Структура
Любое политическое явление структурировано. Поскольку политика обеспечивает целостность общества, поэтому она основана на взаимодействии различных структур. Структура- это взаимодействие, взаимовлияние определенных частей этого целого. Нет единой концепции в определении элементов политики.
Элементы структуры политики:
1. Субъект и объект. Объекты- отождествляются с западным актором. Политика -сознательный вид человеческой деятельности. Если человек не сознательно принимает политические действия, то он не объект. Политика сознательная деятельность объектов: индивидуальных и коллективных.
2. Политические отношения. Эти отношения фокусированы на проблеме использования политической власти, политических ресурсов, на основе целей, интересов, установок, т.е. сознание – основа взаимодействия.
3. Духовность - т.е. политическое сознание, политическая культура, идеология, психология и т.д.
4. Все те явления, которые отражают проявления политической духовности, политическое поведение, политическое участие.
|
|
5. Политическая власть – Главная проблема в политике. Возможность и способность навязывать свою волю.
6. Политические организации или политические институты и другие элементы.
Политика пронизывает все общества. Она вездесуща. Еще одна проблема политики: политика может рассматриваться как деятельность коллективов на достижении определенных целей. Деятельность по созданию политического порядка. Политика - единственная область, которая вместе с правом способствует упорядоченности.
Политический порядок – комплекс условий, которых используют политические объекты для целесообразного, оптимального развития политической систему общества и создания нормально-человечиских отношений в нем. Политический порядок – не есть только состояние, это и процесс. Политический порядок – алгоритм действия политической системы путем развития, реализации основных задач и ценностей, наличие эффективных гарантий и средств, отказ от случайных обстоятельств.
Политические условия для упорядоченности:
1. Необратимость политической системы к состоянию отвечающему максиму вероятности.
2. Установление упорядоченности через случайное отклонение.
3. Наличие множества путей развития системы и возникновения точек бифуркации (напряженности) характеризуется множеством разложений.
4. Конструированная роль хаоса – не только предложение, а как толчок к качественному развитию
Соловьев:
Структура, «несущие опоры» политики:
1. политическая организация, которая представляет собой совокупность институтов, транслирующих властно значимые групповые интересы в сферу полномочий государства и поддерживающих конкуренцию их субъектов в борьбе за власть. (партии, лобби, зак органы и т.п.)
|
|
2. политическое сознание - характеризует зависимость политического регулирования от разнообразных программ, идеологий, утопий, мифов и других идеальных образов и целей, которыми руководствуются субъекты борьбы за власть. С этой точки зрения политика предстает как общественный механизм, специально приспособленный для реализации разнообразных идейных проектов.
3. политические отношения - фиксируют специфические особенности деятельности, направленной на государственную власть, а также устойчивый характер взаимосвязей общественных групп между собой и с институтами власти.
Свойства
Политика, как общественное явление, обладает определёнными св-ми, совокупность свойств и есть содержание предмета политики. Чем больше свойств, тем более адекватна сущность политики.
Свойства политики- это основополагающие, сущностные, содержательные черты и характеристики, их совокупность позволит очертить политику, разобраться в её роли и ограничить от других сфер. Также к основным свойствам политики можно отнести: всеобщность, атрибутивность (т.е. способность к симбиозу), императивность, конфликтность, институциональность, легитимация, саморегулятивность, процессуальность, инклюзивность, пространственность, Темпоральность, идентичность, тождественность.
1) Инклюзивность – политика способна проникать в др сферы общества, что свидетельствует о непостоянстве и подвижности круга тех проблем, которые рассматриваются государственной властью в качестве политически значимых. Ф. Брауд: «ничто по своей природе не является политическим и все им может стать»
2) пространственность (топологичность) - характеризует политику как объемно-пространственную среду, в которой деятельность борющихся за власть сил локализована в определенных точках, местах, участках территории. Реальное взаимодействие этих территориально разделенных очагов политической жизни и составляет политическую сферу.
3) Темпоральность – способность политики разворачивать свои процессы во времени (О различиях астрономического и политического времени СМ вопрос «Политическое пространство и время»).-если политик профессионал, нехватка времени, всё расписано по часам.-……………………….
4) Направленность - политика представляет собой совокупность идейно ориентированных действий разнообразных субъектов.
Уровни
Общепринятым является деление политики на уровни:
1. мегаполитика – наивысший способ регулирования конфликтов, субъектами выступают нац госва, мегос орг-ции.
2. макрополитика – конфликтные взаимоотношения внутри одной страны
3. мезополитика – на уровне регионов, групп, институтов, организаций
4. микрополитика – межличностные или внутригрупповые отношения, регулируемые государством.
Уровни политики (по Шпаку):
1)международный
2) страноведческий
3)региональный
4) политика «малых дел»