Психология воинского коллектива

Командиру-руководителю необходимо учитывать не только инди­видуальные особенности личности воина, но и те социально-психологические процессы и явления, которые в нём происходят: взаимоотношения, коллективные мнения, настроения, традиции, психическое заражение, подражание, внушение, идентификация, конформизм, самоутверждение личности. Только учтя все эти черты мы можем дать определение коллектива:

 

КОЛЕКТИВ - высшая форма объединения людей, создающая наиболее благоприятные возможности для общественно полезной деятельности отличительными признаками которого являются:

1) Единые общественно-значимые цели деятельности, которые сплачивают и направляют волю людей.

2) Совместная деятельность

3) Организация, наличие органов управления и самоуправления.

4) Относительная устойчивость и продолжительность совместного существования.

5) Определенный уровень сплоченности и дисциплины

6) Тесные связи и контакты с другими коллективами

7) Наличие общественного мнения

8) Наличие традиций

 

(7) и (8) создают психологическую атмосферу и нравственный климат в коллективе. Военная служба - это специфический вид деятельности человека.

 

Воинский коллектив формирует личность воинов рядом факторов:

 

Главными из них выступают ОБЪЕКТИВНЫЕ:

- Социально-экономические

- Политические

- Идеологические

- Профессиональные

 

Выше перечисленные объективные факторы выступают в качестве основы коллектива. Как органичная часть Российских Вооружённых Сил, каждое подразделение неразрывно связано с другими воинскими и иными коллективами, обладают чертами присущими любому коллективу, но имеют и свои специфические особенности.

 

ОСОБЕННОСТИ ВОИНСКОГО КОЛЛЕКТИВА

- Своеобразие и особая общественная значимость задач, решаемых воинским коллективом;

- Периодичность обновления личного состава;

- Детальная регламентация взаимоотношений и деятельности.

- Деятельность частей и подразделений носит ярко выраженный коллективный характер

- Средствами деятельности воинского коллектива являются оружие и
боевая техника

- Оторванность от родных и близких

- Разнородность членов воинского коллектива

- Специфика и опасность ратного труда

- Ярко выраженный принцип единоначалия

 

Все это объективно вызывает у воинов чувство моральной ответственности за действия и поступки своих товарищей заинтересованность в общем успехе способствует нормированию у каждого воина коллективизма дисциплинированности вырабатывает согласованность и привычки коллективных действий, которые проявляются через

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОТНОШЕНИЙ в воинском коллективе:

- Единоначалие

- Воинская дисциплина

- Уставные взаимоотношения.

- Сочетание высокой требовательности с отческой заботой о подчиненном

- Товарищество и войсковое братство

- Наличие негативных тенденции:

а) наличие микрогрупп во главе с неформальными лидерами;

б) влияние макросреды (общества)

 

Офицеры как воспитатели должны помнить, что от них как от руководителей требуется строить взаимоотношения с подчиненными на основе глубоко осознанного чувства возложенной на него ответственности, высокой внутренней дисциплины и критического к себе отношения. Без постоянного самоконтроля офицер не может рассчитывать на то, что он сумеет умело поддерживать психологическую атмосферу в коллективе в тех требованиях, которые отражены в особенностях взаимоотношений воинского коллектива.

Наряду со взаимоотношениями командир изучает и учитывает такие социально-психологические явления, как структура психологии воинского коллектива. Она в себя включает:

 

1) ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ В КОЛЛЕКТИВЕ

Общественное мнение в коллективе играет важную роль. Это пос­тоянно действующий компонент его общественной психологии. Оно воздействует на личность, группу людей, влияет на формирование их обы­чаев, традиций, интересов, привычек. Оно воспитывает и перевоспитывает. Поэтому важно знать природу общественного имения и условия его формирования, использования в практике руководства и воспитания.

 

2) ВНУТРЕКОЛЛЕКТИВИСТСКИЕ ТРАДИЦИИ, ОБЫЧАИ И ПРИВЫЧКИ.

Это общее длительное эмоциональное состояние воинов, влияющее на проявление их качеств и свойств, на эффективность совместной и индивидуальной работы, учебы и службы.

3) МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ

Военная психология не отрицает роли межличностных взаимоотношений, однако считает, что эти явления вырастают из производст­венных отношений деятельности, воспитания и обучения, которые в условиях воинской деятельности принимает различные формы взаи­модействия, контактов, взаимозависимости и общения.

 

4)ГРУППОВЫЕ НАСТРОЕНИЯ

Это наиболее тесные отношения которые наблюдается в малых группах. Микрогруппы возникает на основе потребности во взаимо­помощи, на основе землячества, периода службы или отрицательного отношения к командиру

 

5) ПСИХИЧЕСКОЕ ЗАРАЖЕНИЕ

Возникновение в определённых условиях бессознательной, не­вольной приверженности человека к восприятие психических состо­яний и поведения других людей. Осуществляется посредством передачи другой личности психического настроя, обладающего большим эмоциональным зарядом.

 

Конечно успех в формировании воинского коллектива во мно­гом определяется степенью умения воспитателя правильна проанализировать психологическую атмосферу подразделения разобраться во внутреннем мире своих подчинённых. Причём целью работы офи­цера является создать «...воинский коллектив с высокой мораль­ной и психологической готовностью к защите Отечества, верности конституционному и воинскому долгу» (Приказ МО РФ № 235).

Та­ким коллективом является коллектив со следующими признаками:

 

ПРИЗНАКИ ХОРОШЕГО коллектива:

- Активность и боевитость

- Постоянная готовность к действию

- распорядительность командира

- Расположение членов коллектива друг к другу

- Наличие хорошего актива (формального и неформального)

- Правильное решение проблемы: КОМАНДИР - КОЛЛЕКТИВ


Вопрос 2: Изучение индивидуальных особенностей военнослужащих.

Индивидуально - воспитательная работа в подразделении.

 

Успех воспитательной работы во многим зависит от того, сумеет ли командир при выборе средств воздействия на подчинённое найти ключ к его уму и сердцу, учесть присущие этому человеку черты харак­тера, психологические особенности, жизненный опыт, общеобразователь­ную и военную подготовку, помочь воину раскрыть и реализовать свои возможности в интересах общего дела. Многое здесь зависит именно от умелого владения методикой индивидуальной работы с людьми. Говоря словами известного российского генерала М. Драгомирова: "...инди­видуальное воспитание помогает из рекрута сделать солдата, не ло­мая в нём человека".

ИНДИВИДУАЛЬНО - ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА - это система целенаправленного психолого-педагогического воздействия командира на сознание, чувство и поведение военнослужащего с максимальным учё­том возрастных, социальным, психологических и других особенностей личности, условий службы, быта и отдыха.

А.С. Макаренко в лекции "Педагогика индивидуального воздей­ствия" говорил: "В первый год я, как начинающий педагог, совершил обычную ошибку. «Я обращал внимание на личность выпадающую из кол­лектива. У меня был неправильный взгляд, направленный в самые опасные места, и я, этими опасными местами занимался''. Далее на примерах А. Макаренко, показал, что при этом из его поля зрения выпадали те, кто казалось бы, не обращал на себя внимание. А среди них часто встречались люди, которые как раз и совершали аморальные поступки.

Аналогичную ошибку допускают командиры, которые сосредотачивают свои усилия лишь на воинах, не успевающие по боевой подготовке, нарушающих дисциплину. В этом случае, воспитательная работа носит односторонний характер, она запаздывает и поэтому оказывается достаточно эффективной.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ – ВОПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПОДРАЗДЕЛЕНИИ включает в себя целый комплекс мероприятий проводимых командиром:

1)Определение целей и задач этой работы

2)Охват постоянным влиянием всех военнослужащих

3)Чёткое определение КТО и с КЕМ работает

4)Продуманное планирование индивидуальной работы

5)Изучение ее состояния в подразделениях

6) Глубокий анализ и постоянный контроль за её результатом

7) Обучение сержантов методике индивидуальной воспитательной работы

8) Установление медицинского контроля за состоянием здоровья
военнослужащих

Необходимо отметить, что не всегда целесообразно в подразделении создавать специальный, план индивидуальной работы. Но основные вопросы по её организации и проведению, обобщения, совершенствова­ние педагогической культуры младших командиров должны предусмат­риваться в планах воспитательной работы на месяц, а также в личных планах офицеров подразделения, которые составляются обычно на не­делю или на каждый день.

 

Индивидуально-воспитательная работа включает деятельность командиров (начальников) по:
                         
всестороннему изучению индивидуально- психологических, типологических и психофизиологических особенностей и личностных качеств военнослужащего, его сильных и слабых сторон; прогнозированию, планированию и организации ИВР с воспитуемым, определению и составлению программы индивидуальной работы с ним; осуществлению ИВР с подчиненными во всех видах профессиональной подготовки, его службы и быта;
           
   
выбору и определению оптимальных методов, форм, средств и приемов индивидуального воздействия на военнослужащего, эффективному взаимодействию с ним;     обучению младших командиров организации и методике индивидуально- воспитательной работы с подчиненными;   постоянному анализу результатов индивидуального воздействия на воспитуемого, при необходимости его корректировки;    

 

 

В системном виде организация и проведение индивидуальной воспитательной работы в подразделении включает в себя 3 ОСНОВНЫХ ЭТАПА:

1. Изучение личностных качеств и особенностей военнослужаще­го, его сильных и слабых сторон.

2. Выбор оптимальных форм, методов и приёмов психолого-педагогического воздействия в интересах формирования высоких морально-психологических качеств у военнослужащих.

3. Систематический анализ достигнутых результатов индивиду­ального воздействия, корректировка его методов и приёмов, если, работа недостаточно эффективна.

 

Каждый из этих этапов имеет свою логику, своё содержание, своё значение в организации индивидуальной воспитательной работы, кото­рые мы рассмотрим в последующем.

I ЭТАП: Изучение личностных качеств и особенностей военнослужа­щего, его сильных и слабых сторон, ДАЕТ ВОЗМОЖНОСТЪ КОМАНДИРУ выбрать такие средства воздействия, с помощью которых он ни может не только устранить недостатки подчи­нённого, но и своевременно предупредить нарушение воинской дисциплины, чрезвычайное происшествие и другие отрицательные явления наносящие вред боевой готовности подразделения.

Командиру подразделения необходимо понимать, что совершенно одинаковых людей нет и не будет. Сколько солдат, сержантов, прапорщиков и офицеров - столько различных судеб и характеров: Один подчинённый спокоен и уравновешен, другой горяч и вспыльчив; один медлителен, другой отличается собранностью, быстротой мысли и I действий; один всё схватывает на лету, другой берёт только усидчивостью. Все эти особенности командиру желательно знать, и, учиты­вать в индивидуальной работе с людьми.

 

Какие же ДАННЫЕ О СВОИХ ПОДЧИНЕННЫХ НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ КОМАНДИРУ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ?

 

ОБЩИЕ БИОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ: фамилия, имя, отчество, год рождения, социальное и семейное положение, условия в которых рос, учился, воспитывался, род занятий до военной службы, с кем переписывается и общается, круг друзей, товарищей и знакомых.

МОРАЛЬНО - НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА: уровень сознательности, отношение к воинскому долгу, соблюдение норм морали, дисциплинированность, честность, организованность, повиновение и испол­нительность, отношения к товарищам, коллективу и службе.

ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ: характер и темперамент, волевые черты, способности и склонности, внимание, память, речь, увлечения и другие. СОСТОЯНИЕ ЗДОР0ВЬЯ: физическое и психическое развитие, вы­носливость, уровень закалки, сопротивляемость организма к простудным заболеваниям и др.

Конечно, совместная служба в одном подразделении сама по себе способствует изучению подчинённого, и офицер даже не занимаясь этим вопросом многое будет знать о них. Однако такой стихийный процесс изучения требует слишком продолжительного времени и не даёт возможности всесторонне и глубоко изучить людей. Интересы жо обучения и воспитания, укрепления воинской дисциплины требует, чтобы офицер как можно скорее и лучше узнал своих подчинён­ных.

Возможности у каждого воспитателя в проведении индивидуальной работы, когда всё расписано распорядком дня по часам и минутам ограничены. Но творческое применение принципов, методов и форм, приёмов обучения поможет использовать личные резервы и даст прибавку в деле воспитания.

Система методов и приемов индивидуально-воспитательной работы
   
Методы изучения подчиненного - индивидуальная беседа - изучение документов - обобщение независимых характеристик - личное наблюдение - анализ результатов деятельности - опросные методики: анкетирование интервьюирование тестирование - индивидуальный контроль   Методы индивидуального воздействия на личность - убеждение - пример - поощрение (в т.ч. одобрение, похвала, выражение положительного отношения) - индивидуальные просьбы - создание проблемных ситуаций - индивидуальная ПОМОЩЬ - индивидуальные задания и поручения (доверие) - индивидуальные советы и разъяснения - Обсуждения - упражнение -   Методы профилактики и корректировки - переубеждение - переучивание - индивидуальная критика - реконструкция характера - напоминание, замечание - осуждение -запрещение - взыскание
       
               

 

 

2 этап: Выбор оптимальных форм, методов и приемов

 

Основные требования к выбору:

1)Повседневное внимание к каждому военнослужащему, сочетаемое с высокой требовательность и отеческой заботой о его жизни, быте, досуге.

2)Связь воспитания с жизнь в России, с делами в стране, с задачами боевой подготовки

3)Соблюдение чувства меры в критике недостатков воина, опора

на его положительные качества

4) Конкретность, направленность на определённого военнослужащего.

5) Целеустремлённость в достижении определённых задач воспитания

6) Оперативность, возможность проведения в любой обстановке, быстрое реагирование на поведение воин в различных ситуациях.

7) Планомерность, заблаговременная продуманность в деле оказания индивидуального влияния на военнослужащего.

В индивидуальной воспитательной работе индивидуальный подход реализуется через соответствующие МЕТОДЫ,ФОРМЫ и ПРИЕМЫ ВОСПИТАНИЯ.

Практика показывает, что наиболее оправдавшими себя методами
изучения военнослужащих в ходе повседневной жизни и службы являются:

1.Педагогическое наблюдение

2. Индивидуальные беседы (индивидуально-познавательная и индивидуально-воспитательная)

3. Использование мнения других лиц

4. Изучение документов

5. Письменные связи с родителями, коллективами и учебными заведениями, где раньше работали или учились военнослужащие.

 

Личные беседы, наблюдения, знакомство с анкетными данными - это лишь первый шаг к познание подчинённого. Наиболее правильным критерием суждения о подчинённом является его конкретные повседневные дела.

 

Рассмотрим особенности применения основных форм, методов и приёмов индивидуальной работы.

НАБЛЮДЕНИЕ. Предполагает не пассивное созерцание, а повсед­невную, активную и целеустремлённую деятельность, помогающую увидеть в общей массе воинов отдельного человека со всеми его положительными и отрицательными качествами, со всеми его сильными и слабыми сторонами. Результаты наблюдений по изучению подчиненного целесообразно заносить в дневник наблюдений, затем делаются общие выводы об индивидуальных особенностях военнослужащего и мерах воспитательного воздействия.

БЕСЕДА Наиболее действенная форма индивидуальной рабо­ты. Для проведения беседы, имеющей воспитательные цели необходимо:

1) Хорошо знать индивидуальные особенности подчинённого, его силь­ные и слабые стороны

2) На этой основе решить: на какие стороны психики воина следует воздействовать, на какие струны души влиять, чтобы обеспечить достижение поставленной цели.

3) Тщательно продумать какими идеями, положениями, фактами, примерами, аргументами следует воздействовать на разум и чувства подчинённого.

Для проведения беседы необходимым условием является её подготовка. Условно её можно разделить на 3 этапа:

I этап - ВСТУПИТЕЛЬНЫЙ. Главная задача - снять напряжение и настороженность.

Например:

а) сказать несколько тёплых слов в адрес военнослужащего,

б) хорошая шутка в начале беседы также уменьшает отчуждение и снимает напряжение,

в) рассказать намного о себе.

II этап - ОСНОВНОЙ. В начале данного этапа задаётся несколько нейтральных вопросов о личности военнослужащего (интере­сах, школе, детстве, отношении к службе в армии). Затем задаются вопросы интересующие проводящего беседу, как командира подразделения.

III. этап – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ. Главная цель этого этапа - создание хорошего впечатления от проведённой беседы, которое необходимо, чтобы военнослужащий после беседы испытал положительные эмоции.

Во всех случаях беседа должна быть откровенной и принципиальной.

ИЗУЧЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ - отражает ход и результаты боевой подготовки и воспитательной работы.

Дает возможность:

1) Проанализировать за определённый период состояние боевой учебы, уровень дисциплины.

2) Сравнить нынешние показатели с предыдущими периодами и на этой основе внести коррективы в индивидуально-воспитательную работу

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕНИЯ ДРУГИХ ЛИЦ - суть его, в сборе возможно большей информации о подчинённом, используя его сослуживцев и командиров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: