ИПД – это целенаправленный процесс:
1. отбора, переработки и передачи информации;
2. процесс, изучающий принципы и условия формирования информационной среды;
3. процесс, выявляющий содержание, формы и методы эффективной организации информационного взаимодействия.
СодержаниеИПД определяется как адаптированная система знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-волевого отношения.
Содержание ИПД ориентировано на личность и направлено на:
развитие природных особенностей человека (здоровье, способности мыслить, чувствовать, действовать, развивать);
развитие его социальных свойств (быть гражданином, семьянином, специалистом в определенной эмоциональной сфере – программа воспитания Петербуржца);
формирование и развитие субъекта культуры (свободы, гуманности, духовности, творчества).
Принципы отбора содержания.
Принцип – это руководящая идея, исходное положение какой-л теории и науки.
Под принципом отбора содержани я понимаются основные требования, кот. следуют профессионалы в ее организации.
|
|
Среди них можно выделить:
принцип актуальности;
принцип целенаправленности (четко ставить цель, выстраивая задачи, методы д/достиж-я);
принцип непрерывности процесса информирования и просвещения (должен вестись постоянно);
принцип доступности,
принцип комплексности использования культуросозидающего потенциала природы и общества,
принцип развития инициативы и самодеятельности,
принцип дифференциации идейно-эмоционального воздействия на разные группы населения (принцип дифференц-го подхода (всегда ориентир-ся на целев. ауд-ю, учит-ть хар-ки ауд-ии));
принцип активизации ауд-ии;
принцип преемственности и последовательности вовлечения индивида в мир культуры,
принцип единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на сознание, чувства и поведение людей;
Формы ИПД. Форма – это способ организации содержания. Существуют разные подходы к классификации форм. Выделяют массовые, групповые и индивидуальные формы.
Исходя из цели и направленности ИПД, выделяют группы форм:
· Формы преимущественно информационного характера (лекция, экскурсия, выставка, презентация, мастер-класс, консультация). Цель - проинформировать аудиторию, сообщить ей сведения, факты о том или ином событии. Целевая аудитория – эпизодическая, смешанная.
· Формы преимущественно просветительской направленности – абонементные формы, цикловые формы – лектории (лектории в Эрмитаже, в Русском музее и т.п.), чтения (Кантовские чтения), народный или открытый университет, школы (школа молодых мам, школа юннатов и т.п.), семинары, мастер-классы, общественные объединения (кружки, студия, неделя яп.культ.). Целевая аудитория – постоянная, групповая. Цель – сформировать систему знаний, расширить кругозор.
|
|
· Формы, активизирующие личность. Все диалоговые формы – диспуты, дискуссии, ток-шоу, олимпиада, турниры, смотры, фестивали, ярмарки идей, аукцион знаний. Цель – формирование и развитие социально-культурной активности, познавательная активность личности. Аудитория – постоянная, групповая, целевая.
· Познавательно-развлекательная форма. Викторины, тематические дискотеки и т.п. Цель – развлекаясь, познавай. Аудитория – смешанная, эпизодическая.