Методические указания. Южно-Уральский государственный университет

Южно-Уральский государственный университет

 

Факультет военного обучения

 

Кафедра «РАКЕТЫ и БОЕПРИПАСЫ»

 

Экз. № _______

 

=УТВЕРЖДАЮ=

Начальник кафедры Ракеты и

Боеприпасы

 

полковник А. КАЛЯЖЕНКОВ

«_____» декабря 2006 года

 

Методическая разработка

по Общественно-государственной подготовке

(ВУС-430900)

 

Тема 9. Психология личности военнослужащего и воинского коллектива. Методы изучения индивидуальных особенностей военнослужащих

 

 

Обсуждена на заседании кафедры

«_____» декабря 2006 года

Протокол №________________

 

 

г. Челябинск

ОБЪЕМ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ТЕМЫ.

Понятие личности. Структура психологии личности: процессы, свойства, образования, состояния. Личность и воинская деятельность. Влияние особенностей военной службы на личность.

Основные этапы изучения индивидуальных особенностей военнослужащих. Методы изучения. Особенности использования метода наблюдения. Беседа – важнейший метод изучения индивидуальных особенностей подчиненных. Виды опросов и методика их проведения. Анализ документов и результатов деятельности. Учет и использование офицерами индивидуальных особенностей подчиненных при организации воспитательной работы.

Группа и коллектив. Особенности воинского коллектива. Социально-психологическая характеристика воинского коллектива: официальная и неофициальная структуры, микрогруппы, лидерство. Социометрические методы изучения воинского коллектива.

 

Учебные и воспитательные цели:

· Разъяснить студентам особенности психологии личности военнослужащего.

· Разъяснить студентам особенности психологии воинского коллектива.

· Ознакомить студентов с организацией и методикой проведения индивидуальной воспитательной работы в подразделении.

· Довести до студентов основные формы индивидуальной воспитательной работы с личным составом в подразделении

 

План изучения темы

 

№ занятия Наименование темы Расчет времени (час) Вид занятия Метод проведения Место проведения
  Психология личности военнослужащего и воинского коллектива. Методы изучения индивидуальных особенностей военнослужащих   лекция устное изложение класс

 

ПЛАН ЛЕКЦИИ И РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ

I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ: 8мин.

 

- Проверяю готовность взвода к занятиям;

- Объявляю тему, цель и учебные вопросы лекции;

- Даю общую характеристику изучаемой темы и ее актуальность, связь данной темы с предыдущими и последующими занятиями;

 

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ: 77мин.

 

1: Понятие личности. Структура психологии личности 27 мин.

 

2: Изучение индивидуальных особенностей военнослужащих 30 мин.

 

3: Группа и коллектив. Особенности воинского коллектива.

Социометрические методы изучения воинского коллектива 15мин.

 

 

Заключение 2мин.

 

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ: 5мин.

 

-Отвечаю на вопросы студентов.

-Объявляю задание на самоподготовку.

-Сообщаю тему следующего занятия.

Меры безопасности.

• При проведении занятия руководителю запрещается оставлять
включенными потребители электроэнергии после окончания пользования
ими.

• При проведении занятия студентам запрещается самостоятельно включать
электроприборы в сеть.

• Запрещается студентам без разрешения руководителя открывать окна и
фрамуги.

Методические указания.

По своей структуре лекционное занятие состоит из трех частей: организационной части, собственно лекции и заключительной части. Организационная часть имеет цель проверки наличия личного состава студентов и готовности их к проведению лекции.

Материал лекции излагается свободно, не связывая себя написанным текстом. Материал лекции излагать в темпе, позволяющем вести запись конспектов студентами.

Преподаватель должен в течение одной лекции показать 2 слайда. Уметь разъяснить значение воинского воспитания для повышения боевой готовности, укрепления воинской дисциплины и правопорядка в части (подразделении).

Перед началом основной части занятия, с целью формирования и развития у обучаемых моральных, профессионально-боевых и психологических качеств, педагог должен кратко их проинформировать о сложившейся военно-политической обстановке в стране и в мире.

Сделать вывод из нее, показать необходимость вооруженной защиты Отечества, сознательного и добросовестного изучения слушателями военного дела.

Постоянно прививать командиру взвода командирам отделений, дежурному и помощнику дежурного по взводу командные навыки, а для остальных студентов - стремления неукоснительного выполнения команд, соблюдение военной формы одежды и внешнего вида, а также внутреннего порядка в классе. Текущий контроль усвоения материала лекций проводить по окончанию изложения каждого учебного вопроса.

 

 

Тема № 9. Психология личности военнослужащего и воинского коллектива. Методы изучения индивидуальных особенностей военнослужащих

Учебные и воспитательные цели:

· Разъяснить студентам особенности психологии личности военнослужащего.

· Разъяснить студентам особенности психологии воинского коллектива.

· Ознакомить студентов с организацией и методикой проведения индивидуальной воспитательной работы в подразделении.

· Довести до студентов основные формы индивидуальной воспитательной работы с личным составом в подразделении

Время: 2 часа.

Вид занятия: лекция.

Метод проведения: устное изложение материала.

Место проведения: класс

Учебно-материальное обеспечение: учебные пособия по ОГП: «Российское государство: армия и воинское воспитание».

Литература:

1. Военная психология. Под. ред. В.В. Шляги. – М. Воениздат, 1972.-250 с.

2. Особенности работы с первичной информацией // Введение в профессию (Учебно-методическое пособие для войсковых психологов и социологов). М.: ЦВСППИ, 1992.

3. Подоляк Я.В. Личность и воинский коллектив: психология военного управления. – М.: Воениздат, 1989.-180 с.

4. Семикина Т. Психодиагностика личностных качеств военнослужащих. Информационно-методический сборник. – М.:ЦВСППИ, 1993, №2(5)

5. Социальная и военная психология. Под ред. Н.Ф.Феденко – М.:ВПА, 1990

6. Приказ МО РФ № 235 от 3 июля 1995г. "О совершенствовании системы
воспитательной работы в ВС РФ".

7. Воспитательная работа в вооруженных силах Российской Федерации. Уч.
пособие,— М., 1995.

8. О долге и чести воинской в Российской армии. Собрание материалов,
документов и статей / сост., Ю. А. Галушко, А. А. Колесников; под ред., В.-Н,
Лобова.— М.; Воениздат, 1990.

9. Вопросы психологии и педагогики высшей военной школы.— М.: ВПА, 1971,

10. журнал Ориентир.- №10, 1995.

Текст лекции:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: