double arrow

Основные стадии формирования культуры личности (Роль СКД на каждой из этих стадий).

Формирование культуры индивида предполагает:

= овладение основами физич. К. (умения и навыки санитарно-гигиенич. деят-ти, безопасное поведение, К. питания, одежды, бытовых и секс. отношений, активный отдых);

= постижение мат. К., окружающей среды обитания (разумное использование сооружений, оборудования, транспорта; обеспечение экологии флоры и фауны);

= усвоение дух. К. как процесса и результата развития и функционирования совокупности форм общественного сознания, проявляющегося в науке, искусстве, просвещении, образовании и иных сферах бытия.

Решающую роль в формировании физич. культуры Л. играет семья; в постижении мат. К – школа; в усвоении дух. К. – СКД, позволяющая чел познать сущность и природу К., включиться в худож., технические и иные формы творчества, привести свое поведение в соответствие с нравственно-эстетическими требованиями Общ. (можно и к вопросу 10.1)

ЭТАПЫ ПРИОБЩЕНИЯ ЛИЧНОСТИ К КУЛЬТРЕ:

Концепция предложена Соколовым.

1. Хоминизация – приобщение новорожденного к челов-му роду (от рождения до 4-5 лет). С этого начинается механизм усвоения К. Формирование основ сан-гигиенической культуры, культуры речи элементар-й культуры общения, общегуманистических нравственных кач-в, адаптации органов восприятия к конкрет-м формам природной и культурной среды. Механизм Х. спонтанно передается из пок. в пок., строится на принципах народной педагогики, опирается на традиции и осуществляется, гл. образом, в рамках семьи.




2. Социализация - процесс и результат включ-я ч-ка в социум, освоение и воспр-во им соц-го опыта, принятия требований, норм и принципов обществ-х отношений, формирование и реализ-я детерминированных обществом гражд-х, нравств-х, профес-х, обществ-х, семейных и иных соц-о-значимых ф-ций. Процесс социализации детерминирован конкретным Общ., конкр. временем, конкретной СКситуацией. Удачность социал-ии, ее полнота – результат – включ-е ч-ка в общ-во. Методология социализации исходит из того, что подлинно чел. свойства индивид приобретает в процессе общения с людьми и усвоения соц.-культ. опыта. С. личности продолжается всю жизнь. Каждый индивид проходит стадии Х. и С. (инкультурации – большинство, некоторые достигают стадии индивидуализации).

3. Инкультурация – вовлечение ч-ка в мир культуры; в систему знаний мировой и отеч-й культуре и сложившихся в общ-ве ценностных установок; постижение иск-ва и культурно-информационных процессов, предопределяет включ-е личн-ти в информац-е процессы как в кач-ве реципиента, так и в кач-ве коммуникатора., достижение автоматизма в использ-ии наиболее общих стандартов культуры (приветствие). Процесс инкультурации носит непрерывный и всепроникающий хар-р, должен учитывать возрастные и иные способ-ти индивида к восприятию инфо и определ-х культур-х ценнсотей.



4. Индивидуализация – создание благоприят-х условий д/развития творч-х потенций личности, ее способн-тей и дарований; стимулирование процесса реализ-ии единичных и особен-х природ-х и соц-х св-в ч-ка , обществ-ое признание его уникального вклада в СК тв-во.

- создание комплекса условий д/реализ-ии творч-х, интеллект-х, эстетич-х и др. потребностей, кот-ые характ-ют специфику каждого отдельного ч-ка. Основная задача организаторов СКД – создание условий д/реализ-ии возм-тей и способ-тей каждого конкрет-го субъекта СКД.

Механизмы хом., соц., инк. раскрывает прикладная К., которая опирается на методики, веками наработанные отеч. и сравнительной педагогикой. Предмет педагогич. К. – процесс формирования культурной среды, механизм хоминизации, соц., инкул. и самореализации личности.

В течении всей жизни усваиваются гуманитарные ценности, культ. Инф., влияющая на развитие Л. Но познавательная активность чел., его способности различны в разные периоды жизни. Дифференцированный подход предполагает осуществление формирующе-развивающего воздействия на индивида с учетом социального происхождения и состава семьи (полная, неполная); региональных и национальных традиций; физических, интеллектуальных, психических и половозрастных особенностей; разнообразия и содержания досуговых интересов: творческих способностей и наклонностей, а также с учетом степени активности и эмоциональной отзывчивости человека, которая также связана с возрастом.

Особое место в осуществлении дифференцированного подхода занимает половозрастной фактор, в известной степени вбирающий в себя все остальные, отражающий типическое и конкретное в становлении человека.

Результаты многочисленных наблюдений, особенно в психологии (см. Л.С.Выготский, Л.А.Венгер. А. В. Запорожец и др.), показывают, что существуют сенситивные (лат. – чувствительный) периоды возрастного развития, когда обнаруживаются особо благоприятные временные зоны для развития ребенка, подростка в тех или других направлениях, а затем действие таких внутренних условий постепенно или резко ослабевает.

Важное значение представлений о сенситивных периодах состоит в том, что они выявляют качественное своеобразие отдельных этапов развития и указывают на огромные потенции детства.

Формирование индивидуальных способностей происходит в ходе возрастного развития, и многое зависит от того, что же будет взято, развито из тех свойств, которые выступают в различные периоды детства, черты какого именно возраста, и в какой степени скажутся на чертах интеллекта. Именно в ходе возрастного развития происходит становление индивидуальных различий по способностям.

Разумеется, эти возрастные особенности ни есть некий абсолют, и, тем более, они не передаются исключительно из поколения в поколение. Это лишь ориентиры, в существенной степени, зависящие от социальной среды.

Обозначенные выше психофизиологические особенности делают детей 3-5 лет необычайно восприимчивыми к творческим видам художественной и технической деятельности: изобразительному искусству, музыке, драме, хореографии, конструированию и моделированию. Иначе говоря, первый период детства сенситивен для творческого развития ребенка. Трех- пятилетний возраст оптимален также для изучения иностранных языков. По данным исследований на возраст 8-9 лет приходится максимум двигательной активности детей, что следует учитывать при организации досуга детей данной возрастной группы.

К 7 годам завершается определенный этап формирования такого двигательного качества, как ловкость, т.о., этот возраст сенситивен для развития выносливости, особенно в циклических нагрузках, требующих длительного выполнения.

В подростковом возрасте налицо новый уровень развития самосознания, яркость чувств, постоянное стремление к новым впечатлениям, к общению и самовыражению.

Подросток стремится к активному действию в области искусства, его уже не удовлетворяют занятия лишь созерцательного характера. Он хочет действовать сам, проявить себя в том или ином виде художественной деятельности, тем более, что ему важно найти средства утверждения в коллективе сверстников. Психолого-педагогические исследования показывают, что развитие творческих способностей в одном виде деятельности влияет на общее развитие личности. Привыкая проводить в движение все умения и умственные силы в процессе занятия искусством, подросток впоследствии распространяет эту способность и на другие виды деятельности.

Знание периодов максимальной восприимчивости, или «импритинговых» пиков, чрезвычайно важно для выработки системы эффективного воспитания. Но важно: в детстве формируются лишь потенции. Станут ли они актуальными чертами характера, зависит от более поздних фаз развития






Сейчас читают про: