Итальянское возрождение

Интерес к античной литературе не пошёл итальянцам в прок, потому что они видели и мир совсем не так, как древние греки и римляне. Для древних греков герой всегда был трагической фигурой, потому что он совершает подвиги, страдает, но умирает как обычный человек. Например, Геракл совершил 12 подвигов, потерял всех близких, а умер потому, что его жена нечаянно перепутала яд и лекарство. При таком финале лучше бы он всю жизнь сидел дома. Не так видит мир средневековый итальянец, который уже знает, что есть Бог и Рай. Для него герой оказывается особенным человеком, насчёт которого у Бога особенные планы. Он может то, чего другие не могут. И поэтому ему разрешено то, чего другим запрещено. Например, только Тесей смог одолеть Минотавра. И именно поэтому он получает право бросить влюблённую Ариадну. Так возникло учение, именуемое титанизм, согласно которому, любой одаренный человек ближе к Богу, чем остальные люди. Он как бы Божий любимчик, которому можно то, что другим нельзя. Ярким представителем титанизма был поэт и философ Данте Алигьери, которые в работе «Божественная комедия» приравнивает поэта к святому. Титанизм это непонимание евангелиевскогоправила: «кому много дано, с того много спросится». Но титанизм не мог существовать долго, потому что талантливых людей мало, а особенных прав хочется всем. В XV в. окончательно утверждается антропоцентризм, т.е. учение о том, что человек является центром мира и может жить только ради самого себя. Лоренцо Валла прямо учил, что если человек сотворён Богом, то в нём не может быть ничего плохого, ведь Бог не творит зло, а значит человеческие недостатки ему нравятся также как и достоинства. Например, алкоголик или извращенец нравится Богу именно в этом качестве. Такой подход называется гуманизм и представляет собой полное отрицание свободы воли. Получается, что человек это раз и навсегда готовая кукла, которая ничего не может в себе изменить, но которая может собой любоваться. В XVI в, этому открыто учил Никколо Макиавелли, который рассуждая над человеческими желаниями, рекомендовал задавать вопрос не «хорошо ли это?», а «как это сделать?»

Северное возрождение

В Германии и Голландии, где античного наследия не было, отход от христианства наблюдался в форме интереса к природе. Немецкий врач и чернокнижник Теофраст Парацельс учил, что божьи законы это просто законы природы, законы физики и биологии, социологии и экономики. Если Бог создал мир именно таким, то значит Богу нравится всё, что в мире происходит и нет принципиальной разницы между наглостью разбойника и скромностью монаха, потому что это и другое сотворено Богом. Парацельс учил «как наверху так и внизу», имея в виду, что если рай и есть, то вряд ли он сильно отличается от того, что есть на земле. В работе «Магический архидокс» Парацельс писал, что Бог и природа это одно и тоже. Природа божественна и человек во всех своих проявлениях божественный. А другого Бога либо нет, либо он никак себя не обнаруживает и в расчёт его можно не принимать. Такое учение называется пантеизм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: