Сущность и специфика педагогики сотворчества

Амонашвили Ш.А. Личностно гуманная основа пед. процесса. Тбилиси, 1990. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования. Сократ, Л.Толстой, Н.Винер.

Целевая установка ПК. – вовлечение чел. в мир К., а методика осуществления поставленной цели строится на принципах педагогики, на технологии педагогики сотворчества. В 80-е – 90-е годы в отеч. пед. и псих. активно проявила себя идея личностно ориентированного воспитания и обучения, кот. исходит из необходимости преобразовать традиц. знаниевую ориентацию учебно-воспит. процесса в личностно ориентированное образование.

Для пед. К. принципиально важно увидеть и реализовать конструктивное ядро этой парадигмы, видящей в воспитании и образовании средство становления чел., обретения им своего образа, неповторимой индивидуальности и духовности.

Как подчеркивает Е.В. Бондаревская, цель личностно ориентированного образ. – не сформировать и даже не воспитать, а найти, поддержать, развить в чел. человека, заложить в нем механизмы самореализации, саморазвития, самовоспитания; утвердить в нем человекообразующие, социализирующие и культуросозидающие качества. Решать эти задачи возможно в условиях перехода от монолога к диалогу, от социального контроля к педагогически стимулируемому саморазвитию, от управления к самоуправлению, от пед. диктата к освобождению обучающегося для творчества.

Сформулированные Бондаревской пед. принципы, по сути, обосновывают сущность пед. К., реализуют диалоговую концепцию К., поднимают пед. воздействие от уровня объяснения до взаимопонимания. И это свидетельствует о широком использовании принципов личностно ориентиров. восп. и обучения в прикл. и пед. К.

В совр. отеч. и мировой педагогике все более утверждает себя концепция смены устаревшей учебно-дисциплинарной модели образования на личностно ориентированную модель, кот. строится на учете реально проявляемых способностей, наклонностей и дарований. Это, несомненно сблизит методики, принятые ныне в дидактике и соц. педагогике. Но это не д. привести к пренебрежению спецификой методики социализации и инкультурации. Первая реализует информационную, развивающую, активизирующую модели образования, но в основе своей исходит из необходимости включить формирующуюся Л. в опред. социум с его ценностями, нормами, принципами. Вторая – целиком отталкивается от конкр. Л., используя те приемы и способы, кот. наиболее адекватны природе данного индивида. В свете этого будущее педагогики видится в способности разработать и реализовать интегральную систему образования и восп. чел., обеспечивающую удовлетворение и дальнейшее обогащение дух. интересов и потреб. чел., стимулирование развития его творческих потенций, включение в разн. формы культ. творчества.

Наиболее революционной представляется идея замены предметно-дифференцированной системы обучения на интегрированную, основанную на преподавании метадисциплин. Ариарский: Вряд ли правомерно, отстаивая методику личностно ориентированного пед. воздействия, противопоставлять ее сложившейся системе формирования у обучающихся знаний, умений и навыков. Более правомерно обратиться к опыту В.А. Сухомлинского, который достаточно успешно сочетал эти стороны единого пед. процесса.

П е д а г о г и к а с о т в о р ч е с т в а, совместная взаимопроникающая и взаимодополняющая деятельность педагога и воспитанника, периодически меняющихся ролями, и ведущая к их взаимному обогащению и развитию.

Первое условие: Возможна лишь на основе знаний объективно существующих законов, норм и правил межличностного общения. В процессе общения осуществляется воздействие на сознание и поведение другого человека, а также формируется собственное мировоззрение, вырабатывается единая стратегия, т.е. общение носит также воспитательный характер.

Развитие социальной активности подрастающего поколения требует побуждения, воздействия, обуславливающего динамику их психических состояний, взглядов, чувств, настроений, интересов, творческих устремлений, то есть постоянного и целенаправленного стимулирования социальной деятельности детей, подростков и юношества.

Одним из факторов, стимулирующих социальную деятельность, является многообразие ее содержания. Для развития творческой социальной активности недостаточно только одного назидательного повествования, необходимо, чтобы познавательные процессы восприятие, мышление, воображение, творчество несли детям удивление, новизну, вводили в ситуацию противоречий каких-то явлений, раскрывали значимость какой-либо информации, факта, сообщения для жизнедеятельности ребенка, для достижения им жизненных целей.

Стимулирующее воздействие может быть усиленно закреплением и обновлением уже усвоенных знаний, умений и навыков. Важный источник стимулирования социальной деятельности заложен в самом процессе социализации подрастающего поколения. Исследования психологов, педагогов, дидактиков, методистов показывают, что основной элемент стимуляции постановка проблем в повседневной деятельности детей, подростков и юношества. В этой связи в процессе социализации особое внимание целесообразно обращать на объективно ценные стороны этого процесса, способствующие появлению у детей таких состояний, как удивление, озадаченность, интеллектуальная активность, эмоциональная приподнятость, стремление к более глубокому познанию предмета своего интереса, творчества. С процессом социального становления подрастающего поколения тесно связан еще один стимулирующий фактор - наглядность, которая служит ярким подтверждением того или иного тезиса. Практика показывает, что огромное стимулирующее воздействие на процесс социализации детей, подростков и юношества оказывает порученная им самостоятельная деятельность.

Социальная деятельность стимулируется доверительным отношением руководителя к членам детского коллектива, что создает в нем благоприятную эмоциональную атмосферу. Детям очень импонирует, когда руководитель коллектива в процессе какой-либо работы как бы "перекладывает" на них часть поисково-творческой деятельности, включая их в активную самостоятельную творческую деятельность. Такая ситуация способствует самоутверждению членов коллектива.

Наряду с доверительным отношением большое значение имеет и близкий к нему стимул поддержки руководителем членов коллектива. При решении самостоятельных творческих задач, например, когда руководитель оказывает поддержку инициативе членов коллектива, помогая своевременно увидеть затруднения и преодолеть их, дети приобретают уверенность в себе, в избранном подходе => постоянно подкрепляется интерес к социальной деятельности.

Среди стимулов социальной деятельности особую роль играют поощрения, при широком использовании которых у детей наблюдается эмоциональный подъем, прилив творческих и моральных сил. Положительные, особенно аргументированные оценки, суждения педагога в адрес воспитанника или его работы пробуждают энергию детей.

В т о р ы м у с л о в и е м педагогики сотворчества является индивидуальный подход в осуществлении помощи социальной деятельности детей, подростков и юношества.

Т р е т ь и м у с л о в и е м педагогики сотворчества является свободный выбор детьми, подростками и юношеством видов, форм и содержания социальной деятельности.

Опыт показывает, что навязывание, равно как и запреты определенных видов социальной деятельности, не ведет к позитивным результатам.

Ч е т в е р т ы м у с л о в и е м педагогики сотворчества в процессе социализации выступает простор свободному творчеству индивида и его сочетание с творчеством коллективным.

П я т о е у с л о в и е - процесс социальной деятельности должен содействовать формированию общественно значимых потребностей личности, их сочетанию с общественными потребностями. Данное условие выполнимо лишь при обязательном и всеобщем добровольном включении членов коллектива в единую стройную систему разнообразных видов общественно полезной деятельности.

Непременное условие реализации общественно-полезной деятельности единство интересов членов коллектива, их творческое взаимодействие, осознанная причастность к делам коллектива, искреннее желание внести свой личный вклад в дела коллектива.

Ш е с т о е у с л о в и е педагогики сотворчества – творческое самоуправлениевозможно лишь при совместно выработанных нормах, регулирующих поведение и деятельность каждого члена коллектива; при сочетании общих интересов и целей членов коллектива с интересами и целями всего общества; при выработке друг к другу чувства симпатии, товарищества, долга и справедливости; при внутреннем принятии членами коллектива воспитательной функции по отношению к каждому вновь входящему в коллектив при накоплении и сохранении прогрессивных традиций коллектива.

С е д ь м ы м у с л о в и е м педагогики сотворчества является диалогизация взаимоотношений между поколениями, ибо только на его основе возможно формирование и развитие творческой личности.

В о с ь м о е у с л о в и е педагогики сотворчества - целенаправленное формирование у детей, подростков и юношества ценностных ориентаций, противостоящих саморазрушению личности.

Решение задачи формирования и развития ценностных ориентаций подрастающего поколения содействует нравственному совершенствованию личности. Социальное становление органически связано с нравственным становлением личности, нормированием ее общей культуры, что обязывает постоянно использовать искусство в данном качестве.

Д е в я т о е у с л о в и е педагогики сотворчества есть формирование положительной Я-концепции подрастающего поколения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: