Командиру-руководителю необходимо учитывать не только индивидуальные особенности личности воина, но и те социально-психологические процессы и явления, которые в нём происходят: взаимоотношения, коллективные мнения, настроения, традиции, психическое заражение, подражание, внушение, идентификация, конформизм, самоутверждение личности. Только учтя все эти черты мы можем дать определение коллектива:
КОЛЕКТИВ - высшая форма объединения людей, создающая наиболее благоприятные возможности для общественно полезной деятельности отличительными признаками которого являются:
1) Единые общественно-значимые цели деятельности, которые сплачивают и направляют волю людей.
2) Совместная деятельность
3) Организация, наличие органов управления и самоуправления.
4) Относительная устойчивость и продолжительность совместного существования.
5) Определенный уровень сплоченности и дисциплины
6) Тесные связи и контакты с другими коллективами
7) Наличие общественного мнения
|
|
8) Наличие традиций
(7) и (8) создают психологическую атмосферу и нравственный климат в коллективе. Военная служба - это специфический вид деятельности человека.
Воинский коллектив формирует личность воинов рядом факторов:
Главными из них выступают ОБЪЕКТИВНЫЕ:
- Социально-экономические
- Политические
- Идеологические
- Профессиональные
Выше перечисленные объективные факторы выступают в качестве основы коллектива. Как органичная часть Российских Вооружённых Сил, каждое подразделение неразрывно связано с другими воинскими и иными коллективами, обладают чертами присущими любому коллективу, но имеют и свои специфические особенности.
ОСОБЕННОСТИ ВОИНСКОГО КОЛЛЕКТИВА
- Своеобразие и особая общественная значимость задач, решаемых воинским коллективом;
- Периодичность обновления личного состава;
- Детальная регламентация взаимоотношений и деятельности.
- Деятельность частей и подразделений носит ярко выраженный коллективный характер
- Средствами деятельности воинского коллектива являются оружие и
боевая техника
- Оторванность от родных и близких
- Разнородность членов воинского коллектива
- Специфика и опасность ратного труда
- Ярко выраженный принцип единоначалия
Все это объективно вызывает у воинов чувство моральной ответственности за действия и поступки своих товарищей заинтересованность в общем успехе способствует нормированию у каждого воина коллективизма дисциплинированности вырабатывает согласованность и привычки коллективных действий, которые проявляются через
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОТНОШЕНИЙ в воинском коллективе:
|
|
- Единоначалие
- Воинская дисциплина
- Уставные взаимоотношения.
- Сочетание высокой требовательности с отческой заботой о подчиненном
- Товарищество и войсковое братство
- Наличие негативных тенденции:
а) наличие микрогрупп во главе с неформальными лидерами;
б) влияние макросреды (общества)
Офицеры как воспитатели должны помнить, что от них как от руководителей требуется строить взаимоотношения с подчиненными на основе глубоко осознанного чувства возложенной на него ответственности, высокой внутренней дисциплины и критического к себе отношения. Без постоянного самоконтроля офицер не может рассчитывать на то, что он сумеет умело поддерживать психологическую атмосферу в коллективе в тех требованиях, которые отражены в особенностях взаимоотношений воинского коллектива.
Наряду со взаимоотношениями командир изучает и учитывает такие социально-психологические явления, как структура психологии воинского коллектива. Она в себя включает:
1) ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ В КОЛЛЕКТИВЕ
Общественное мнение в коллективе играет важную роль. Это постоянно действующий компонент его общественной психологии. Оно воздействует на личность, группу людей, влияет на формирование их обычаев, традиций, интересов, привычек. Оно воспитывает и перевоспитывает. Поэтому важно знать природу общественного имения и условия его формирования, использования в практике руководства и воспитания.
2) ВНУТРЕКОЛЛЕКТИВИСТСКИЕ ТРАДИЦИИ, ОБЫЧАИ И ПРИВЫЧКИ.
Это общее длительное эмоциональное состояние воинов, влияющее на проявление их качеств и свойств, на эффективность совместной и индивидуальной работы, учебы и службы.
3) МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ
Военная психология не отрицает роли межличностных взаимоотношений, однако считает, что эти явления вырастают из производственных отношений деятельности, воспитания и обучения, которые в условиях воинской деятельности принимает различные формы взаимодействия, контактов, взаимозависимости и общения.
4)ГРУППОВЫЕ НАСТРОЕНИЯ
Это наиболее тесные отношения которые наблюдается в малых группах. Микрогруппы возникает на основе потребности во взаимопомощи, на основе землячества, периода службы или отрицательного отношения к командиру
5) ПСИХИЧЕСКОЕ ЗАРАЖЕНИЕ
Возникновение в определённых условиях бессознательной, невольной приверженности человека к восприятие психических состояний и поведения других людей. Осуществляется посредством передачи другой личности психического настроя, обладающего большим эмоциональным зарядом.
Конечно успех в формировании воинского коллектива во многом определяется степенью умения воспитателя правильна проанализировать психологическую атмосферу подразделения разобраться во внутреннем мире своих подчинённых. Причём целью работы офицера является создать «...воинский коллектив с высокой моральной и психологической готовностью к защите Отечества, верности конституционному и воинскому долгу» (Приказ МО РФ № 235).
Таким коллективом является коллектив со следующими признаками:
ПРИЗНАКИ ХОРОШЕГО коллектива:
- Активность и боевитость
- Постоянная готовность к действию
- распорядительность командира
- Расположение членов коллектива друг к другу
- Наличие хорошего актива (формального и неформального)
- Правильное решение проблемы: КОМАНДИР - КОЛЛЕКТИВ
Вопрос 2: Изучение индивидуальных особенностей военнослужащих.
Индивидуально - воспитательная работа в подразделении.
Успех воспитательной работы во многим зависит от того, сумеет ли командир при выборе средств воздействия на подчинённое найти ключ к его уму и сердцу, учесть присущие этому человеку черты характера, психологические особенности, жизненный опыт, общеобразовательную и военную подготовку, помочь воину раскрыть и реализовать свои возможности в интересах общего дела. Многое здесь зависит именно от умелого владения методикой индивидуальной работы с людьми. Говоря словами известного российского генерала М. Драгомирова: "...индивидуальное воспитание помогает из рекрута сделать солдата, не ломая в нём человека".
|
|
ИНДИВИДУАЛЬНО - ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА - это система целенаправленного психолого-педагогического воздействия командира на сознание, чувство и поведение военнослужащего с максимальным учётом возрастных, социальным, психологических и других особенностей личности, условий службы, быта и отдыха.
А.С. Макаренко в лекции "Педагогика индивидуального воздействия" говорил: "В первый год я, как начинающий педагог, совершил обычную ошибку. «Я обращал внимание на личность выпадающую из коллектива. У меня был неправильный взгляд, направленный в самые опасные места, и я, этими опасными местами занимался''. Далее на примерах А. Макаренко, показал, что при этом из его поля зрения выпадали те, кто казалось бы, не обращал на себя внимание. А среди них часто встречались люди, которые как раз и совершали аморальные поступки.
Аналогичную ошибку допускают командиры, которые сосредотачивают свои усилия лишь на воинах, не успевающие по боевой подготовке, нарушающих дисциплину. В этом случае, воспитательная работа носит односторонний характер, она запаздывает и поэтому оказывается достаточно эффективной.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ – ВОПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПОДРАЗДЕЛЕНИИ включает в себя целый комплекс мероприятий проводимых командиром:
1)Определение целей и задач этой работы
2)Охват постоянным влиянием всех военнослужащих
3)Чёткое определение КТО и с КЕМ работает
4)Продуманное планирование индивидуальной работы
5)Изучение ее состояния в подразделениях
6) Глубокий анализ и постоянный контроль за её результатом
|
|
7) Обучение сержантов методике индивидуальной воспитательной работы
8) Установление медицинского контроля за состоянием здоровья
военнослужащих
Необходимо отметить, что не всегда целесообразно в подразделении создавать специальный, план индивидуальной работы. Но основные вопросы по её организации и проведению, обобщения, совершенствование педагогической культуры младших командиров должны предусматриваться в планах воспитательной работы на месяц, а также в личных планах офицеров подразделения, которые составляются обычно на неделю или на каждый день.
Индивидуально-воспитательная работа включает деятельность командиров (начальников) по: | |||||||||
всестороннему изучению индивидуально- психологических, типологических и психофизиологических особенностей и личностных качеств военнослужащего, его сильных и слабых сторон; | прогнозированию, планированию и организации ИВР с воспитуемым, определению и составлению программы индивидуальной работы с ним; | осуществлению ИВР с подчиненными во всех видах профессиональной подготовки, его службы и быта; | |||||||
выбору и определению оптимальных методов, форм, средств и приемов индивидуального воздействия на военнослужащего, эффективному взаимодействию с ним; | обучению младших командиров организации и методике индивидуально- воспитательной работы с подчиненными; | постоянному анализу результатов индивидуального воздействия на воспитуемого, при необходимости его корректировки; |
В системном виде организация и проведение индивидуальной воспитательной работы в подразделении включает в себя 3 ОСНОВНЫХ ЭТАПА:
1. Изучение личностных качеств и особенностей военнослужащего, его сильных и слабых сторон.
2. Выбор оптимальных форм, методов и приёмов психолого-педагогического воздействия в интересах формирования высоких морально-психологических качеств у военнослужащих.
3. Систематический анализ достигнутых результатов индивидуального воздействия, корректировка его методов и приёмов, если, работа недостаточно эффективна.
Каждый из этих этапов имеет свою логику, своё содержание, своё значение в организации индивидуальной воспитательной работы, которые мы рассмотрим в последующем.
I ЭТАП: Изучение личностных качеств и особенностей военнослужащего, его сильных и слабых сторон, ДАЕТ ВОЗМОЖНОСТЪ КОМАНДИРУ выбрать такие средства воздействия, с помощью которых он ни может не только устранить недостатки подчинённого, но и своевременно предупредить нарушение воинской дисциплины, чрезвычайное происшествие и другие отрицательные явления наносящие вред боевой готовности подразделения.
Командиру подразделения необходимо понимать, что совершенно одинаковых людей нет и не будет. Сколько солдат, сержантов, прапорщиков и офицеров - столько различных судеб и характеров: Один подчинённый спокоен и уравновешен, другой горяч и вспыльчив; один медлителен, другой отличается собранностью, быстротой мысли и I действий; один всё схватывает на лету, другой берёт только усидчивостью. Все эти особенности командиру желательно знать, и, учитывать в индивидуальной работе с людьми.
Какие же ДАННЫЕ О СВОИХ ПОДЧИНЕННЫХ НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ КОМАНДИРУ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ?
ОБЩИЕ БИОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ: фамилия, имя, отчество, год рождения, социальное и семейное положение, условия в которых рос, учился, воспитывался, род занятий до военной службы, с кем переписывается и общается, круг друзей, товарищей и знакомых.
МОРАЛЬНО - НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА: уровень сознательности, отношение к воинскому долгу, соблюдение норм морали, дисциплинированность, честность, организованность, повиновение и исполнительность, отношения к товарищам, коллективу и службе.
ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ: характер и темперамент, волевые черты, способности и склонности, внимание, память, речь, увлечения и другие. СОСТОЯНИЕ ЗДОР0ВЬЯ: физическое и психическое развитие, выносливость, уровень закалки, сопротивляемость организма к простудным заболеваниям и др.
Конечно, совместная служба в одном подразделении сама по себе способствует изучению подчинённого, и офицер даже не занимаясь этим вопросом многое будет знать о них. Однако такой стихийный процесс изучения требует слишком продолжительного времени и не даёт возможности всесторонне и глубоко изучить людей. Интересы жо обучения и воспитания, укрепления воинской дисциплины требует, чтобы офицер как можно скорее и лучше узнал своих подчинённых.
Возможности у каждого воспитателя в проведении индивидуальной работы, когда всё расписано распорядком дня по часам и минутам ограничены. Но творческое применение принципов, методов и форм, приёмов обучения поможет использовать личные резервы и даст прибавку в деле воспитания.
Система методов и приемов индивидуально-воспитательной работы | |||||||
Методы изучения подчиненного - индивидуальная беседа - изучение документов - обобщение независимых характеристик - личное наблюдение - анализ результатов деятельности - опросные методики: анкетирование интервьюирование тестирование - индивидуальный контроль | Методы индивидуального воздействия на личность - убеждение - пример - поощрение (в т.ч. одобрение, похвала, выражение положительного отношения) - индивидуальные просьбы - создание проблемных ситуаций - индивидуальная ПОМОЩЬ - индивидуальные задания и поручения (доверие) - индивидуальные советы и разъяснения - Обсуждения - упражнение - | Методы профилактики и корректировки - переубеждение - переучивание - индивидуальная критика - реконструкция характера - напоминание, замечание - осуждение -запрещение - взыскание | |||||
2 этап: Выбор оптимальных форм, методов и приемов
Основные требования к выбору:
1)Повседневное внимание к каждому военнослужащему, сочетаемое с высокой требовательность и отеческой заботой о его жизни, быте, досуге.
2)Связь воспитания с жизнь в России, с делами в стране, с задачами боевой подготовки
3)Соблюдение чувства меры в критике недостатков воина, опора
на его положительные качества
4) Конкретность, направленность на определённого военнослужащего.
5) Целеустремлённость в достижении определённых задач воспитания
6) Оперативность, возможность проведения в любой обстановке, быстрое реагирование на поведение воин в различных ситуациях.
7) Планомерность, заблаговременная продуманность в деле оказания индивидуального влияния на военнослужащего.
В индивидуальной воспитательной работе индивидуальный подход реализуется через соответствующие МЕТОДЫ,ФОРМЫ и ПРИЕМЫ ВОСПИТАНИЯ.
Практика показывает, что наиболее оправдавшими себя методами
изучения военнослужащих в ходе повседневной жизни и службы являются:
1.Педагогическое наблюдение
2. Индивидуальные беседы (индивидуально-познавательная и индивидуально-воспитательная)
3. Использование мнения других лиц
4. Изучение документов
5. Письменные связи с родителями, коллективами и учебными заведениями, где раньше работали или учились военнослужащие.
Личные беседы, наблюдения, знакомство с анкетными данными - это лишь первый шаг к познание подчинённого. Наиболее правильным критерием суждения о подчинённом является его конкретные повседневные дела.
Рассмотрим особенности применения основных форм, методов и приёмов индивидуальной работы.
НАБЛЮДЕНИЕ. Предполагает не пассивное созерцание, а повседневную, активную и целеустремлённую деятельность, помогающую увидеть в общей массе воинов отдельного человека со всеми его положительными и отрицательными качествами, со всеми его сильными и слабыми сторонами. Результаты наблюдений по изучению подчиненного целесообразно заносить в дневник наблюдений, затем делаются общие выводы об индивидуальных особенностях военнослужащего и мерах воспитательного воздействия.
БЕСЕДА Наиболее действенная форма индивидуальной работы. Для проведения беседы, имеющей воспитательные цели необходимо:
1) Хорошо знать индивидуальные особенности подчинённого, его сильные и слабые стороны
2) На этой основе решить: на какие стороны психики воина следует воздействовать, на какие струны души влиять, чтобы обеспечить достижение поставленной цели.
3) Тщательно продумать какими идеями, положениями, фактами, примерами, аргументами следует воздействовать на разум и чувства подчинённого.
Для проведения беседы необходимым условием является её подготовка. Условно её можно разделить на 3 этапа:
I этап - ВСТУПИТЕЛЬНЫЙ. Главная задача - снять напряжение и настороженность.
Например:
а) сказать несколько тёплых слов в адрес военнослужащего,
б) хорошая шутка в начале беседы также уменьшает отчуждение и снимает напряжение,
в) рассказать намного о себе.
II этап - ОСНОВНОЙ. В начале данного этапа задаётся несколько нейтральных вопросов о личности военнослужащего (интересах, школе, детстве, отношении к службе в армии). Затем задаются вопросы интересующие проводящего беседу, как командира подразделения.
III. этап – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ. Главная цель этого этапа - создание хорошего впечатления от проведённой беседы, которое необходимо, чтобы военнослужащий после беседы испытал положительные эмоции.
Во всех случаях беседа должна быть откровенной и принципиальной.
ИЗУЧЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ - отражает ход и результаты боевой подготовки и воспитательной работы.
Дает возможность:
1) Проанализировать за определённый период состояние боевой учебы, уровень дисциплины.
2) Сравнить нынешние показатели с предыдущими периодами и на этой основе внести коррективы в индивидуально-воспитательную работу
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕНИЯ ДРУГИХ ЛИЦ - суть его, в сборе возможно большей информации о подчинённом, используя его сослуживцев и командиров.