Специфика работы с «живым» (гуманистический подход)

Творческая созидательная свобода. Специфика работы с «живым» (как я как терапевт могу создавать способствующие для роста условия)

/ по лекциям Х. КРОНЕ – Вюрцбургский университет, Германия /

В. МЕЦГЕР

 

Чтобы хорошо работать терапевту, консультанту, учителю – самое главное то, какую внутреннюю позицию я занимаю по отношению к другому человеку. Какие я должен создать условия, чтобы они способствовали СОЗИДАНИЮ (РОСТУ).

Второе поколение терапевтических школ – ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ.

Существенные изменения в сравнении с психоанализом. До 30-х годов психоанализ был ОРТОДОКСАЛЬНЫМ. Клиент – в «нокауте». Терапевт сидит вне лица клиента. Задача аналитика – интерпретировать рассказанное. Клиент предоставляет материал – терапевт объясняет, что с ним происходит.

40 - 50-е годы – ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА – нужно создать партнерские отношения между клиентом и терапевтом. Фрейд – наоборот – настаивал на том, чтобы не было особых влияний между терапевтом и клиентом.

Гуманистический подход – отношения между терапевтом и клиентом должны быть тоже в центре внимания. Клиент может и сам свои проблемы решить. Терапевт не говорит клиенту – как правильно. Воздействие терапевта – это «РОДОВСПОМОЖЕНИЕ» - то есть должен помогать (скорее, лучше).

 

 

Значение живости. Специфика работы с «живым». /В. МЕЦГЕР/

 

5 ПУНКТОВ:

1 – когда я имею дело с живым – это любая форма воздействия. Это не одностороннее делание, это ОТНОШЕНИЯ. ОХРАНЯТЬ, ЗАБОТИТЬСЯ, СОПРОВОЖДАТЬ… Ничего нельзя делать против природы. Потенциал должен быть заложен в самой природе, в «материале» (чтобы куда-то развивать или двигаться). Периодизации, стадии, развитие.

 

2 – ТВОРЕНИЕ из собственных сил, а не из внешнего понукания. Силы, побуждения, влечения в наблюдаемом существе имеют свое начало. Сопровождающий должен видеть свои ограничения в том, что имеются определенные пределы в воздействиях (облегчить, тормозить – на сколько сильно). Формированием «живого» я не могу понукать. Я не могу с помощью внешней интервенции что-то создавать. Могу разрушить. Лишь те формы могут формироваться в области «живого», которые опираются на внутренние силы.

 

3 – Живое существо имеет собственное время для деятельности, для покоя, для насыщения. (Если корову надо доить – это нельзя перенести на завтра). Нельзя произвольно насаждать время для работы. (Например: острое суицидальное состояние – скорая помощь.)

 

4 – Скорость работы должна быть НЕПРОИЗВОЛЬНОЙ. Очень часть нужно скорее подождать, чем стимулировать РОСТ. Нужно создать условия и ждать.

 

5 – Терпеливость/толерантность к обходным путям.

 

СТАДИИ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТИ. МЕХАНИЗМ ФРУСТРАЦИИ

(Кривая формирования\ разрушения гештальта\потребности).

1.Стадия«предконтакта» -актуализация потребности в виде ощущений в теле. Доминирует уровень ид.

2. Стадия «контактирования» -анализ потребности и возможностей ее удовлетворения. Сканирование окружающей среды и анализ в соответствии с «принципом реальности» - доминирование уровня эго (и супер-эго). Возможно включение защитных искажений (защит). К концу стадии эго принимает решение – разрешать удовлетворение потребности или нет, исходя из принципа реальности и собственного супер-эго.

3. Стадия «полного» или «финального контакта» -слияние субъекта с объектом. Удовлетворение потребности.

4.Стадия «постконтакта» -анализ нового опыта, включение, ассимиляция («переваривание») его в общий опыт личности. Доминирует эго (и супер-эго). Возможно включение защитных искажений (защит).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: