Особенности принятия и порядка изменения Конституции 5 Республики во Франции

Подготовка и принятие конституции 1958 г. Конституция была подготовлена и принята в условиях острого внутриполитического и внешнеполитического кризиса, связанного прежде всего с борьбой Ал­жира за освобождение от колониальной зависимости. В этих условиях президент де Голль, который во время второй мировой войны руководил вооруженной борьбой французского народа против фашистских окку­пантов, стремясь укрепить политическую стабильность и свою личную власть, в соответствии с полномочиями, которые ему предоставил парла­мент специальным законом, возглавил разработку новой конституции взамен конституции 1946 г. Делегируя ему эти полномочия, парламент оговорил ряд условий, касающихся содержания новой конституции: пар­ламент участвует в ее разработке, имея 2/3 мест в Консультативном комитете по ее подготовке; сохраняется принцип разделения властей; правительство ответственно перед парламентом; источником власти должно быть всеобщее голосование и др. Проект конституции был об­сужден в Консультативном совете и Совете министров и одобрен на референдуме 28 октября 1958 г. Делегированный способ разработки конституции и ее принятие на референдуме были новым явлением во Франции — все предшествующие конституции принимались парламен­тами.

Изменение конституции. Конституция 1958 г. «жесткая», ее изме­нение проходит две стадии. Сначала проект об изменениях принимается раздельно обеими палатами простым большинством голосов в идентич­ной редакции, а затем такой закон утверждается на референдуме или конгрессом парламента (совместным заседанием палат) большинством в 3/5 общего числа голосов. На первой стадии законопроект обсуждается, в него вносятся поправки. На второй стадии (независимо от того, рефе­рендум это или конгресс) можно лишь голосовать «за», «против» или воздержаться, что означает, если речь идет о конгрессе, фактически подачу голоса против, поскольку необходимые 3/5 исчисляются от об­щего состава парламента. Вопрос о том, какую форму утверждения при­менить, решает президент.

Право предлагать поправки к конституции принадлежит президенту, который должен делать это по предложению правительства, но на деле действует самостоятельно, а также членам парламента.

Референдум для изменения конституции применялся в 1962 г., когда он изменил способ избрания президента, и в 1992 г., когда в конституцию был включен раздел о Европейских сообществах и Европейском союзе. В основном поправки вносились конгрессом и имели несущественный ха­рактер, кроме расширения права запроса в Конституционный совет и некоторых других. Последние существенные поправки внесены конгрес­сом в 1995 г.: о перечне вопросов, которые могут быть вынесены на референдум, и о порядке его проведения, о проведении сессии парламен­та один раз в год, об отмене принципа депутатской неприкосновенности в случае уголовных преступлений, об отмене разделов конституции о французском Сообществе и переходных положениях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: