Туризм (франц. tourism, от tour – прогулка, поездка) – это многоаспект-й комплекс, позвол-ий характ-ть его как сферу путешествий и отдыха; как сф. предприн-ва и бизнеса; как регион-ю индустрию по приему и обслуж-ю путешеств-в (гостей); как отрасль экон-ки ит.д.; как сф. КД деят-ти.
В законе РФ «Об основах Т/Д в РФ» (от 5 февраля 2007 года) отмечено, что:
Туризм - временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - лица) с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания.
В индустрию туризма входят гостиницы, предприятия питания, бюро путешествий и экскурсий, туристские агентства, транспортные предприятия, экскурсионные фирмы, музейный бизнес, а также киносервис, служба быта, зрелищные и спортивные центры, центры здоровья, строительные фирмы и др. Все они участвуют в организации условий для обеспечения туризма и отдыха.
|
|
Специфика Т. как сф. СКД – не теория, а практика (ч-к сам знаком-ся со спецификой, сам видит все св.глазами). Т. не явл-ся ср-вом созд-я памят-в культуры, 1 из механ-в распр-ия способст-т сохран-ю памят-в культуры (в некот-х регионах, если хотят привлечь тур-в – созд-т привлекат-е д/тур-в памят-ки культуры).
Соврем-й Т. разнообразен и его классиф-я зависит от того в какой сф. деят-ти он положен (какие рес-сы лежат в его основе):
Осн. виды Т.
1. В завис-ти от напр-ти потоков –
а) внутр-й Т – путеш-е граждан дан.страны в ее пределах;
б) выездной Т – гр-не дан.страны путеш-т за ее пределами;
в) въездной.
В завис-ти от комбин-ии этих потоков выделяют:
а) национ-й Т. (характ-щий гр-н и стр-у, путеш-е в пределах стр.и за ее пределами);
б) Т в пределах стр. (хар-ся путеш-ем либо св. гр-ан и интур-в в пределах стр. – явл. наиб. приоритет-м);
в) междунар-й Т (хар-т путеш-я св.гр-н и иностр. за пределами стр.)
2. В завис-ти от субъекта –
а) Т, организ-ый спец. предприятиями (т/ф, отели);
б) самодеят-й Т –
Т с активн. способами передвиж-я, организ-ый с помощью тур. клубов, секций;
в) самоорганизованный («дикий») Т – Т, организ-й самост-о без помощи т/ф и тур. клубов.
3. В завис-ти от источника финансир-я а) коммерч-й Т – тур-т оплач-т все самост-о; б) соц-ый Т - поездки, субсидированные из гос-ных и обществ-х источ-в, напр-н на соц-о не защищ-е слои насел-я.; в) поощрит-ый Т, инсентив – крупн. фирмы, предпр-я поощр-ют св. лучш. работ-в поездками 9похож на профсоюзный туризм).
4. В завис-ти от способа передвиж-я
|
|
а) транспорт-й (наземн., воздушн., водный);
б) Т с активн. способами передвиж-я – когда исп-ся мускульная сила тур-та;
в) гужевой Т - когда исп-ся мускульная сила живот-х;
г) комбинир-й Т.
5. В завис-ти от сезона
а) круглогодичный (всесезонный)Т;
б) сезонный Т(чаще спортивный, рекреационный), привязанный к определ. сезону (высокий сезон, умеренный, «мертвый»).
6. В завис-ти от соц-о-демогр-х хар-к туристов
(детско (12лет) - юношеский (18лет), с
туденческий или молодежный (24 или до 26 лет),
семейный, д/пенсионеров, и т.п.)
7. В завис-ти от кол-ва тур-в (участ-в путеш-я)
= индивид-й;
= групповой (скидки от 5чел.).
8. В завис-ти от хар-ра предоставл-х услуг
а) массовый Т (предлаг-ся стандарт. услуги по стандарт. цене);
б) элитарный Т (эксклюзив. усл. по высок цене).
9. В завис-ти от сроков (длит-ти) путеш-я
а) краткосроч-й (от 1-3-5-7дн.);
б) среднесроч-й (7-14-21-24 дня);
в) длительный (от 24 до 90 (макс.) дн.).
10. В завис-ти от мотива или цели путеш-я
а) экскурс-о-познават-й (посещ. экскурсий);
б) культурный (посещ-е культурн.событий – фестивальный, карнавальный праздничный);
в) зрелищно-развлекат-й (посещ-е зрелищ-х и развлекат-х завед-й – казино,, аттракционы);
г) этногрф-й (посещ-е мест с охранив-ся видами традиц. быта);
д) спортивный (спортивно-активный и сп.-зрелищный);
е) религиоз-й; ж) деловой; з) экстремальный; и)хобби-туры (для гурманов, на модные показы, охота, рыбалка); к) ностальгический (на истор.родину, к местам боев..); л) деловой (перенять опыт, конгресс-туры, ведение переговоров..); медицинский, свадебные туры…
Приоритет-е виды Т: ( происх-т оч.много изменений, обусловл. НТП, развитие трансп., связи, ср-в безопасн-ти 1) существ-о рашир-ся геогр.поездок; 2) сокращ-ся сроки поездок; 3) возн-т тенд-я к делению отпусков (Т короче, но чаще); 4) повыш-ся кач-во обслуж-я, что в 1-ю очередь отраж-ся на стоим-ти); 5) связь Т. и делов.сф. «Черные, мрачные» туры, туры-загадки, театрализ. туры.
С т.з организ-ии Т-ма: 1. укрупнение турбизнеса; 2. интернационализм турбизнеса; 3. смещение интереса центра к периферии.