double arrow

Самостоятельная работа

БУРЖУАЗНОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ЯПОНИИ

Вопросы

1. Охарактеризуйте правовой статус императора Японии.

2. Какова структура, и процедура принятия законов в парламенте.

3. Какими полномочия обладает парламент в финансовой сфере.

4. Каковы особенности ответственности министров согласно Конституции.

 

 

Конституция Японской империи

11 февраля 1889 г[13].

 

Статья 1.Японская империя управляется непрерывной на вечные времена императорской династией.

Статья 3. Особа императора священна и неприкосновенна.

Статья 4. Император - глава государства, он обладает верховной властью и осуществляет ее в соответствии с постановлениями настоящей конституции.

Статья 5. Император осуществляет законодательную власть в согласии с имперским парламентом.

Статья 6. Император утверждает, законы и предписывает из обнародование и исполнение.

Статья 7. Император созывает имперский парламент, открывает и закрывает его, отсрочивает его заседания и распускает палату депутатов.

Статья 8. Император может в случае настоятельной необходимости поддержать общественную безопасность или устранить общественное бедствие, в промежутках между сессиями парламент может издавать императорские указы, имеющие силу закона. Эти императорские указы должны быть представлены имперскому парламенту в ближайшую сессию и, если имперский парламент их не одобрит, должны быть объявлены правительством недействительными на будущее время.

Статья 9. Император издает или повелевает издать указы, необходимые для исполнения законов, поддержания общественного спокойствия и порядка и содействия благосостоянию подданных. Такие указы ни в коем случае не должны вносить изменений в действующие законы.

Статья 10. Император устанавливает организацию различных отраслей государственного управления, назначает и увольняет всех гражданских и военных должностных лиц и определяет их оклады, поскольку в настоящей конституции или в других законах не предусмотрено особых изъятий.

Статья 11. Император является верховным командующим армией и флотом.

Статья 12. Император устанавливает организацию и численный состав армии и флота мирного времени.

Статья 13. Император объявляет войну, устанавливает мир и заключает договоры.

Статья 14. Император объявляет осадное положение.

Условия объявления и действие осадного положения определяются законом.

Статья 15. Император жалует дворянство, чины, ордена и иные знаки отличия.

Статья 16. Император имеет право амнистии, помилования, смягчения наказания и восстановления в правах.

 

Глава III

Об имперском парламенте

Статья 33. Имперский парламент состоит из двух палат:

Палаты пэров и Палаты депутатов.

Статья 34. Палата пэров в соответствии с указом о Палате пэров состоит из членов императорской фамилии, из носителей дворянских титулов и из лиц, назначенных в нее императором.

Статья 35. Палата депутатов состоит из членов, избираемых народом в соответствии с постановлениями избирательного закона.

Статья 37. Ни один закон не может быть издан без одобрения императорского парламента.

Статья 38. Обе палаты голосуют предлагаемые правительством законопроекты. Каждой из них принадлежит сверх того право законодательной инициативы.

Статья 41. Имперский парламент созывается ежегодно.

Статья 45. При роспуске Палаты депутатов имперским указом назначаются новые выборы.

Статья 47. И в той и другой палате решения принимаются абсолютным большинством голосов. В случае равенства голосов голос председателя дает перевес

Статья 52. Никто из членов той или другой палаты не может быть привлечен к ответственности вне палаты за мнение, высказанное им в палате. Если, однако, сам член огласил свои мнения в речах, в печати, в писаниях или каким-либо иным образом, то он подчиняется постановлениям общего права, к нему применяются общие законы.

Статья 53. Никто из членов той или другой палаты не может быть арестован во время сессии без согласия той палаты, к которой он принадлежит, за исключением случаев задержания на месте преступления или наказуемого деяния, связанного с внутренними или внешними волнениями.

 

Глава IV

О государственных министрах в тайном совете

Статья 55. Каждый из государственных министров дает свои советы императору и ответственен перед ним за них. Все законы, императорские указы и акты всякого рода, касающиеся государственных дел, должны быть скреплены государственным министром.

Статья 56. Тайный совет обсуждает, согласно постановлениям, касающимся организации Тайного совета, важнейшие государственные дела, когда император запрашивает его.

 

О финансах

Статья 62. Введение нового налога или изменение ставок уже существующего налога может последовать только на основании закона. Однако те пошлины или другие сборы по управлению, которые имеют характер вознаграждения за указанные услуги, не подпадают под действие предыдущего раздела. Заключение государственных займов или принятие каких-либо иных финансовых обязательств, обременяющих государственное казначейство, нуждаются, если они не предусмотрены в государственном бюджете, в согласии имперского парламента.

Статья 64. Государственные доходы и расходы должны утверждаться имперским парламентом в форме годового бюджета.

Статья 68. Для удовлетворения особых нужд правительство может испросить у имперского парламента согласие на известное ассигнование в качестве постоянных расходных фондов на определенное число лет.

Статья 71. Если имперский парламент не вотировал бюджета или если бюджет не мог быть составлен, то правительство применяет бюджет предшествующего года.

 

Самостоятельная работаРАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ, АЗИИ И АФРИКИ.Вопросы1.На основании, какого документа и как регулируются трудовые отношения.2.Как регулировались отношения связанные с земельной собственностью.3.Каковы имущественные права религиозных организаций.4.Какие меры антимонопольного характера предусматривались конституцией. Политическая Конституция Мексиканских Соединенных штатов (5 февраля 1917 г.) [14] Титул первый Глава I. О гарантиях прав личности Статья 5. Никто не может быть принужден к выполнению работы без должного вознаграждения и без его полного согласия... Государство не допускает договоров, условий или соглашений, выполнение которых имеет целью ограничение, потерю или безвозвратный отказ от свободы личности, будь то в связи с работой, обучением или по религиозному обету. В соответствии с этим закон запрещает учреждение монашеских орденов независимо от их наименований или целей... Трудовой договор обязывает только выполнять определенную работу на время, которое определяет закон и которое не может превышать один год в ущерб интересам рабочего; трудовой договор ни в коем случае не может предусматривать отказ от гражданских или политических прав, их потерю или ограничение. Невыполнение трудового договора со стороны рабочего влечет за собой для него, лишь гражданскую ответственность за причиненный ущерб, но ни в коем случае не может влечь за собой насилие над личностью. Статья 27. Первоначальная собственность на земли и воды в пределах государственной территории принадлежит Государству, которое имело и имеет право передать их частным лицам, создавая тем самым частную собственность. Экспроприация частной собственности может быть произведена лишь по соображениям общественной пользы и при условии уплаты возмещения. Государство в любое время имеет право наложить на частную собственность ограничения, требуемые общественными интересами, а также регулировать использование природных богатств, которые могут быть объектом присвоения, для обеспечения их сохранности и более справедливого распределения государственного имущества. В этих целях должны приниматься необходимые меры для раздробления латифундий, развития мелкой земельной собственности, находящейся в эксплуатации, образования новых сельскохозяйственных общин с необходимыми земельными угодьями и водами, содействия сельскому хозяйству вообще и предотвращения уничтожения природных богатств, охраны имущества от вреда в ущерб общественным интересам. Населенные пункты, в настоящее время не располагающие землей и водами или имеющие их в недостаточном для нужд населения количестве, имеют право на их получение за счет прилежащих владений, причем, всегда должна уважаться мелкая земельная собственность, находящаяся в эксплуатации. Непосредственной собственностью Государства являются все минералы или элементы, которые, находясь в жилах, пластах, а также в массовых или очаговых месторождениях, имеют другую природу, чем сама земля; таковы минералы, из которых извлекаются металлы и металлоиды, месторождения драгоценных камней и места добычи каменной соли, а также отложения соли, образуемые непосредственно морской водой, продукты разрушения скал, извлечение которых требует производства подземных работ, залежи минералов. Или органических веществ, которые могут быть использованы в качестве удобрения, твердое минеральное топливо, нефть и все другие углеводороды в твердом, жидком или газообразном состоянии. Собственностью Государства являются также территориальные воды в пределах, определяемых международным правом... В случаях, о которых идет речь в двух предыдущих абзацах, собственность Государства является безусловной и неотчуждаемой. Только Федеральное правительство может передать ее в концессию частным лицам, гражданским или торговым корпорациям, образованным в соответствии с законами Мексики, при условии, что будут организованы постоянно действующие предприятия по эксплуатации указанных ресурсов и что будут соблюдены все требования, предусмотренные законами. Сдача концессий на нефть и другие твердые, жидкие и газообразные углеводороды не допускается; закон определяет порядок, в котором Государство может осуществлять эксплуатацию этих богатств... II. Религиозные ассоциации, именуемые церквами, независимо от вероисповедания, ни в коем случае не могут приобретать недвижимое имущество, владеть или управлять им или принимать его в залог; имущество, в настоящее время находящееся в таком владении, непосредственно или через третьих лиц, возвращается Государству, причем любое лицо вправе указать на имущество этого рода. Такое указание считается обоснованным, если отсутствуют доказательства противного. Места публичного богослужения являются собственностью Государства... Дома епископов и других служителей культа, семинарии, сиротские приюты и школы, принадлежащие религиозным объединениям, монастыри и всякие другие здания, построенные или предназначенные для отправления, распространения или обучения религиозному вероисповеданию, немедленно переходят, по присущему государству праву, в собственность Государства для использования их исключительно для публичных надобностей Федерации или штатов в пределах их ведения. Все предназначенные для публичного богослужения здания, которые будут построены в дальнейшем, становятся собственностью Государства. XVII. Федеральный Конгресс и законодательные власти штатов в пределах своего ведения издают законы, определяющие максимальную площадь земельной собственности и мероприятия по разделу излишков в соответствии со следующими правилами: a) в каждом штате, территории и Федеральном округе устанавливается максимальная норма земельной площади, которая может находиться во владении одного лица или законно образованного общества; b) излишки сверх установленной таким образом нормы должны быть разделены собственником на участки в сроки, указанные местными законами; эти участки должны быть предложены в продажу на условиях, одобренных соответствующими правительствами, согласно указанным законам; c) если собственник возражает против раздела, последний осуществляется местным правительством путем экспроприации; d) стоимость участков выплачивается ежегодными взносами, включающими погашение капитальной цены и проценты, из расчета не выше 3 процентов годовых; e) собственники обязаны принимать облигаций местного сельскохозяйственного займа в качестве гарантии уплаты стоимости экспроприированной собственности. С этой целью Федеральный Конгресс издает закон, уполномочивающий штаты на выпуск сельскохозяйственных займов; f) раздел земельной собственности может иметь место только в том случае, когда полностью удовлетворена потребность соседних деревень в земле. Земельные дела должны рассматриваться и разрешаться в кратчайший срок, если имеются неосуществленные проекты раздела земли; g) местные законы регулируют размер семейной собственности, определяя имущество, которое составляет эту собственность и является неотчуждаемым; оно не под- лежит ни аресту, ни какому-либо обременению. Статья 28. В Мексиканских Соединенных Штатах не существует какого бы то ни было рода монополий, ни освобождений от налогов, ни запрещений под видом покровительства промышленности, за следующими исключениями: чеканка монеты; почта, телеграф и радио-телеграф; выпуск денежных знаков единым банковским учреждением, контролируемым Федеральным Правительством; привилегии, предоставляемые законом на ограниченный срок авторам и деятелям искусства для воспроизведения их работ и, наконец, привилегии, предоставляемые изобретателям и рационализаторам на исключительное использование изобретений. В соответствии с этим закон строго наказывает, а власти решительно преследуют всякое сосредоточение или накопление одним или несколькими лицами предметов первой необходимости, имеющие целью повышение цен; всякий акт или меру, которые ликвидируют или направлены к ликвидации свободной конкуренции в производстве, промышленности, торговле или в деятельности предприятий общественного обслуживания; всякие соглашения или сделки производителей, промышленников, торговцев и владельцев транспорта или представителей других публичных служб, направленные к ликвидации конкуренции между ними и к тому, чтобы вынудить потребителя платить чрезмерные цены, и вообще все то, что составляет несправедливое и исключительное преимущество в пользу одного или нескольких определенных лиц и в ущерб интересам общества или какого-либо одного социального класса.

 

1. Составьте схемы и таблицы:

1. Система буржуазного права: принципы и институты.

2. Стадии буржуазного судопроизводства.

3. Система правоохранительных органов США.

4. Карательный аппарат нацистской Германии.

 

2. Дайте определения понятий:

декреты-законы, «чрезвычайная конституция», антимонопольное законодательство, делегированное законодательство, закон Вагнера, комплексная отрасль права, консолидированные законы, декриминализация права, коллективный договор, закон об «опасных мыслях», «опасное состояние», охрана конституции, апартеид, сегрегация, геноцид, свобода совести, абсентеизм, гражданское общество, омбудсмен, плюрализм, толерантность.


Основная литература

1. Вологдин А.А. История государства и права зарубежных стран.- М.: Юрайт, 2015.- 768с.

2. История государства и права зарубежных стран: электронный учебник / под ред. К.И. Батыра.- М.: Кнорус, 2009.

3. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран в 2 т./ под ред. Н.А. Крашенинниковой.- М.: Норма, 2009.

4. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства. – М.: Норма, 2009.

5. История государства и права зарубежных стран / под ред. К.И. Батыра. – М.: Проспект, 2011.

6. История государства и права зарубежных стран: в
2 Ч. / под ред. О.А. Жидкова и Н.А. Крашенинниковой. – М.: Норма, 2010.

 

Дополнительная литература

1. История государства и права зарубежных стран в 2-х т. / под ред. О.А. Жидкова.- М.: Норма, 2009.

2. Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. – М., 2005.

3. Аннерс Э. История европейского права. – М., 2004.

4. Батыр К.И. История государства и права Франции периода буржуазной революции 1789–1794 гг. – М., 2007.

5. Бельсон Я.М., Ливанцев К.Е. История государства и права США. – Л., 2002.

6. Берман Г. Западная традиция права. – М., 2004.

7. Борисевич М.М., Бельчук О.А., Евтушенко С.Г. История государства и права зарубежных стран. – М.: Юриспруденция 2007.

8. Вологдин А.А. История государства и права зарубежных стран: практикум. – М.: Высшая школа, 2005.

9. Всемирная история. Закат Римской истории. – Москва – Минск, 1999.

10. Всемирная история государства и права: энциклопедический словарь. – М., 2001.

11. Глазова Е.В., Терехова Л.Н. История государства и права зарубежных стран. – М., СПб., Ростов-на-Дону: Питер, 2006.

12. Грант Майкл. История Древнего Рима. – М.: Терра-Книжный клуб, 2003.

13. История государства и права зарубежных стран: Рабовладельческое и феодальное государство и право / под ред. П.Н. Галанзы и Б.С. Громакова. – М., 1980.

14. История государства и права: словарь-справочник. – М., 1997.

15. История Древнего Востока / под ред. В.И. Кузищина. – М.: Высшая школа, 2007.

16. История Древнего Рима / под ред. В.И. Кузищина. – М.: Высшая школа, 2005.

17. История Древней Греции / под ред. В.И. Кузищина. – М.: Высшая школа, 2003.

18. Кёнигсбергер Гельмут. Европа раннего нового времени. 1500–1750 гг. – М.: Весь мир, 2006.

19. Косарев А.И. Всеобщая история государства и права. – М.: Юриспруденция, 2007.

20. Косарев А.И. История государства и права зарубежных стран. – М.: Юриспруденция, 2007.

21. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права: в 2 т. – М., 2010.

22. Новая история стран Европы и Америки ХVI–
ХIХ вв. Ч. 1. – М.: Владос, 2005.

23. Новейшая история стран Европы и Америки. ХХ век. 1945–2000 / под ред. А.М. Родригеса и М.Д. Пономарева. – М.: Владос, 2004.

24. Новейшая история стран Азии и Африки. ХХ век. 1945–2000 / под ред. А.М. Родригеса. – М.: Владос, 2004.

25. Покровский И.А. История римского права. – СПб., 1998.

26. Попова А.В. История государства и права зарубежных стран. – М.: Юрайт, 2007.

27. Правовые системы стран мира: энциклопедический справочник / под ред. А.Я. Сухарева. – М.: Норма-Инфра-М, 2000.

28. Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира: справочник. – М., 1993.

29. Сажина В.В., Тагунов А.Е. История государства и права зарубежных стран. – М.: Тетра Системс, 2007.

30. Соломатин В.Ю. История государства и права в США (конец ХVII–ХIХ вв.). – М.: Юрист, 2006.

31. Севастьянов А.В. История государства и права зарубежных стран в вопросах и ответах. – М.: Проспект, 2006.

32. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы истории и теории. – М., 1986.

33. Томсинов В.А. История государства и права зарубежных стран (Древность и средние века): учеб.-метод. пособие. – М.: Зерцало, 2005.

34. Хрестоматия по Всеобщей истории государства и права: в 2 т. / под ред. К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой. – М.: Юрист, 2010.

35. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / под ред. В.Н. Садикова. – М.: Проспект, 2010.

36. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Т.1. Древний мир и средние века / под ред. Н.И. Крашенинниковой. – М.: Норма, 2006.

37. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Т.2. Современное государство и право / под ред. Н.И. Крашенинниковой. – М.: Норма, 2007.

38. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Древность и Средние века. – М.: Зерцало, 2006.

39. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Новое и Новейшее время. – М.: Зерцало, 2006.

40. Шатилова С.А. История государства и права зарубежных стран. – М.: Инфра–М, 2005.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: