Социометрические методы изучения воинского коллектива

 

Работа офицера по формированию конструктивных взаимоотношений в воинском коллективе представляет собой деятельность по управлению социально-психологическим климатом в подразделении. Для того, чтобы работа шла успешной, необходимо знать и соблюдать последовательность управленческой деятельности вообще.

Прежде чем командир предпримет какие-либо шаги по формированию своих взаимоотношений в возглавляемом им коллективе, он должен достаточно глубоко и разносторонне оценить состояние взаимоотношений. Оценка актуального состояния взаимоотношений, определение их содержания и особенностей между различными группами военнослужащих является первым этапом в работе командира по формирование здоровых взаимоотношений.

При оценке состояния взаимоотношений особенно важным является:

Во-первых: - получить обобщённое представление о характере взаимоотношений в подразделении в целом
- количественно оценить состояние взаимоотношений с помощью экспресс методик.

Оценив характер взаимоотношений в целом, сравнив полученные данные со среднестатистическим командир будет представлять, насколько серьезная работа предстоит по формированию взаимоотношений.

 

Во-вторых: необходимо установить, между какими группами военнослу­жащих отношения носят наиболее напряжённый характер.

 

В-третьих: необходимо обратить внимание на количество и остроту

Межличностных конфликтов в подразделении.

После оценки текущего состояния взаимоотношений в коллективе необходимо определить тенденции их изменения. Эта задача решается главным образом путём индивидуальных бесед с военнослужащими различных категорий. Знание тенденций поможет осуществить прогноз взаимоотношений в будущем, без чего трудно определить усилия по их формированию.

 

Таким образом содержанием первого этапа работы командира по формированию положительных взаимоотношений в воинском коллективе является:

- оценка их текущего состояния: оценка взаимоотношений в целом

- определение взаимоотношений между воинами различных призывов и национальностей, выявление конфликтных пар.

- определение общих тенденций изменения характера взаимоотношений

 

После оценки состояния взаимоотношений необходимо определит причины такого состояния, т.е. Объяснить, почему отношения между отдельными военнослужащими и их группами имеют именно такой ха­рактер, который выявлен. Это необходимый и важный этап, поскольку без уяснения причин трудно эффективно воздействовать на взаимоотношения.

Типичными примерами отрицательных моментов во взаимоотношениях военнослужащих могут быть:

- плохо организованная боевая подготовка

- существенные недостатки в стиле руководства воинским коллективом.

- недостатки в бытовом обеспечении и организации досуга военнослужащих;

- упущения в воспитательной работе

- недооценка руководителями роли воспитательной работы и её зна­чения в решении стоящих задач.

- негативные традиции во взаимоотношениях, существующие в подразделении

- наличие в подразделении отрицательно направленных микрогрупп и лидеров (дать определение микрогруппам, объяснить структуру)

Одной из причин негативных взаимоотношений среди офицеров может стать отсутствие гласности и справедливости в продвижении по службе, а также в распределении материальных благ.

 

Среди военнослужащих по призыву существенной причиной фор­мирования нездоровых отношений может быть отсутствие гласности и справедливости в решении всех наиболее значимых вопросов прохождения службы:

- назначения на должности,

- оценка результатов воинской деятельности со стороны командиров и начальников,

- поощрение,

- распределение нарядов и работ,

- очерёдность и процедура увольнения в запас.

Причина позитивных или негативных моментов во взаимоотношениях командир может вывить путём наблюдения. Первоочередное внимание нужно обращать на особенности взаимодействий воинов в быту и на досуге. Естественно, что причины того или иного характера в отношениях лежат на поверхности. Поэтому информация полученная в процессе наблюдения должна дополняться, уточняться и проверяться путём анализа результатов деятельности и поведения воинов, изучением документов фиксирующих распределение нагрузки и материальных благ, бесед с воинами. Большую помощь в определении причин могут оказать офицеры, прапорщики и сержанты, а так же неофициальные лидеры. Оценка взаимоотношений со стороны только офицеров, или воинов срочной службы неизбежно будет односторонней. Для того, чтобы избежать такой односторонности необходимо выяснить взаимоотношений всеми категориями личного состава. Только такой подход уменьшит субъективность оценки, а значит увеличит шансы на успех, в деятельности по формированию здорового социально-психологического климата в воинском коллективе.

Следующим этапом работы является прогноз развития взаимоотношений на ближайшее время.

Па первый взгляд кажется, что осуществление такого прогноза почти ненужная работа. Ведь для командира главное не прогнозирова­ние взаимоотношений, а их улучшение. Однако без прогноза трудно оп­ределить содержание и объем работы, контролировать её ход, вносить коррективы в первоначальный план.

Креме того прогноз позоляет достаточно точно определить на сколько глубоко и всесторонне было определено состояние взаимоотношений в подразделении, вскрыть причины такого состояния. Если, прог­нозируя развитие взаимоотношений, мы испытываем затруднения, не можем предвидеть изменения или неуверенны в реальности наших прогнозов, то причиной этого скорее всего является поверхностная оценка состояния взаимоотношений. Наоборот если состояние взаимоотношений оценено достаточно глубоко, определены причины позитивных и негативных тенденций в их развитии, то предвидеть, как взаимоотношения будут изменяться в ближайшем будущем, не представит особой сложности.

Последнее, что необходимо сделать командиру, перед тем, как принимать решение по совершенствованию взаимоотношений заключается в определении того, каких именно изменений во взаимоотношениях он хочет добиться? Другими словами, он должен определить цель своей работы и критерии её достижения. Например: если в подразделении взаимоотношения между старослужащими и молодыми солдатами, двумя группами воинов различных национальностей, есть острые межличностные конфликты между офицерами или прапорщиками, то будет трудно решить все эти проблемы одновременно. В такой ситуации важно определить ближайшие и перспективные цели, выделить среди них главные и второстепенные.

Для анализа внутренней жизни коллектива, морально-психологического климата в нём, взаимоотношений, настроений, традиций, преобладающих мнений необходима разнообразная информация. Для того, чтобы придать процессу изучения социально-психологических явлений в конкретных коллективах можно использовать несколько методик.

Итак, последовательность работы по формированию здоровых взаимоотношений в воинском коллективе включает в себя несколько этапов:

1 этап: оценка состояния взаимоотношений, позитивных и негативных моментов, тенденций и развития.

2 этап: определение причин сложившихся взаимоотношений, выделение среди них главных и второстепенных.

3 этап: прогноз возможных вариантов развития взаимоотношений в будущем.

4 этап: определение ближайших и перспективных целей в совершенствовании взаимоотношений.

5 этап: определение содержания, способов, формы методов работы командиров и начальников по формированию конструктивных взаимоотношений.

6 этап: деятельность командиров и начальников по достижению намеченных целей, коррекция первоначально намеченного плана работы.

7 этап: оценка результатов работы, обобщение полученного опыта.

 

Необходимо подчеркнуть, что не существует двух одинаковых воинских коллективов, так же, как не бывает двух совершенно похожих социально-психологических ситуаций в одном коллективе.

Поэтому в каждом конкретном подразделении, в каждой конкретной ситуации работа командира обязательно будет иметь определенные особенности, учитывающие неповторимость коллектива и ситуации. Вместе с тем исследование и войсковая практика показывает, что в деле формирование конструктивных взаимоотношений существуют некоторые общие требования, выполнение которых способствует достижению высоких результатов с минимально возможными затратами сил и времени.

первым среди этих требований является правильная организация повсеместной учебы и жизни воинов. Оно основано на важнейшем положении социальной психологии. Суть его в том, что характер и организация деятельности членов коллектива в конечном счете является основным фактором влияющим на их межличностные отношения.

поэтому изменять взаимоотношения следует не столько путем индивидуальных бесед и собраний, сколько и прежде всего через совершенствование организации боевой подготовки, улучшение бытового обеспечения воинов, досуга, создание условий для удовлетворения здоровых потребностей и интересов каждого военнослужащего. Необходимо так организовать боевую подготовку, чтобы каждый воин занимался своим делом, которое было бы для него важным и интересным, чтобы быт и досуг не способствовали возникновению конфликтов. Следует помнить, что там, где плохо организована воинская деятельность, плохо налажен быт, военнослужащие не имеют возможности культурно провести досуг, там не могут быть гармоничными взаимоотношения в воинском коллективе.

Немаловажным фактором, влияющим на характер взаимоотношений является стиль руководства. Каждый руководитель обладает своим индивидуальным стилем деятельности. Важно, чтобы он соответствовал уровню развития коллектива, а также решаемым задачам.

Для военнослужащих любого возраста, а тем более молодым, особенно характерно стремление к самоутверждению. Каждый хочет быть значительным, чувствовать свою важность и незаменимость, быть таким членом коллектива с которым бы считались и которого уважали.

 

Существуют два основных способа самоутверждения:

1) в служебной деятельности

2) вне её

 

Самоутверждение в служебной деятельности происходит посредством
качественного выполнения воином своих должностных обязанностей, через стремление достичь лучших результатов по сравнению с другими.

Военнослужащий, для которого не созданы условия или который не хочет самоутверждаться в деятельности, самоутверждается вне её. В этом случае самоутверждение нередко осуществляется путем морального или физического давления на сослуживцев.

Поскольку одному самоутверждаться таким образом трудно, образуются микрогруппы по срокам призыва, национальной принадлежности, землячества.

 

Офицеры и прапорщики нередко стремятся упрочить свое положение в коллективе, используя служебный авторитет, власть своей должности. Такие способы самоутверждения обычно вызывают негативную реакцию у многих военнослужащих, поскольку большинство воинского коллектива составляют порядочные воины, стремящиеся быть на хорошем счету за счет добросовестного исполнения служебных обязанностей.

 

Таким образом, самоутверждение вне деятельности негативно сказывается во взаимоотношениях в воинском коллективе. Поэтому для формирования конструктивных отношении в воинском коллективе требуется создать такие условия, которые побуждали бы воинов самоутверждаться в деятельности посредством успешного решения задач боевой подготовки, крепкой воинской дисциплины, активного участия в общественной жизни.

 

Заметное влияние на формирование взаимоотношений оказывает кадровая политика, проводимая в подразделении. Формирование здоровых взаимоотношений способствует высокая оценка деятельности, продвижение по службе порядочных, хорошо профессионально подготовленных, добросовестно работающих военнослужащих. Авторитетом среди подчинённых пользуются руководители, обладающие высокими нравственными качествами, знающие дело и добросовестно относящиеся к своим обязанностям. Стиль деятельности таких командиров и начальников оказывает благоприятное воздействие, на взаимоотношения их подчиненных. Поэтому выдвижение на вышестоящие должности компетентных и порядочных воинов положительно влияет на социально-психологический климат воинского коллектива. Если хвалят и продвигают не тех, кто действительно заслуживает того, а тех, кто умеет установить "контакт" с начальником, то это не остаётся незамеченным для большинства военнослужащих, негативно влияет на дело и на взаимоотношения.

Важное значение в деле совершенствования взаимо­отношений среди рядового состава имеет работа с сержантами и активом. Если сержанты и активисты являются не только формальными, но и неофициальными лидерами среди воинов, то они оказывают очень заметное влияние на характер взаимоотношений. Поэтому постоянное привлечение сержантов и активистов к выработке и принятию решений, обсуждение с ними проблем, стоящих перед коллективом, и путей их разрешения, поддержка и поощрение тех из них, чьи подчиненные добились лучших результатов в службе и дисциплине, поможет офицеру преодолеть многие трудности, возникающие в солдатской среде.

Особое внимание следует уделять подбору сержантского состава и выдвижению в актив действительно достойных воинов. Как показывает воинская практика, время, затраченное на работу с сержантами и активом, всегда многократно окупается той помощью, которую они оказывают офицерам в сложном и трудном деле руководства подразделением.

В заключении по третьему вопросу необходимо отметить, что для того, чтобы понять, отладить или изменить характер межличностных отношений в воинском коллективе, необходимо учитывать как специфику проявления социально-психолгических явлений конкретного воинского подразделения, так и содержание, и организацию совместной деятельности военнослужащих; соответствующим образом корректировать стиль руководства, проводить взвешенную кадровую политику, уделять повышенное внимание с младшими командирами и активом.

 

ЗаключИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

· Напомнить тему и цель занятия, степень её достижения.

· Ответить на вопросы студентов.

· Объявить оценки студентам, отвечавшим на контрольные вопросы.

· Дать задание на самоподготовку:

- Изучить материал лекции по конспекту,

- Дополнить записи при изучении рекомендованной литературы.

 

 

Старший преподаватель кафедры танковых войск

 

полковник А. Меньк

 

Методическая разработка обсуждена на заседании кафедры.

Рекомендована для использования в 20__ - 20 __ учебном году.

Протокол заседания № ____ от «____» ___________ 20 ___ г.

 

Методическая разработка обсуждена на заседании кафедры.

Рекомендована для использования в 20__ - 20 __ учебном году.

Протокол заседания № ____ от «____» ___________ 20 ___ г.

Для внесения поправок и изменений в текст лекции

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: