Условия, необходимые для личностного роста (ребенка)

1. Эмпатия (сопереживание в трудных ситуациях).

2. Принятие ребенка со всеми его недостатками (видеть ребенка таким каков он есть, не давать волю чувству неудовлетворенности и желанию изменить его, ребенок не должен опасаться быть отвергнутым).

Ребенок должен быть уверен в том, что к нему положительно относятся не зависимо от его успехов и неудач. Не надо сравнивать ребенка с другими детьми, вызывая болезненное чувство неадекватности.

3. Искренность, неподдельность в общении - конгруэнтность.

Должно ограничиваться раздражение. Я предъявляю все чувства по поводу проблемной ситуации. Основное препятствие, мешающие общению, это наша естественная тенденция оценивать. Оценка – блокирует диалог.

Умение слушать другого человека – трудная задача, ибо слушая другого человека внимательнее себя можно растворится в нем.

Активное слушание предполагает обратную связь.

Безоценочная обратная связь – дается максимально доброжелательно. Взаимодействие с другими людьми дает возможность открыть свое Я. Больше принятия – меньше защитных искажений.

Принципы построения длительных близких отношений (на примере брака):

«Наилучшие браки заключаются между людьми, которые конгруэнтны сами и способны на подлинное принятие других.» К. Роджерс.

Основные элементы отношений:

1. Постоянно поддерживаемое обязательство.

Брак должен рассматриваться не как контракт, а как продолжающийся процесс.

Отношения – это работа как ради своего удовлетворения, так и для удовлетворения другого. Это процесс постоянно изменяющийся.

2. Открытое общение и выражение чувств (ограничение агрессии).

Роджерс настаивал на полном, открытом общении.

Две фазы общения:

- выражение эмоций;

- открытость к переживанию ответа (готовность принять непонимание, враждебное чувство).

Необходимо устанавливать и поддерживать этот уровень взаимодействия, а не быть всего лишь вежливым, тактичным.

3. Непринятие ролей.

Проблема развивается из попыток удовлетворить желания других (отчуждение).

Если брак основан на нереалистичных ожиданиях (экспектациях) и образах себя и другого, то такой брак внутренне неустойчив.

4. Способность разделить образ жизни партнера.

Попытка обнаружить и принять собственную полную природу. Если я могу быть реальным, то есть могу позволить себе выражать весь спектр чувств (гнев, страх, любовь), жить по своим ценностям, быть достаточно свободным, то я смогу помочь моему партнеру следовать своим собственным путем, который я смогу разделить и принять.

Людям лучше решать самим, что им следует делать с поддержкой других, чем если другие решают за них, что им следует делать с поддержкой других.

Эмпатическое понимание – проникновение в частный, субъективный мир другого через сопереживание и проверка правильно ли наше понимание его позиций и переживаний. Эмпатическое понимание проверяется обратной связью, спрашивая другого правильно ли его поняли.

Полно функционирующая личность (самость) постоянно изменяется.

Свойства:

- открытость опыту, то есть способность полностью проживать и реализовываться в каждом моменте жизни;

- доверие внутренним побуждениям, интуиции.

Такая личность постоянно находится в процессе самоактуализации.

К.Роджерс отрицает, что человек по природе агрессивен и считает, что каждый человек имеет в себе способность понимать и различать факторы своей жизни, которые приносят ему несчастье и боль, и способен преодолеть эти факторы самостоятельно.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: