Опыт проведения национальных Форсайтов в Великобритании

Великобритания (русское название от англ. Great Britain); полная официальная форма — Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии[5] (англ. United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland, по-английски обычно сокращается до «United Kingdom» — «Соединённое Королевство») — островное государство на северо-западе Европы. Великобритания — одно из крупнейших государств Европы, ядерная держава, постоянный член Совета Безопасности ООН. Наследница Британской империи, крупнейшего государства в истории, существовавшего в XIX — начале XX века.

Великобритания считается родиной современной парламентской демократии. Форма правления — парламентарная монархия.

Государство состоит из четырёх «исторических провинций» (по-английски — «countries», то есть «страны»): Англия, Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия. Форма административно-территориального устройства — унитарное государство, хотя три из четырёх исторических провинций (кроме Англии) обладают значительной степенью автономии.

Столица — город Лондон, один из крупнейших городов Европы и важнейший мировой финансово-экономический центр. Государственный язык — английский.

Каждая страна Соединённого Королевства имеет свою собственную систему административного и географического деления, которое часто исходит ещё со времён до появления государства Великобритания. Соответственно «не существует стандартного уровня административной единицы, связывающего всю Великобританию».

До XIX века практически никаких изменений старых делений не происходило, однако затем началась постоянная эволюция ролей и функций. Однако эти изменения не были универсальны, а дальнейшая передача возможностей Шотландии, Уэльсу и Северной Ирландии означает, что и в дальнейшем они вряд ли будут универсальными.

Организация местного правительства Англии очень сложна, с распределением функций, зависящих от местных распоряжений. Законодательная база относительно английского правительства устанавливается парламентом и правительством Великобритании, поскольку у Англии нет своего собственного парламента. Высший уровень деления Англии составляют девять правительственных регионов или правительственных регионов Европейского Союза.

Один регион, Большой Лондон, имеет свою выборную ассамблею и мэра с 2000 года после поддержки этого вопроса на референдуме в 1998 году. Предполагалось, что и другие регионы также получат свои региональные ассамблеи, однако отказ от таковой в Северо-Восточной Англии на референдуме в 2004 году остановил эту идею. Ниже регионального уровня идет либо совет графства, и затем районные советы, или унитарные советы, Лондон же имеет свою систему из 32 Лондонских бюро. Члены совета выбираются по мажоритарной системе.

Местное правительство Шотландии разделено на основе 32 областей Шотландии с большой разницей в размерах и населении среди них. Города Глазго, Эдинбург, Абердин и Данди являются отдельными областями, точно также как и Страна Гор, которая включает в себя территорию трети Шотландии, но имеет население всего чуть больше 200 000 человек.

Правительство Уэльса состоит из 22 унитарных образований, включая Кардифф, Суонси и Ньюпорт, каждый из которых является отдельным образованием.

Северная Ирландия с 1973 года была разделена на 26 районов. Их права ограничены только обслуживающими функциями, как например уборка мусора, контроль за домашними животными и уход за парками. 13 марта 2008 года было принято решение создать 11 новых районов и заменить существующую систему.

Великобритания, как уже отмечалось, унитарное государство с парламентской монархией. Королева Елизавета II является главой государства Соединённого Королевства и ещё пятнадцати независимых стран Содружества. Монарх имеет скорее символическую, нежели политическую роль и только имеет «право на консультирование, право на одобрение и право на предупреждение».

Население Великобритании в 2011 году составило 63 млн. чел.

Великобритания имеет парламентарное правительство, основанное на вестминстерской системе, которую также используют по всему миру — наследие былой славы Британской империи.

Парламент Великобритании, заседающий в Вестминстерском дворце, имеет две палаты: выборная Палата общин и назначаемая Палата лордов. Любой принятый документ требует Королевской санкции, чтобы стать законом. Парламент является главным законодательным институтом Великобритании, поскольку делегированный парламент Шотландии, а также ассамблеи Северной Ирландии и Уэльса не являются суверенными органами и, теоретически, британский парламент может их упразднить.

Дорожная сеть составляет 3 497 километров основных дорог, 3 497 км автомагистралей и 344 000 км второстепенных дорог. В 2009 году в Великобритании было 34 миллиона зарегистрированных автомобилей[6]. Железнодорожная сеть имеет 16 116 км на британском острове и 303 км в Северной Ирландии, по которым ежедневно перевозится 18 000 пассажиров и 1000 грузовых вагонов[7].

Аэропорт Хитроу, расположенный в 24 километрах западнее столицы обслуживает самое большое количество международных пассажиров в мире и является хабом для главного авиаперевозчика страны — British Airways, а также для авиакомпаний BMI и Virgin Atlantic.

Современная Великобритания играет одну из лидирующих ролей в авиационной промышленности, включая компанию Rolls-Royce, лидера рынка авиадвигателей, BAE Systems, крупнейшего британского военного поставщика и шестого — для Пентагона, а также другие компании-поставщики для проектов Airbus. Две британские компании GlaxoSmithKline и AstraZeneca, входят в пять крупнейших фармацевтических компаний мира, а в целом же британскими компаниями открыто и разработано больше лекарств, чем в любой другой стране кроме США[8].

Британия остаётся также одним из лидеров автомобильной промышленности, в частности двигателей, и имеет около 2600 производителей компонентов.

Научные изыскания также являются одним из основных направлений деятельности британских университетов, многие из которых создают технопарки для упрощения производства и работы с компаниями. В 2004-2008 годах в Великобритании было создано 7 % мировых научных исследований, третье место в мире после США и Китая[9].

Британские научные журналы включают Nature, British Medical Journal и The Lancet.

В 2006 году Великобритания являлась девятым мировым потребителем энергии и пятнадцатым производителем. В 2007 году общее потребление энергии страной составило 9,5 квадриллионов BTU, состоявших из нефти (38 %), природного газа (36 %), угля (13 %), атома (11 %) и других возобновляемых источников (2 %)[10].

В 2009 году Соединённое Королевство производило 1,5 миллиона баррелей нефти в день, а потребляла 1,7 миллиона баррелей. В последнее время объёмы производства нефти стали сокращаться и с 2005 года Великобритания является импортёром нефти.

На 2010 год Британия имела около 3,1 миллиардов баррелей доказанных резервов сырой нефти, самые крупные среди членов ЕС.

В 2009 году Великобритания была также 13-м производителем природного газа в мире и крупнейшим — в ЕС. Также как и с нефтью, в последнее время объёмы добычи стали сокращаться и с 2004 года страна стала импортировать газ. В том же 2009 году Соединённой Королевство добыло 19,7 миллионов тонн угля и потребила 60,2 миллиона тонн.

В Великобритании базируется несколько крупных энергетических компаний, включая две из шести крупнейших частных энергетических компаний, BP и Royal Dutch Shell.

Культура Соединённого Королевства богата и разнообразна. На неё влияли многие факторы: островной характер государства, история страны как одного из лидеров западной демократии и заметного военно-политического игрока, а также тот факт, что страна была сформирована в результате унии четырёх отдельных государств, каждое из которых сохранило свои собственные традиции, привычки и символы. Благодаря Британской империи влияние британской культуры в свою очередь прослеживается в языке, культуре и правовой системе многих из стран бывших колоний, включая Австралию, Канаду, Индию, Ирландию, Новую Зеландию, ЮАР и США.

В Великобритании в конце 90-х, начале 2000 –х годов были проведены три программы «Форсайт», организованные правительством. Программа «Форсайт 1» (1994-1999гг.) учитывала только технологические и рыночные перспективы, «Форсайт 2» (1999-2002гг.) и “Форсайт 3” (2002-2004гг.) характеризуются интеграцией технологических, экономических и социальных проблем, а также привлечением широкого круга участников.)[11].

Цели и задачи программы первоначально предполагали совершенствование видения будущего, повышение конкурентоспособности и улучшение качества жизни, построение взаимодействия между бизнесом, научным сообществом и органами власти. Последнее достигалось, в частности, стимулированием вовлечения в процесс научных и деловых сообществ, лидеров бизнеса, финансистов, аналитиков рынка.

Поле Форсайта. Участие органов власти в Форсайте расширялось с развитием программы. Если на первом этапе основная деятельность структурировалась вокруг Управления по науке и технологиям Министерства торговли и промышленности, исследовательских Советов, то в дальнейшем в процесс были вовлечены и другие министерства: внутренних дел, образования и занятости, здравоохранения, региональные администрации, профессиональные, торговые и Общественные организации, исследовательские Cоветы.

Участие бизнеса и научного сообщества происходило опосредованно через торговые и профессиональные объединения, благотворительные учреждения, выступающие в качестве посредников с точки зрения вовлечения в процесс и передачи идей Форсайта бизнес-сообществу и получавшие поощрения за самостоятельные разработки в рамках Форсайта.

Методы Форсайта. В ходе проведения исследований использовались: метод Дельфи, метод сценариев, «мозговые штурмы», консультации специалистов.

Первая программа была построена по дисциплинарному принципу – было сформировано 16 тематических комиссий, в состав которых вошли эксперты из промышленности, университетов и госсектора. Практически все комиссии возглавлялись представителями крупных компаний. В первой программе на основе результатов метода Дельфи (опрос был проведен среди 7 тыс. специалистов) была составлена матрица 27 приоритетных направлений, разбитых на элементы, представляющие рыночные возможности для Великобритании и научные и промышленные возможностей для их достижения.

Во второй программе «Форсайт» наряду с ранее установленными целями – повышение конкурентоспособности и улучшение качества жизни, была добавлена еще одна цель – достижение устойчивого развития. Был расширен состав участников и усилен междисциплинарный подход - созданы 3 новых тематических комиссии - проблемы старения населения, предупреждение преступлений, развитие обрабатывающей промышленности, а также 15 отраслевых комиссий.

В 2002 г. после всесторонней оценки результатов предыдущего периода начался новый этап, одна из главных задач которого – более быстрое реагирование на новые вызовы и возможности. Вместо существующих тематических групп, охватывающих широкие сектора и действующих более пяти лет, сформирована «подвижная» программа, каждый этап которой состоит из максимум 4 подпрограмм продолжительностью от 9 до 18 месяцев. Проекты должны подходить под две важнейшие категории:

1) наиболее актуальные проблемы социально-экономического развития;

2) наиболее перспективные области развития науки.

В апреле 2002г. были начаты два пилотных проекта - «защита прибрежной зоны от наводнений» и «когнитивные системы». В списке перспективных тем:

- интеллектуальные системы для инфраструктуры;

- идентификация инфекционных заболеваний;

- кибернадежность и предупреждение преступлений;

- спектральный электромагнетизм.

Каждая программа представляет собой три взаимосвязанных этапа – анализ, распространение информации и применение результатов, подготовка к следующей программе. В результате определяются государственные приоритеты в научно-технических программах, в подготовке кадров, в методах государственного регулирования.

Таблица 1. Этапы программы «Форсайт» в Великобритании

  1994-1999гг. 1999-2002гг. 2002 –2004гг.
Организационная структура 16 отраслевых комиссий 11 отраслевых комиссий, 3 тематические группы, 65 рабочих групп Непрерывная программа, каждая стадия которой представлена несколькими проектами
Участники программы Управление по науке и технологиям министерства торговли и промышленности; Исследовательские Советы Управление по науке и технологиям министерства торговли и промышленности; Министерства здравоохранения, внутренних дел, образования и занятости; Региональные администрации; Профессиональ-ные, торговые и общественные организации; Исследователь-ские Cоветы Те же, что и на втором этапе
Методы отбора приоритетов Метод Дельфи, сценарии, консультации Сценарии, консультации, “мозговые штурмы” Те же, что и на втором этапе
Число вовлеченных специалистов 10 тыс. чел. 5 тыс. чел.  
Количество семинаров      

Основным итогом проведения программы «Форсайт» в Великобритании стало формирование приоритетных направлений исследований и разработок. В свою очередь выбранные в процессе Форсайта приоритеты являются ориентирами для всего общества. Выделено несколько перспективных технологий, потенциально имеющих большое значение. Для этих технологий разработаны специальные рекомендации по проведению исследований и финансированию.

Существенно расширилось взаимодействие между различными участниками этого процесса: правительственными структурами, представителями бизнеса и научного сообщества.

Методы стратегического анализа, развитые Форсайтом, широко используются в Великобритании.

Сформировался круг консультантов, способствующих внедрению этих методов в корпорации и государственные структуры.

Сформирован механизм передачи результатов Форсайта малому бизнесу. Разработан инструментарий, позволяющий малым предприятиям пользоваться полезными результатами Форсайта. Были созданы Центры обучения Форсайту (Foresight Training Centres).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: