Ранняя греческая философия

Первым греческим философом считается Фалес из Милета. Наблюдая за природными явлениями, он обнаружил, что все они имеют одну материальную основу, которую он назвал словом архэ, а современные философы используют термин материя. Фалес открыл, что материя неуничтожима. Гибнут только вещи. Например, можно разрушить дом, а из обломков сделать забор. Но Фалес не мог понять, кто оформляет материю, кто превращает один комок материи в дерево, а другой в человека, и зачем это надо делать. Кузнец может сделать из железа как гвоздь, так и гайку, но сам он состоит не их железа. В теории же Фалеса получалось, что вещество само из себя что-то делает. Это учение продолжен Парменид и Элеи. Вместо термина архэ он употреблял термин бытие, под которым понимал «всё, что есть». Парменид учил, что бытие существует вечно и неизменно. Если человеку кажется, что в мире что-то меняется, то он слишком верит своим глазам. Например, осенью листья опадают и лес кажется умершим, но весной листья снова распустятся и лес снова станет прежним. В своей книге «О природе вещей» Парменид писал, что бытие нужно познавать разумом и логическим мышлением, а не сиюминутными ощущениями. С Парменидом не соглашался Демокрид из Абдеры. Он полагал, что весь мир и все вещи состоят их атомов, неделимых и неуничтожимых частиц, которые постоянно движутся в пустоте и различаются формой, цветом и размером. Причем их движение случайно и все люди и вещи существую только потому, что так случайно сцепились атомы. Такая философия не могла устроить древних греков, потому что ничего не говорила ни о человеке, ни о его месте в мире. Получалось, что человек ничем не отличается от бревна и нужен в этом мире не больше, чем бревно. При такой постановке вопроса не важно, что представляет из себя мир: неподвижное бытие или бесконечный, беспорядочный танец атомов.

Греческая классика

В Vвеке до н.э. афинский философ Сократ совершил «антропологический поворот», сделав предметом философии человека. Ведь если человек интересуется миром, чтобы найти в нём своё место, то с себя надо и начинать. «Звёзды и боги мне безразличны, потому что им нет до меня никакого дела». Наблюдая за своими друзьями, Сократ обнаружил, что люди оценивают одинаково самые разные материальные предметы. Например, господин Рябчиков считает одинаково красивыми золотое кольцо, автомобиль Нива госпожу Молчанову. Материально между ними нет ничего общего, но Демид видит в них особое свойство, которое радует его и которое он называет словом красота. Красота не существует сама по себе (по крайней мере взгляду недоступна), но присутствует в каждом предмете. Надо только уметь её увидеть. Такие явления, как красота, счастье, добро, Сократ называл идеями и считал, что только их человеку и надо знать. Ведь если человек не знает, что такое счастье, то никогда его в своей жизни не найдёт. Сократ прямо говорил, что самые дорогие материальные вещи не стоят ничего, если не служат какой-нибудь идее, а иногда и вредят, отвлекая человека от чего-то важного. Такая философия не понравилась богатым, влюблённым в дорогие вещи, афинянам и в начале IVв. Сократ был казнён по ложному доносу.

Ученик Сократа Платон начал свою философию с вопроса «может ли быть реальным мир, в котором казнят ни за что?» и пришёл к выводу, что этот мир нереален, а только неудачная копия настоящего мира. Платон размерил сократовское учение об идеях и понимал под идеей совершенный, но умозрительный образец вещи. Каждый предмет состоит из материи и идеи. Например, в сигарете: сигареты-это идея, а табак и бумага-материя. Ни воображаемая сигарета ни разбросанный табак и бумага вещью не являются. При этом идея всегда важнее, потому что одной идее могут соответствовать несколько вещей. Стремление наиболее полно воплотить идею, по мнению Платона, является законом жизни. Даже зерно, попав в землю, не остаётся просто зерном, а пытается прорости: стать выше и значительнее. Тоже самое касается человека. До начала своего становления человек является только телом, заготовкой, из которой может получится что угодно. И только в стремлении к идеалу человек может найти себя. Если же у человека идеалов нет и сам он собой доволен, то это предатель, обокравший весь мир, на то, чем он мог бы для других стать. Для того что бы люди могли легче следовать своим идеалам, Платон предложил создать особое государство, в котором все люди делились бы на 3 категории: правители, войны и работники. Переходить из одной категории в другую нельзя, иначе человек ничему не научится. А профессиональная принадлежность должна определяться отбором в раннем детстве. Чтобы искоренить коррупцию и кумовство, Платон требовал запретить частную собственность и семью. Никто не должен знать своих детей и иметь свои вещи. Эта идея привела в ужас ученика Платона Аристотеля. Тот полагал, что идея является сущностью вещи, её причиной и целью, но возможна ли вещь, зависит от материи. Например из пластилина нельзя сделать гвоздь, а хромой человек не будет бегуном. По этой же причине никогда не возникнет идеально государство Платона. Идея может быть хороша, но нет людей, которые согласились бы так жить. Аристотель учил, что прежде чем выбирать для себя идеал, человеку нужно узнать свои возможности. Ведь по-настоящему реальным может стать только то, что возможно, а не желаемо.

Философия эллинизма

В конце IVв. До н.э. греческий мир вошёл в эпоху затяжного кризиса. Этот исторический период называется эпоха эллинизма. Общественная стабильность была утеряна, каждый опасался за свою жизнь и понадобилась философия, которая могла бы утешить человека. Одним из таких учений стал кинизм, основанный Антисфеном афинским. Антисфен учил, что все человеческие проблемы происходят от неправильно поставленных целей. Для жизни нужно мало, а люди ищут многого, поэтому пол жизни тратят на борьбу не известно за что, а другие пол жизни плачут о напрасно прожитых годах. В качестве примера счастливой жизни Антисфен приводил в пример животных. Ни одна собака не мечтает стать миллионером, но при этом грустная собака редкость. «Радуйся тому, что имеешь и не желай иметь того, что ты иметь не можешь». Другим поздним учением стал стоицизм, основанный в Греции, но очень популярный во всём мире. Римский философ Луций Анней Сенека учил, что всем в мире управляет судьба, которая не имеет конкретных целей, но противостоять ей невозможно. Человек ни за что не может поручиться, в том числе и за свою жизнь. Поэтому Сенека призывал ни к чему не привязываться и ни за что не опасаться, а жить как будто взаймы. Любой день может стать как последним, так и счастливым, поэтому Сенека призывал быть готовым как к смерти, так и к жизни в любой день. «Жизнь, как пьеса, не важно длинная ли, ишь бы была хорошо поставлена». Если же человеку кажется, что его жизнь невыносима и жить не за чем, то его никто не заставляет жить. Сенека видел в самоубийстве единственную возможность человеческой свободы. В загробную жизнь он не верил, полагая, что человек умирает вместе с телом. Поэтому если человеку не хочется жить, он в любую минуту может стать ничем. Как он был ничем до своего рождения и обязательно станет после смерти. По мнению целителей, самым несчастным является человек, который не хочет умереть, но и не радуется жизни, которого постоянно волнуют какие-то надуманные, независящие от него проблемы. «Такие дураки жить не хотят, а умереть боятся».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: