Южно-Уральский государственный университет
Факультет военного обучения
Кафедра «РАКЕТЫ и БОЕПРИПАСЫ»
Экз. № _______
=УТВЕРЖДАЮ=
Начальник кафедры Ракеты и
Боеприпасы
полковник А. КАЛЯЖЕНКОВ
«_____» декабря 2006 года
Методическая разработка
по Общественно-государственной подготовке
(ВУС-430900)
Тема 9. Психология личности военнослужащего и воинского коллектива. Методы изучения индивидуальных особенностей военнослужащих
Обсуждена на заседании кафедры
«_____» декабря 2006 года
Протокол №________________
г. Челябинск
ОБЪЕМ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ТЕМЫ.
Понятие личности. Структура психологии личности: процессы, свойства, образования, состояния. Личность и воинская деятельность. Влияние особенностей военной службы на личность.
Основные этапы изучения индивидуальных особенностей военнослужащих. Методы изучения. Особенности использования метода наблюдения. Беседа – важнейший метод изучения индивидуальных особенностей подчиненных. Виды опросов и методика их проведения. Анализ документов и результатов деятельности. Учет и использование офицерами индивидуальных особенностей подчиненных при организации воспитательной работы.
|
|
Группа и коллектив. Особенности воинского коллектива. Социально-психологическая характеристика воинского коллектива: официальная и неофициальная структуры, микрогруппы, лидерство. Социометрические методы изучения воинского коллектива.
Учебные и воспитательные цели:
· Разъяснить студентам особенности психологии личности военнослужащего.
· Разъяснить студентам особенности психологии воинского коллектива.
· Ознакомить студентов с организацией и методикой проведения индивидуальной воспитательной работы в подразделении.
· Довести до студентов основные формы индивидуальной воспитательной работы с личным составом в подразделении
План изучения темы
№ занятия | Наименование темы | Расчет времени (час) | Вид занятия | Метод проведения | Место проведения |
Психология личности военнослужащего и воинского коллектива. Методы изучения индивидуальных особенностей военнослужащих | лекция | устное изложение | класс |
ПЛАН ЛЕКЦИИ И РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ
I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ: 8мин.
- Проверяю готовность взвода к занятиям;
- Объявляю тему, цель и учебные вопросы лекции;
- Даю общую характеристику изучаемой темы и ее актуальность, связь данной темы с предыдущими и последующими занятиями;
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ: 77мин.
1: Понятие личности. Структура психологии личности 27 мин.
2: Изучение индивидуальных особенностей военнослужащих 30 мин.
|
|
3: Группа и коллектив. Особенности воинского коллектива.
Социометрические методы изучения воинского коллектива 15мин.
Заключение 2мин.
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ: 5мин.
-Отвечаю на вопросы студентов.
-Объявляю задание на самоподготовку.
-Сообщаю тему следующего занятия.
Меры безопасности.
• При проведении занятия руководителю запрещается оставлять
включенными потребители электроэнергии после окончания пользования
ими.
• При проведении занятия студентам запрещается самостоятельно включать
электроприборы в сеть.
• Запрещается студентам без разрешения руководителя открывать окна и
фрамуги.
Методические указания.
По своей структуре лекционное занятие состоит из трех частей: организационной части, собственно лекции и заключительной части. Организационная часть имеет цель проверки наличия личного состава студентов и готовности их к проведению лекции.
Материал лекции излагается свободно, не связывая себя написанным текстом. Материал лекции излагать в темпе, позволяющем вести запись конспектов студентами.
Преподаватель должен в течение одной лекции показать 2 слайда. Уметь разъяснить значение воинского воспитания для повышения боевой готовности, укрепления воинской дисциплины и правопорядка в части (подразделении).
Перед началом основной части занятия, с целью формирования и развития у обучаемых моральных, профессионально-боевых и психологических качеств, педагог должен кратко их проинформировать о сложившейся военно-политической обстановке в стране и в мире.
Сделать вывод из нее, показать необходимость вооруженной защиты Отечества, сознательного и добросовестного изучения слушателями военного дела.
Постоянно прививать командиру взвода командирам отделений, дежурному и помощнику дежурного по взводу командные навыки, а для остальных студентов - стремления неукоснительного выполнения команд, соблюдение военной формы одежды и внешнего вида, а также внутреннего порядка в классе. Текущий контроль усвоения материала лекций проводить по окончанию изложения каждого учебного вопроса.
Тема № 9. Психология личности военнослужащего и воинского коллектива. Методы изучения индивидуальных особенностей военнослужащих
Учебные и воспитательные цели:
· Разъяснить студентам особенности психологии личности военнослужащего.
· Разъяснить студентам особенности психологии воинского коллектива.
· Ознакомить студентов с организацией и методикой проведения индивидуальной воспитательной работы в подразделении.
· Довести до студентов основные формы индивидуальной воспитательной работы с личным составом в подразделении
Время: 2 часа.
Вид занятия: лекция.
Метод проведения: устное изложение материала.
Место проведения: класс
Учебно-материальное обеспечение: учебные пособия по ОГП: «Российское государство: армия и воинское воспитание».
Литература:
1. Военная психология. Под. ред. В.В. Шляги. – М. Воениздат, 1972.-250 с.
2. Особенности работы с первичной информацией // Введение в профессию (Учебно-методическое пособие для войсковых психологов и социологов). М.: ЦВСППИ, 1992.
3. Подоляк Я.В. Личность и воинский коллектив: психология военного управления. – М.: Воениздат, 1989.-180 с.
4. Семикина Т. Психодиагностика личностных качеств военнослужащих. Информационно-методический сборник. – М.:ЦВСППИ, 1993, №2(5)
5. Социальная и военная психология. Под ред. Н.Ф.Феденко – М.:ВПА, 1990
6. Приказ МО РФ № 235 от 3 июля 1995г. "О совершенствовании системы
воспитательной работы в ВС РФ".
7. Воспитательная работа в вооруженных силах Российской Федерации. Уч.
пособие,— М., 1995.
8. О долге и чести воинской в Российской армии. Собрание материалов,
документов и статей / сост., Ю. А. Галушко, А. А. Колесников; под ред., В.-Н,
Лобова.— М.; Воениздат, 1990.
|
|
9. Вопросы психологии и педагогики высшей военной школы.— М.: ВПА, 1971,
10. журнал Ориентир.- №10, 1995.
Текст лекции: