Сравнительно-правовой анализ формы и содержания конституций США и Германии

Основные черты конституции США. Конституция США — первая писаная конституция, прогрессивный документ, который оказал влия­ние на конституции многих стран мира. Она закрепила образование су­веренного федеративного государства, происшедшее в результате осво­бодительной борьбы народа против британской короны, провозгласила принцип народного суверенитета, определила демократические принци­пы организации государственности (представительное правление, разде­ление властей и др.), установила, что федеральное право имеет приори­тет над правом штатов. Под влиянием этой конституции в мире стала распространяться доктрина конституционализма.

Вместе с тем конституция 1787 г. имела исторически ограниченный характер, связанный с условиями ее времени, и реакционные черты, обусловленные интересами правящих кругов, в основном плантаторов-рабовладельцев южных штатов и крупных предпринимателей Севера. В соответствии с представлениями того времени конституция ограничива­лась регулированием отношений государственной власти и человека (но преимущественно в судебной сфере и в рамках некоторых личных прав индивида), а также установлением структуры и взаимоотношений выс­ших органов государства. В тексте конституции не было статей о полити­ческих и социально-экономических правах личности. Политические права были включены первыми десятью поправками, получившими на­звание Билля о правах, а положения о многих социальных, экономичес­ких, культурных правах отсутствуют в тексте конституции и сейчас. Конституция молчаливо закрепляла рабство негров, позволяя голосовать за них их хозяевам — плантаторам, лишала избирательных прав женщин (последнее ограничение действовало до 1919 г.). Во многих отношениях (вопросы непосредственной демократии, принципы демократического режима и др.) конституция была пробельна. Иногда ее формулировка казуистичны, имеют недостаточно обобщающий характер. В соответст­вии с конституцией США являются по форме правления президентской республикой, по форме территориально-политического устройства — от­носительно централизованной федерацией, страной с демократическим государственным режимом.

Декларация независимости 1776 г. провозглашала право народа на восстание против угнетения, независимость от британской короны, исхо­дя из концепции естественных прав. Декларация, а затем и конституции закрепляли некоторые неотъемлемые права человека — на жизнь, свободу и стремление к счастью. Многие конституционные вопросы были урегулированы поправками к конституции. Поправки в основном носят характер дополнений.

Вопросы конституционного права регулируются также конституция­ми и законами отдельных штатов, законами конгресса и особенно реше­ниями Верховного суда США. Последний своими толкованиями без из­менения текста конституции создает новые конституционные нормы («живая конституция»), ибо акт 1787 г. был принят в совершенно иной обстановке и в ряде случаев не отвечает современным общественным отношениям.

Изменение конституции. Конституция США — жесткая консти­туция. Поправки к ней могут быть приняты 2/3 членов обеих палат высшего законодательного органа — конгресса — либо специальным конвентом, созванным по инициативе 2/3 штатов (случаев такого созы­ва не было). Они подлежат ратификации (утверждению) законодатель­ными собраниями 3/4 штатов либо 3/4 конвента штатов, созванных по решению федерального конгресса. В результате этих сложностей за два с половиной столетия, как отмечалось, принято лишь 27 поправок (было предложено более 5 тыс. поправок, конгресс принял около 40 из них, необходимое большинство штатов ратифицировало 27). Единичные по­правки не имеют принципиального значения, так как посвящены сравни­тельно частным вопросам, некоторые вводят, а затем отменяют какие-либо положения (например, поправки XVIII и XXI вводят и отменяют «сухой закон»).

Впервые конституция США была дополнена Биллем о правах (первые десять поправок), принятым в 1789 г. и ратифицированным требуемым числом штатов в 1791 г. Билль о правах закрепляет важнейшие полити­ческие и личные свободы (рассматриваются ниже). Из области социаль­но-экономических прав в нем говорится только о некоторых гарантиях частной собственности: никакая собственность не может отбираться для общего блага без справедливого возмещения. Принципиальное значение имеют три «послевоенные поправки», принятые после Гражданской войны 1861—1865 гг. Это XIII поправка (1865 г.) о признании бывших рабов-негров гражданами США и о равенстве прав граждан, XIV поправ­ка (принята в 1966 г., ратифицирована в 1968 г.) о расовом и националь­ном равноправии граждан, о запрещении лишения жизни, свободы, соб­ственности без должной судебной процедуры, о лишении прав опреде­ленных должностных лиц за участие в мятеже, о некоторых вопросах государственного долга и XV поправка (принята в 1869 г., ратифицирова­на в 1870 г.) о равенстве избирательных прав граждан-мужчин. XIX по­правка (принята в 1917г., ратифицирована в 1919г.) предоставила изби­рательные права женщинам, XXIV — запрещает лишение избирательных прав за неуплату налогов, XXVII — запрещает сенаторам и палате представителей увеличивать размер своего жалованья. Другие поправки касаются способа избрания президента и сенаторов, преемственности власти в случае досрочного прекращения своих полномочий президен­том, отдельных вопросов правосудия и т.д. Поправки, как и конституция, во многом имеют прагматический характер.

ГЕРМАНИЯ.

Основные черты конституции. Конституция Германии отвергает прежние фашистские порядки и исходит из принципов общечеловечес­ких ценностей: демократии, разделения властей, равенства, справедли­вости и др. Она ввела федеративное устройство государства и запретила его изменять.

Федеративная Республика Германия определяется конституцией как демократическое, социальное и правовое государство. Гарантией демо­кратического государства являются положения о том, что вся власть исходит от народа, который осуществляет ее путем выборов и разного рода голосований (т.е. непосредственно), а также через специальные органы — законодательные, исполнительные и судебные. Путем пере­числения этих органов в конституции ФРГ дана достаточно широкая трактовка способов осуществления власти народа, более широкая, чем во многих других конституциях. Важнейшей гарантией демократии явля­ется специальное положение о том, что все граждане имеют право оказы­вать сопротивление каждому, кто пытается ликвидировать свободный демократический конституционный строй, если для пресечения этого не могут быть использованы другие средства. Такими гарантиями являются, далее, предусматриваемая конституцией многопартийная система, раз­личные способы защиты конституционных прав и свобод граждан и т.д.

Положение о социальном государстве развивается в нормах о том, • что собственность обязывает, что пользование ею должно служить обще­му благу, что земля, ее недра, природные богатства, средства производ­ства могут быть обобществлены в различных формах, но только законом. При этом законом, а не судом, как во многих других странах, устанавли­вается размер и вид возможной компенсации. Положению о социальном государстве соответствуют закрепляемые в конституции социально-эко­номические и культурные права личности.

Концепция правового государства (она относится в конституции к федерации и землям) находит свое выражение в нормах, устанавливающих, что все лица, органы и организации, публичные и частные, обязаны подчиняться праву, что суд является независимым, а чрезвычайные суды не допускаются, что закону нельзя придавать обратную силу. Установлена ответственность государства, его должностных лиц перед гражданином. Тезис о правовом государстве подкрепляется широкими конституционными правами граждан. Учитывая уроки второй мировой войны конституция провозглашает, что действия, предпринятые с целью нарушения мирного сосуществования народов и подготовки агрессивной войны, являются антиконституционными и лица, их совершившие, под­лежат наказанию. Оружие, предназначенное для ведения войны, может быть изготовлено, ввезено, допущено к обороту только с разрешения федерального правительства.

В условиях чрезвычайного положения (состояние напряженности, состояние обороны) демократические принципы могут быть ограничены законом парламента (эти нормы были внесены в конституцию в 1968 г. в период «холодной войны» — острого противостояния западных госу­дарств и стран тоталитарного социализма). Конституция устанавливает также, что чрезвычайные меры могут быть приняты для отражения опас­ности, угрожающей основам свободного демократического строя федерации или отдельной земли.

Регулируя отношения основных органов государства, а также госу­дарства в целом и его составных частей, методы деятельности органов государства, конституция исходит из того, что Германия является по форме правления парламентарной республикой, относительно децентра­лизованным федеративным государством с демократическим режимом.

Изменение и дополнение конституции может быть осуществлено только специальным конституционным законом, который принимается 2/3 голосов в каждой палате парламента (бундестаге и бундесрате).

За время действия конституции 1949 г. было принято около четырех десятков законов, изменяющих и дополняющих ее. Наиболее существен­ные изменения конституции связаны с поправками, внесенными в 1968 г. — о возможности введения особого режима (термин «чрезвычай­ное положение» в конституции не применяется, но речь идет именно об этом) и в 1993 г. — в связи с преобразованием Европейского экономичес­кого сообщества в Европейский союз, членом которого ФРГ является. Новая редакция ст. 23 (1993 г.) предусматривает, в частности, что Герма­ния участвует в издании нормативных актов Европейского союза.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: