно рабов, в случае если раб наносит словесное оскорбление свободному человеку. При этом они же распределяют по жребию между должностными лицами судебные комиссии по частным и общественным делам. Они же утверждают соглашения с другими государствами и руководят процессами, проистекающими на основании этих соглашений, и делами о лжесвидетельстве перед Ареопагом. Должности, избираемые поднятием рук Избирают поднятием рук также и на все военные должности, в том числе десятерых стратегов - прежде по одному от каждой филы, а теперь из всего состава граждан... Поднятием рук избирают еще десятерых таксиархов по одному из каждой филы. Каждый из них командует гражданами своей филы и назначает лохагов. Поднятием рук избирают и двух гиппархов из всего состава граждан. Они командуют всадниками, причем берет каждый себе по пяти фил. Они имеют ту же власть, как стратеги над гоплитами. Они также подвергаются проверочному голосованию... Выборы по жребию, жалованье, повторность занятия должностей. В числе назначаемых по жребию должностных лиц в прежнее время одни избирались из целой филы вместе с девятью архонтами, другие, избиравшиеся в храме Фесея, распределялись по демам. Но так как в демах началась торговля местами, то и на эти должности теперь избирают из целой филы, за исключением членов Совета и стражей. Выборы этих последних передают в демы. Жалованье получает, во-первых, народ, за рядовые народные собрания по драхме, а за главные - по девяти оболов. Затем, в судах получают по три обола; далее, члены Совета - по пяти оболов, а тем из них, которые несут обязанности пританов, прибавляется на продовольствие один обол. Кроме того, девять архонтов получают на продовольствие по четыре обола каждый, причем они содержат глашатая и флейтиста; затем архонт, назначаемый на Саламин, получает по одной драхме в день... Военные должности можно занимать по нескольку раз, а из остальных ни одной нельзя занимать вторично; только членом Совета можно быть дважды. Организация судов. В состав судебных отделений выборы производят по жребию девять архонтов, каждый в одной филе, а секретарь фесмофетов в десятой филе... Судьями могут быть люди, имеющие свыше тридцати лет от роду, при условии, если они не состоят государственными должниками или не лишены гражданской чести... Большинство судебных отделений состоит из пятисот одного члена, им предоставляется судить по общественным делам. Когда требуется поставить особенно серьезное дело на обсуждение тысячного состава, в гелиэю собирается двойной состав суда. Дела исключительной важности передаются на рассмотрение тысячи пятисот судей, т. е. тройного суда. Баллотировочные "камешки" - медные с трубочкой посередине; одна половина их - просверленные, другая - цельные. Когда прения сторон закончены, те лица, которым выпало по жребию состоять при баллотировочных камешках, вручают каждому из судей по два камешка - просверленный и цельный, и обе спорящие стороны должны видеть это, что бы никто не мог получить ни оба цельных, ни оба просверленных... В суде стоят две амфоры - одна бронзовая, другая деревянная. Они поставлены порознь одна от другой, чтобы нельзя было подкинуть незаметно лишних камешков. В эти амфоры опускают свои камешки судьи. Бронзовая имеет решающее значение, деревянная не берется в расчет. Бронзовая покрыта крышкой с просверленным отверстием, через которое может пройти только один баллотировочный камешек... Перед тем как судьи должны будут приступить к голосованию, глашатай объявляет сначала, не предполагают ли противники обжаловать свидетельские показания. Дело в том, что обжалование не допускается, когда судьи начнут подавать голоса. Затем он снова объявляет: "Просверленный камешек - за первого говорившего, цельный - за говорившего последним". После этого судья берет камешек с подставки светильника и, стараясь просунуть трубку камешка так, чтобы при этом не показывать тяжущимся ни просверленного, ни цельного, опускает камешек, выражающий его приговор, в бронзовую амфору, камешек, не имеющий такого значения, - в деревянную. Когда все подадут голоса, служители берут амфору с решающим значением и высыпают на счетную доску, снабженную дырками, все какие есть камешки, чтобы они лежали на виду и их легко было подсчитывать и чтобы просверленные и цельные были видны тяжущимся. Лица, приставленные по жребию к баллотировочным камешкам, подсчитывают их на счетной доске, отдельно цельные, отдельно просверленные. Затем глашатай объявляет число голосов, причем просверленные идут за истца, цельные - за ответчика. За кого окажется больше, тот выигрывает дело, а если голосов окажется поровну, выигрывает подсудимый... Задания

1. Составить схему и таблицу:

1.Система магистратур Римской республики.

2.Периодизация истории Древнего Рима.

 

2. Дайте определение понятий:

Деспотия, кшатрии, мушкенум, община, шудра, доминат, император, рэкс, квестор, клиент, консул, курия, магистрат, патрон, патриции. плебеи, претор, префект, принципат, сенат, триба, трибун. триумвират, цензор, центурия, эдилы, агнаты, деликт, квиритское (цивильное) право, когнаты, конституция, контракт, манципация, право народов, преторское право, рецепция, сервитут, сине ману, узуфрукт, эдикт, сенатус-консульты, рескрипт, декрет, мандат, интерполяция, нексум, стипуляция, легисакционный процесс, публичное право, частное право, приобретательная давность, ипотека, формулярный процесс, экстрординарный (инквизиционный) процесс.

Модуль №3, №4 Самостоятельная работаГОСУДАРСТВО И ПРАВО СРЕДНЕВЕКОВОЙ ГЕРМАНИИ.Учебные вопросы1. Какова процедура и условия принятия ленной зависимости? 2. Обязанности согласно ленной зависимости3. Каков порядок наследования земельного надела?4. Выявите основные этапы судебного процесса согласно Саксонскому зерцалу?"Ленное право" [8] Глава 1 4. Клирики и женщины, крестьяне и купцы и лишенные прав и незаконнорожденные и все нерыцарского звания со стороны отца и деда все они не имеют ленного права. 8. Ленник должен своему господину принести известную присягу в том, что он ему будет верен и будет ему другом. Таким образом, ленник является по отношению к своему господину обязанным, поскольку он его человек и от него держит лен. 9. Ленник должен нести надлежащую королевскую службу, объявленную решением господина в присутствии двух его людей за шесть недель до похода. Служба должна осуществляться в пределах германской земли, входящей в состав Римской империи. 16. Ленник должен также служить своему господину тем, что он принимает участие в решениях ленного суда, когда это потребуется господину, до полудня и в судебные дни. 24. Отец передает по наследству сыну владение равно как и лен: поэтому сын не обязан просить господина, чтобы он дал ему лен отца. 39. Земельный участок может принадлежать нескольким господам таким находился в (действительном) владении одного. 40. Если кто получает чины с земельного участка, то считается, что он находится в его владении. 45. После смерти отца сын должен в течение года и шести недель признать перед господином со сложенными руками свою вассальную (зависимость) по отцовскому лену. 47. Когда ленник просит господина о признании вассалитета, он должен произнести следующие слова: "Господин, я хочу быть наделен вами леном, который мне принадлежит по траву, вследствие чего я прошу первый, второй и третий раз признать мой вассалитет по отношению к вам, как мне надлежит по праву; свидетелями этого я призываю всех присутствующих ваших людей". 48. Если господин отклонит принятие его в вассалы, то ленник будет владеть имением без обязательства службы, по которому он предлагал быть вассалом, и больше он никогда не должен впоследствии получать -имение от того господина, поскольку он имеет среди своих людей живых свидетелей того факта, что господин не просил себе имения; и он будет передавать это имение то наследству своим сыновьям и сможет своим имением наделять леном своих людей. 49. Ибо согласно праву ленник сохраняет то, чем господин, вопреки справедливости, отказался наделить. 67. Доход от лена малолетних должен получать господин, доколе они те достигнут 12-летнего возраста. 88. Кто меняет свою светскую жизнь на духовную, тот не передает лена по наследству, и надежда на лен у надеющихся отнимается. 94. Никто не может быть лишен владения, если только оно не будет от него отнято по суду. 101. Если и господин, и вассал приписывают себе владение леном, то доказательства владения представляет вассал. 116. Если господин отнимет неправосудно у вассала имение или несправедливо откажет в наделении леном или не захочет быть гарантом (его права);на лен, который ленник от него держит, то ленник может жаловаться высшему господину (сеньору), который должен в присутствии двоих своих вассалов через своего посланца от того потребовать, чтобы жалобщику оказал он правосудие. Если тот этого не сделает, то высший господин на себя берет имение и станет вместо прежнего господина гарантом (прав на) имение. 130. То, что кто-либо получает не на основании вассальных (отношений), не признается леном; следовательно, если господин наделяет своего министериала, то это совершается не на основании вассалитета, а по праву (господского) двора. Эта передача вне ленного права, а является передачей, связанной с должностью. Глава II О порядке судопроизводства 1. После того, как мы остановились на этом месте, обратимся к порядку судопроизводства. Господин (сеньор) пусть опросит одного из своих вассалов в присутствии двух других вассалов, судить ли ему по ленному праву своего вассала по обвинению его, и в какой срок и в каком месте он должен вести против негосудебное преследование. 2. Если вынесенное постановление допускает судебные действия, господин, начиная с этого дня или в ближайшие шесть дней, вызывает вассала явиться в течение 14 дней в ленный суд в указанную деревню или курию, которая находится в распоряжении у господина либо которую держит кто-либо от него. 11. Если ленник не хочет выслушать обвинение его господином или о назначенном дне ленного (суда) в то время, как он находился так близко от господина, что мог знать об этом, то он не избежит (судебного) штрафа. 14. Прежде всего, господин спрашивает, наступило ли время суда, и после каждого предложенного (найденного) решения он спрашивает у своих вассалов, следуют ли они ему. Вассалы господина имеют 14-дневный срок, если они не знают, какое предложить решение, и опрошенный один за другим каждый приносит в том присягу. 23.После каждого показания свидетеля господин опрашивает, закончил ли он свои показания, как это надлежаще полагается. 36. Господину дозволено разрешать жалобы одного из своих людей на другого, состоит ли один из них на его службе либо оба. 40. Когда господин начнет судить вышеуказанным порядком, то он должен пригласить одного из двоих вассалов, который должен обратиться с речью к обвиняемому. Когда обвиняемый явится перед господином в первый раз, то господин должен его опросить, явился ли он таким образом, что он хочет дать ответ в ленном суде, после чего тот, если хочет, может попросить посовещаться (с представителем) и если он может отказаться, то пусть откажется. Если он этого сделать не может, то он должен вернуться к своему господину, говоря: "Вот я явился отвечать, как я это обязан по закону". 41. Тогда господин (соответственно) правосудию предъявляет обвинение отдельно каждому делу и предлагает, чтобы он дал об этом ответ. Тогда обвиняемый просит представителя (говорителя) и каждый раз испрашивает разрешение посовещаться раньше, чем выйти. 42. (Ему) отказывают в представителе (говорителе), если по первому же обвинению (он) сам отвечает. 43. По каждому выступлению (представителя) вассал запрашивается, подтверждает ли он слова своего представителя (говорителя). Оплошность представителя; не может вредить вассалу, (пока он не подтвердил его слова. При разноречивости двух выступлений господин спрашивает, какое правильное. 56. Курию, в которой судит господин, обвиняемый не должен покидать до тех пор, пока господин не кончит судить. 57. Каждый вассал господина... может оспаривать (предложенное, найденное) решение другого (вассала). 60. Когда вассал оспаривает решение, то он говорит следующее: "Если ты называешься N и ты тот, кем называешься, то вот ты и мне и себе предложил (нашел) несправедливое решение ленного суда, что порицаю и которое оспариваю и опрашиваю, с кем я должен сражаться:и в каком месте и в какое время".

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: