Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Калужский филиал

Тюрина Ю.Э.

 

 

Методическое пособие

Для самостоятельной работы студентов

по дисциплине

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

По направлению подготовки 40.03.01 (030900.62)

Юриспруденция – Академический бакалавр

Калуга 2017


Тюрина Ю.Э.

 

Методическое пособие для самостоятельной работы студентов по дисциплине История государства и права зарубежных стран

для студентов юридического факультета дневного отделения. Направление подготовки 40.03.01 (030900.62) Юриспруденция– Академический бакалавр. - Калуга: КИ МГЭУ, 2017.- 47 с.

Пособие предназначено для использования в ходе семинарских занятий и при подготовке к ним, а также для самостоятельного контроля знаний и закрепления пройденного материала при подготовке к зачету или экзамену.

Рассмотрено и одобрено кафедрой государственно-правовых дисциплин КИ МГЭУ.

Протокол № 8 от 11.04.2017 г.

 

 

© Московский гуманитарно-экономический институт

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Самостоятельная работа – это особая организационная форма обучения, когда студенты осваивают знания без посторонней помощи. Учебный план предполагает следующие основные виды самостоятельной работы по истории государства и права зарубежных стран:

- выполнение письменных и устных заданий в ходе подготовки к семинарским занятиям;

- проработка учебного материала по конспектам и рекомендованной литературе в ходе подготовки к рубежному и итоговому контролю в соответствии с графиком;

- изучение отдельных тем курса, не рассматривавшихся полностью (либо частично) на аудиторных занятиях под руководством преподавателя.

Опыт показывает, что самостоятельная работа – традиционно слабое место в подготовке студентов, особенно по столь трудоемким и «не нужным для коммерческих структур» дисциплинам, как история государства и права зарубежных стран. Многим хочется верить, что ни на этом, ни на следующем семинаре их не спросят, а на зачете и экзамене, если накануне ночью не поможет пресловутая «ловля халявы», то наверняка выручит приятель или – каких чудес не бывает – вообще не попадется тот злополучный вопрос, который так и остался невыученным. Все знать невозможно! Такую установку, вполне понятную и объяснимую, вряд ли стоит одобрять – хотя бы потому, что она не соответствует многим сегодняшним реалиям, в том числе и достаточно жесткой конкуренции на современном рынке труда.

Разумеется, свое будущее каждый выбирает сам, да и морализаторские сентенции в учебно-методическом пособии не заменят конкретную методическую помощь. К ней мы сейчас перейдем, но сначала – все-таки запомните самый общий принцип: как неотъемлемая часть вузовской подготовки, самостоятельная работа рассчитана на заинтересованного студента, желающего стать эрудированным, интеллигентным специалистом, не просто востребованным, но и высоко ценимым всеми работодателями.

Отбор материала, предназначенного для самостоятельного освоения, подчинен главной задаче: открыть путь к собственным суждениям о природе и смысле права в его взаимодействии с государством и обществом. Пренебрегая самостоятельной работой, нельзя глубоко изучить историю государства и права зарубежных стран – мировоззренческую дисциплину, без которой немыслимы фундаментальные юридические знания. В самом деле, когда мы открываем Уголовный кодекс Российской Федерации и читаем статью 15, посвященную категоризации преступлений – В зависимости от характера и степени общественной опасности деяния, предусмотренные настоящим Кодексом, подразделяются на преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления – обращаем ли мы внимание на то, что в терминах, здесь специально подчеркнутых, навсегда запечатлен практиковавшийся в Египте, Индии и некоторых других странах древнейший ритуал взвешивания обвиняемого, дабы определить меру его благих и дурных поступков? О подобных примерах, а их немало, мы никогда не задумываемся, потому что естественно воспринимаем их как современные, недвусмысленные и четкие. Но ведь только величайшие культурные ценности – а к ним принадлежит и право – способны так нерасторжимо связать сегодняшний день с прошлым, отдаленным от нас на сотни и тысячи лет.

Если вы хотите стать настоящим специалистом, помните: хороший юрист должен видеть не просто изолированную юридическую норму или конструкцию, а еще и отраженную в ней систему, правовое мировоззрение в действии. Научиться такому «панорамному» профессиональному взгляду можно лишь на широком историко-правовом материале. Итак, в добрый путь к знаниям!

Основной метод их получения по истории государства и права зарубежных стран – функциональная реконструкция. В буквальном переводе с латинского языка этот составной термин означает «восстановление исполняющего (выполняющего)»: исторический правовой материал необходимо представить таким образом, как будто бы он действует. Не переносить прошлое в современность, не усматривать в нем ее черты, а понять отраженную в праве исторически конкретную систему ценностей, на которую вольно или невольно ориентировались люди в своем поведении. Как они жили в ту или иную эпоху, что умели, во что верили и о чем мечтали, как воспринимали окружающий мир и что думали о его идеальном устройстве –отвечая на эти вопросы, мы тем самым начинаем работать по методу функциональной реконструкции.

Далее, рассматривая историю государства и права зарубежных стран как непрерывный процесс взаимодействия права и общества, мы строим логическую схему, состоящую из двух частей:

1) единство – постоянная величина (константа, инвариант);

2) многообразие – переменные величины (изменчивые варианты,

зависимые от времени, пространства, социального контекста).

Отобразим их соотношение в таблице (см. приложение 1).

Запомним также законы преемственности и цикличности:

1. Преемственность выражается в том, что право каждой эпохи возникает не на пустом месте, а является закономерным результатом эволюции предшествующего правового порядка. В конкретном содержании права того или иного периода всегда есть два компонента: тот, что возникает из потребностей данного общества, и тот, что воспринят от прошлого.

2. Цикличность – это развитие по кругу, когда в историческом взаимодействии права и общества наблюдаются сходные фазы и многократно

воспроизводимые процессы.

Алгоритм самостоятельной работы по истории государства и права включает два шага:

1. Понять и твердо выучить, запомнить принципиальные положения относительно взаимодействия права и общества. В результате получим своего рода трафарет, единую «масштабную линейку», применимую ко всем разделам и любой тематике изучаемой дисциплины. Общие категории находят конкретно-историческое воплощение в формах, различающихся в зависимости от времени, пространства и социального контекста.

2. «Приложить масштабную линейку» к тому или иному историческому материалу, соотнести, сравнить, сопоставить и сделать выводы (если это необходимо – с использованием законов преемственности и цикличности).

Например, идея справедливости во все времена была одной из системообразующих основ правопорядка. Но если в средневековой Европе считалось справедливым казнить фальшивомонетчика, залив ему в горло тот раскаленный сплав, из которого он делал фальшивые деньги, то Европа середины XX века вообще отказалась от смертной казни, объявив ее несправедливой даже по отношению к самым жестоким нарушителям закона.

Анализ историко-правового материала в соответствии с приведенным выше алгоритмом обеспечит рациональное сочетание юридических и исторических знаний и позволит избежать нежелательных крайностей: необоснованной перегруженности историческими деталями, с одной стороны, и неоправданной схематизации, «упрощенчества» – с другой. Работая по методу функциональной реконструкции, обращайтесь также к примерной схеме анализа исторических памятников права (приложение 2). Особое внимание следует уделять терминологии, смыслу правовых понятий, их эволюции вместе с изменением социально-исторических реалий.

Юридическая техника развивается по мере усложнения социальной жизни и соответствующего правового регулирования, и с этой точки зрения всю государственно-правовую историю мы можем представить как движение от менее совершенных в технико-юридическом отношении конструкций к более совершенным. Юристов иногда называют «инженерами общественной жизни», а их инструментом – произнесенное и записанное слово.

Все, о чем мы говорили до сих пор, относится к содержательной части самостоятельной работы. Но столь же важна и ее правильная организация. Распределите внеаудиторное время таким образом, чтобы соблюдать привычную последовательность, систематичность в работе, строгую ритмичность, потому что и бездеятельность, и переутомление одинаково вредны. Учитывайте свой персональный биоритм («сова»/«жаворонок») и общую закономерность, в соответствии с которой дважды в сутки, в 13 и в 21 час, сердце особенно чувствительно к повышенным умственно-психическим нагрузкам.

Цель курса истории государства и права зарубежных стран можно считать достигнутой, если вы твердо усвоите исторические сведения, имеющие значение для культуры профессионального мышления современного юриста.


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: