Принципы отбора содержания и форм информационно-просветительной деятельности

ИПД – это целенаправленный процесс:

1. отбора, переработки и передачи информации;

2. процесс, изучающий принципы и условия формирования информационной среды;

3. процесс, выявляющий содержание, формы и методы эффективной организации информационного взаимодействия.

СодержаниеИПД определяется как адаптированная система знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-волевого отношения.

Содержание ИПД ориентировано на личность и направлено на:

­ развитие природных особенностей человека (здоровье, способности мыслить, чувствовать, действовать, развивать);

­ развитие его социальных свойств (быть гражданином, семьянином, специалистом в определенной эмоциональной сфере – программа воспитания Петербуржца);

­ формирование и развитие субъекта культуры (свободы, гуманности, духовности, творчества).

Принципы отбора содержания.

Принцип – это руководящая идея, исходное положение какой-л теории и науки.

Под принципом отбора содержани я понимаются основные требования, кот. следуют профессионалы в ее организации.

Среди них можно выделить:

­ принцип актуальности;

­ принцип целенаправленности (четко ставить цель, выстраивая задачи, методы д/достиж-я);

­ принцип непрерывности процесса информирования и просвещения (должен вестись постоянно);

­ принцип доступности,

­ принцип комплексности использования культуросозидающего потенциала природы и общества,

­ принцип развития инициативы и самодеятельности,

­ принцип дифференциации идейно-эмоционального воздействия на разные группы населения (принцип дифференц-го подхода (всегда ориентир-ся на целев. ауд-ю, учит-ть хар-ки ауд-ии));

­ принцип активизации ауд-ии;

­ принцип преемственности и последовательности вовлечения индивида в мир культуры,

­ принцип единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на сознание, чувства и поведение людей;

Формы ИПД. Форма – это способ организации содержания. Существуют разные подходы к классификации форм. Выделяют массовые, групповые и индивидуальные формы.

Исходя из цели и направленности ИПД, выделяют группы форм:

· Формы преимущественно информационного характера (лекция, экскурсия, выставка, презентация, мастер-класс, консультация). Цель - проинформировать аудиторию, сообщить ей сведения, факты о том или ином событии. Целевая аудитория – эпизодическая, смешанная.

· Формы преимущественно просветительской направленности – абонементные формы, цикловые формы – лектории (лектории в Эрмитаже, в Русском музее и т.п.), чтения (Кантовские чтения), народный или открытый университет, школы (школа молодых мам, школа юннатов и т.п.), семинары, мастер-классы, общественные объединения (кружки, студия, неделя яп.культ.). Целевая аудитория – постоянная, групповая. Цель – сформировать систему знаний, расширить кругозор.

· Формы, активизирующие личность. Все диалоговые формы – диспуты, дискуссии, ток-шоу, олимпиада, турниры, смотры, фестивали, ярмарки идей, аукцион знаний. Цель – формирование и развитие социально-культурной активности, познавательная активность личности. Аудитория – постоянная, групповая, целевая.

· Познавательно-развлекательная форма. Викторины, тематические дискотеки и т.п. Цель – развлекаясь, познавай. Аудитория – смешанная, эпизодическая.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: