Социально-культурная деятельность в эпоху Александра II

В учебных пособиях по истории СКД чаще всего недооценивается выдающийся вклад Александра II в создание условий развития СКД и ее организации на проф. основе.

Подписывая указ от 19фев. 1861г. Александр заметил, что суть его составляет идея свободы людей и их права на активность во всех сферах жизнедеятельности. Концепция свободы и активности личности пронизывала земскую реформу, реф. образования. Свобода и активность – изначальный базис СКД, и именно Александр II заложил его своими либеральными реформами.

Создав законодат. базу для развития СКД, которая впоследствии нашла свое выражение в различных формах проявления соц. активности в сфере К. и воспитания («Могучая кучка», худ.- передвижники), Александр пошел дальше. Он поддержал министра просвещения А.В. Головнина, предложившего, наряду с подготовкой узких специалистов в одном их жанров искусств, создать ВУЗ, которое обеспечит формирование профессионала в сфере К., способного решать интегральные задачи вовлечения чел. в сложный мир К. Убийство императора оборвало процесс его реформ, но идея Александра была реализована в 1918г., кд был открыт Институт внешкольного образования (наш Университет).

Досуг русского крестьянства во многом сохранял свои традиционные черты. Формы проведения были семейно-общинными, оставаясь такими до начала 20 века. Досуг крестьян был направлен на восстановление сил после работы и способствовал сохранению родовых традиций. Время досуговых занятий по прежнему зависело от с/х работ. Наибольшее количество праздников, посиделок, игрищ выпадало на осеннее-зимний период и раннюю весну. Сохранилась традиция пиршеств за общим столом (Древние «Братчины» стали позднее называться «складчинами» и «ссыпчинами», поскольку каждая семья вносила долю продукта в общее застолье). Некоторые формы досуга представляли собой синтез труда и отдыха («помочи», «капустки», «супрядки», «работные» посиделки).

Посиделки и другие формы досуга делились по половозрастному принципу. Молодежной формой досуга были весеннее-летние хороводы. Люди старшего поколения на своих посиделках делились новостями, получали и давали советы, обсуждали односельчан. На посиделках часто звучали «былички» (рассказы о страшном и необъяснимом). На смешанных молодежных посиделках девушки и парни знакомились друг с другом, выбирая будущего супруга. В качестве «посиделочной» избы за плату снималась изба малоимущих односельчан. Эта изба становилась символической «семейной», где молодежь «играла роли мужей и жен».

После отмены крепостного права (19 февраля 1861г.) и распаде общин в результате имущественного расслоения крестьянства досуг стал принимать новые формы. Ослабились власть и авторитет старшего поколения, усилился «имущественный» авторитет. «Братчина» превратилась в более замкнутую «гостьбу», зажиточные крестьяне предпочитали «складчину». Крестьяне стали ходить друг к другу в гости «по родству», «по соседству». Оживление торгового обмена с городом давало возможность крестьянам получать известия о городской жизни, прогрессивных идеях. Все больше крестьянских детей стали посещать начальную школу. Росло, хотя и медленно, количество КПУ: библиотек, читален, народных домов, появились первые самодеятельные крестьянские театры.

Исчез молодежный хоровод как форма досуга. На молодежных посиделках наряду с песнями и танцами все больше места стали занимать городские новости, сведения об условиях труда на фабриках, новости городской моды и др. Проникали сюда и политические идеи и суждения. Устраивались читки художественных произведений. Наряду с этими новыми формами досуга сохранялись и исконно русские традиции праздников и обрядов.

В период падения силы и могущества русского дворянства рамки сословий стали размываться. Это изменило и коллективные формы дворянского досуга. Начались поиски новых, более камерных форм досуга аристократического сословия (кружки по интересам, спортивные занятия, офицерские клубы). Среднее и мелкое дворянство допускало в свою среду богатых купцов и почетных граждан, представителей интеллигенции. Возросло число людей, посвящавших свой досуг общественной работе (комитеты и общества грамотности).

К середине 19 века русская культура становится все более известной на Западе. Н.И.Лобачевский, положивший начало современным представлениям о строении Вселенной, стал первым, прославившимся за рубежами России ученым. П.Мериме отрыл Европе Пушкина.

Во второй половине 19 века европейская и мировая известность русской литературы усиливается в первую очередь благодаря литературе, произведениям И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского.

Впервые в 19 веке культурный обмен между Россией и Европой приобрел двусторонний характер, русская культура приобрела европейское и мировое значение. Россия выразила себя в понятных для запада формах, не утратив своего своеобразия.

С середины 19 века тон в общественной жизни задают уже не дворяне, а разночинцы. Буквально быть разночинцами означало принадлежать к различным сословиям. В России разночинцы находились вне сословий, за счет того, что в их среде сословия перемешались и потеряли свое значение. Они рекрутировались из того же дворянства, духовенства, мещан, военного сословия были в них представлены и выходцы из крестьян.

Революционно-демократическая или разночинно-нигилистическая идеология более всего отразилась на живописи. В результате она приобрела тематическую заданность и поучительность, далеко уводившие ее от собственно живописных задач.

Появления интеллигенции. С конца 19 века интеллигенцией в России стали называть представителей ее образованного слоя: ученых, учителей, врачей, литераторов, инженеров и т.д.

Представители богатых кругов приобретали вкус к светской жизни. По подобию аристократических клубов было создано «Московское купеческое собрание», в залах которого устраивались балы, маскарады, функционировала библиотека, допускались модные в то время игры. Сад при собрании стал местом гуляний. Купеческие клубы возникали и в других городах России. Но в купеческих домах сохранялись и народные традиции – шумно отмечались свадьбы, крестины, похороны, церковные праздники. Местом общения служила также и церковь. Окончательно сформировалась традиция совместных официальных и неофициальных обедов в ресторанах. Возросла роль купечества в деле меценатства и благотворительности. Именно купцы стали поддерживать российскую культуру, а также науку, технику, издательское дело. Многие стали собирателями коллекций художественных произведений. Меценатство, благотворительность. Увеличилось количество студентов – выходцев из купеческого сословия.

МОИ: Реформа освобождения крестьян повлекла за собой ряд других реформ:

1. Реформа местного самоуправления. Выборным орг – земство, зак.вл. – земское собр, исп.вл. – земское управл.

2. Образовательная (дал права университетам: избир.лектров, дисципл.совет).

Возникло мощное движение, кот.пол.назв. «Вхождение в народ»:

1. Двор.пыт обуч.грамоте крест.

2. введен оседлый образ жизни (селились вместе с народом).

Но, особенного эффекта не дало.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: