Великобритания — сложное унитарное государство с автономией и с особенностями управления в некоторых историко-географических единицах.
С точки зрения особенностей самоуправления и управления в состав Великобритании входят несколько частей: Англия, Шотландия, Уэльс, Северная Ирландия («исторические единицы») и несколько мелких островов вокруг Великобритании. Кроме того, Великобритания имеет колониальные владения: это остров Святой Елены. Все эти части различаются по этническим особенностям населения, по условиям быта, по уровню развития. Англия особых органов управления не имеет, ею управляют общегосударственные органы. Шотландия и Уэльс юридически пользуются административной автономией своеобразного характера, но на деле управление ими осуществляется из центра.
Северная Ирландия с 1920 г. обладает политической (законодательной) автономией.
Территория Англии и Уэльса разделена на графства (39 — в Англии, 8 — в Уэльсе), а графства — на округа (их всего 339). Шотландия разделена сначала на регионы (области), их 9, а затем на округа (53). Северная Ирландия (это в отличие от Ирландской Республики часть Великобритании) делится непосредственно на округа.
|
|
Округа (в каждом из них должно быть не более 10 тыс. человек населения) делятся на приходы или общины — низовое звено административно-территориального деления.
Во всех административно-территориальных единицах избираются советы сроком на четыре года. Лишь в малых приходах (с населением менее 150 человек) решения принимаются на общих собраниях (сходах) жителей — лиц, обладающих избирательным правом. Состав советов обновляется ежегодно на треть, председатель совета (в городах он называется мэр) и вице-председатель переизбираются ежегодно.
Назначенных на места чиновников для контроля за местными органами самоуправления в Великобритании нет, но контроль центра, естественно, существует. Во-первых, наряду с законами министры (особенно министр по делам местного самоуправления) издают обязательные инструкции для подконтрольных местных служб (например, министр внутренних дел по вопросам муниципальной полиции). Во-вторых, существует институт адоптивных законов: по существу, это не законы парламента (хотя бывают и такие), а типовые инструкции министерств (особенно по делам местного самоуправления), которые могут быть приняты местными советами в качестве образцов для собственных регламентов. В-третьих, контроль осуществляется в форме министерского инспектирования (проверки работы), правом на которое наделены некоторые министерства, соприкасающиеся с местным самоуправлением (образование, дороги, полиция и т.д.). Если результаты работы при инспектировании признаются неудовлетворительными, соответствующие полномочия местных советов могут быть переданы чиновникам, назначенным министром, или другим органам местного самоуправления, что бывает очень редко. В-четвертых, министры могут организовывать специальные расследования, если в подконтрольных им службах местных советов обнаружатся «нечестные действия». В-пятых, контроль обеспечивается тем, что многие чиновники муниципального управления (например, по руководству местной полицией) должны утверждаться не только местными советами, но и департаментами соответствующих министерств.
|
|
Существует финансовый контроль: проверяется правильное использование дотаций, выделяемых центром. Кроме того, в каждом графстве, округе действует аудитор. Его кандидатура выдвигается советом и утверждается министром по охране окружающей среды. Аудиторы могут вести проверку использования средств, выделяемых на общественные нужды, делают свои сообщения министру, а при обнаружении злоупотреблений обращаются в суд.