Специфика христианской философии

Христианство начало свой путь как экзотическая восточная религия. Над ним смеялись, за него наказывали, но буквально за 200 лет оно стало господствовать в греко-римском мире. В этом сыграл свою роль ряд особенностей:

1. Теоцентризм – в христианстве центром мира является Бог. Только ради него стоит жить и если надо умереть.

2. Креационизм – мир существовал не всегда, а был сотворен Богом. Этогомогло не быть, потому что Бог всемогущ и никто не может влиять на него.

3. Персонализм – Бог и человек являются личностями и отношения между ними свободны. Бог хочет, чтоб человек был и создал его, а человек может хотеть верить или не хотеть.

4. Провиденциализм – Бог знает обовсем, что происходит в мире, но вмешивается только тогда, когда его об этом просят.

5. Эсхатология – мир имеет начало и конец. Однажды Бог уничтожит его и тогда все получат по заслугам.

6. Ревилиционизм – то, что написано в Библии является божественным откровением. В этом можно разбираться, но нельзя переиначивать.

В христианстве человек оказывается более важным персонажем, чем весь основной мир, потому, что человек и Бог являются личностями. От решения человека зависит его и земная и загробная жизнь.Это выглядят более ярко чем вечное и неизменное бытие Парменида, которая останется прежней, как с человеком, так и без него.

На западе христианская философия прошла три этапа:

1. Апологетика (II-IV в. н.э.)

2. Патристика (IV-VIII в.)

3. Схоластика (VIII-XV в.)

Философия апологетики

В первые века нашей эры римские власти преследовали христиан, считая их заговорщиками и сектантами. Некоторые церковные лидеры сами подавали повод, демонстративно отвергая всё языческое и даже разбивая статуи. В частности епископ Тертулиан Гарфаленский даже запрещал верующим читать любые книги кроме Библии. Он учил, что любой некрещеный человек ни начто негодный грешник. Из-за таких радикалов как Тертулиан многие верующие оказывались в тюрьмах. поэтому многие епископы и дальше простые священники писали чиновникам письма, в которых доказывали что христианство не враг государству и вообще никому не враг. Такие письма назывались апологии, а их авторов называют апологеты. Самым известным апологетом II в. Был св.Иустин мученик. В своих письмах он объяснял, что ни один человек не может считаться грешником заранее. Все люди сотворены Богом и все они могут попасть в рай, просто христианам это сделать легче. В Евангелии о Боге сказано, что он света от света и нет в нём никакой тьмы. Соответственно всё светлое в людях может быть только от Бога и, когда человек творит добро, он делает то, что Богу нравится, даже если он не знает Бога. Тот факт, что все люди на Земле желают друг другу добра и пытаются его творить, означает что никаких избранных не бывает. Бог с каждым, кто хочет быть с ним. Просто христианин уже знает свои обязанности перед Богом, а язычник пытается выполнять их интуитивно. Добродетельный язычник похож на водителя, который не учился в автошколе, не имеет прав, но водит аккуратно. Святой Иустин прямо настаивал, чтобы его ученики получали светское образование и знакомились с достижениями дохристианской культуры. Иустинбыл арестован и казнен, но его письма попали по адресату и после долгих споров в 313 г. император Константин принял Миланский эдикт, в котором запретил любые преследования верующих.

Патристика

В 325 году в городе Никее состоялся первый Вселенский собор, на котором была установлена единая христианская доктрина, получившая название Символ веры. С этого момента ничего нового в христианство уже нельзя было вносить и всё что не совпадало с "символом" считалось ересью. На соборе была разоблачена популярная в те годы ересь- монофизитство. Согласно этому учению Иисус Христос был либо только человеком, либо только Богом. Если Христос был человеком, то его заменить может другой человек. Если Христос был только Богом, то ни один человек подражать ему не может и может даже не пробовать. Монофизитство было осуждено и с этого момента отцы церкви не создавали новых учений, а только применяли доктрину к разным областям жизни. Самым известным отцом церкви V в. был Святой Августин Блаженный. В своих книгах "о граде земном" и "о граде небесном" он создал христианское учение о политике. Мир, в котором живет человек, сам по себе не плох и жизнь в нём не обязательно должна быть борьбой и трудностью. Всё что сотворил Бог по отдельности хорошо, а всё вместе очень хорошо. Проблемы начинаются тогда, когда человек забывает о Боге и вмешивается в созданный не им мир, исходя из личных интересов.Гипертрофированная любовь к самому себе заставляет человека всё портить и разрушать самый удачный порядок. Например, Августин обратил внимание на то, что в самых плодородных краях всегда много нищих и голодающих. Не стихийное бедствие вызывает голод, а жадность землевладельца. Самые замечательные идеи разрушаются при соприкосновении с человеческим своеволие. Например, империя замышлялась для мудрого и храброго Цезаря, но правил ей психопат Калигула. И по другому не может быть, потому что все люди слабы и все склонны греху. Даже в раю, где не было никаких проблем, человек нашёл опыт предать Бога. Поэтому единственный настоящий враг человека-это он сам. Неважно кто носит корону, важно кто и зачем пойдет сегодня в церковь. Августин не противопоставлял церковь и государство, но считал, что у них разные задачи. Государство защищает людей от них самих и нужно только потому, что люди грешат, а церковь нужна, чтобы люди научились не грешить и попали в рай, а в раю государство уже не понадобится.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: