Подход базируется на предположении о том, что люди используют свой опыт для определения себя (кто я? какой я?);
ПОЛЕ ОПЫТА – уникально для каждого, включает в себя события, факты, ощущения, воздействия. Это частный субъективный мир, который никогда полностью не соответствует реальности.
Я - КОНЦЕПЦИЯ – сознательное и бессознательное представление человека о себе.
Формируется на основе: - прошлого опыта; - опыта настоящего; - ожиданий будущего.
Структуры
· 1) Я – реальное; Я – идеальное; Я – глазами других (Я – социальное);
· 2) Когнитивная составляющая (качества, приписываемые себе: кто я? какой я?);
· Эмоционально-оценочная составляющая (степень принятия себя);
· Поведенческая составляющая.
КОНГРУЭНТНОСТЬ и НЕКОНГРУЭНТНОСТЬ
Конгруэнтность – подлинность, искренность, аутентичность (осознавание без искажения, ограничена по агрессивности, соответствии Я – реального, Я – идеального и Я - социального).
Диагностика зон неконгруэнтности:
- список качеств, которые оцениваются по 10-бальной шкале и выявляется соответствие (или несоответствие - неконгруэнтность) показаний Я - реального и Я – идеального;
|
|
- задание: написать то, что в себе не устраивает (в 2-3 предложениях).
Маленькие дети, по обыкновению, демонстрируют соответствие Я – реального Я - идеальному, но это чревато проявлением агрессии и эгоизма.
Организмическая самооценка – ощущение и состояние в теле.
Психологическое консультирование работает с симптомами неконгруэнтности. Психолог в процессе анализа помогает клиенту осознать свои действия и чувства.
Неконгруэнтность может ощущаться как напряженность, тревожность, замешательство.
Иерархия:
- человек, должен быть способен определить и отделить собственные побуждения от навязанных;
- те желания, которые могут быть у человека, также могут являться амбивалентными (несовместимыми: «-», когда человек отрицает свои эмоции и побуждения);
- неконгруэнтность разного рода является основой механизма невроза, фрустрации.
Потребность в самоактуализации – потребность в максимальном развитии своих способностей (компетенций) в социально приемлемом русле.
ЛИЧНОСТНЫЙ (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ) РОСТ
В гуманистической психологии постулируется позитивный взгляд на природу человека.
Естественное движение происходит от конфликта к его разрешению.
1. Преодоление себя; самосовершенствование
2. Это работа на принятие себя, своего Я, то есть движение к конгруэнтности. Чем легче человек принимает себя, тем легче он принимает других.
Препятствие личностного роста, по К. Роджерсу, возникает в детстве и является нормальным аспектом развития.
|
|
Ребенок с момента осознавания себя сильно зависит от любви и позитивного её выражения со стороны взрослых.
Ребенок начинает действовать так, чтобы получить одобрение и любовь со стороны родителей.
Ребенок начинает представлять себя как созданного чтобы удовлетворять потребности других (эгоизм родителей).
В этом случае происходит частичная потеря собственной индивидуальности, идентичности - механизм отчуждения от своего собственного Я (по К. Роджерсу).
Чрезмерная зависимость от мнения родителей может привести к:
1. Пожизненная зависимость от родителей;
2. Выбор другого человека как объекта зависимости.
Ошибка: формирование зависимости от оценки родителей.