Данная проблема освещена в книгах Долженко, Шаповала, по российскому туризму - Квартальный и Усыскин.
Вся история развития мирового туризма делится на четыре этапа, эти периоды выделялись в зависимости от трех основных факторов:
- мотивация (как менялись мотивы путешествия).
- способы передвижения и развития транспортных средств.
- наличие и состояние индустрии; инфраструктуры туризма, а также степень охвата туризмом различных слоев общества.
По этим критерием выделяется этапы:
1. с древнейших времен и до 1841 г. (предыстория туризма) – люди путешествовали много, но при этом путешествия не носили организационного характера.
2. Зарождение туристского бизнеса:
Томас Кук (баптист, работал с алкоголиками) в 1841 г. организовал пекидж тур (ж/д билет, булочка, оркестр), это было 20- ти мильное путешествие для прихожан и анонимных алкоголиков.
Аналогичные конторы в России: «Предприятие для общественных путешествий во все страны света Липсона»
3. Развитие международного туризма м/у двумя мировыми войнами (1914-45):
|
|
Автомобиль - активное средство передвижения, развивается материальная база туризма, появляется огромное количество турбаз.
4. Современный этап (с 50х годов) – массовый дифференцированный. В 1963 г. на Римской конференции ООН по туризму и экскурсиям было принято и утверждено выдвинутое еще в 1954 г. определение международного понятия «турист», которое до этого в разных странах трактовалось по-разному «Туристы — это лица, путешествующие с любой целью, кроме поиска заработка и перемены постоянного места жительства, при сроке пребывания вне своего места жительства не менее 24 часов (менее 24 часов — экскурсант).
Наибольшее развитие международный туризм получил в Европе — 72,6 % всего объема — и в Северной Америке— около 18,3%. Лишь 9,1% объема международного туризма приходилось на все другие регионы мира. С 90-х гг. при сохранении приоритета европейского туризма он стал активно развиваться на Азиатском и Южно-Американском континентах, в Австралии и Японии.
Статистические данные за 1999 г. показывают непрекращающийся рост мирового туристского движения. Число туристов, путешествовавших за границу в 1999 г., составило 657 млн человек. Доходы от туризма составили 455 млрд долл.
Согласно статистическим данным ВТО (Всемирная туристская организация), на протяжении последних десятилетий наблюдается постоянный рост объемов международного туризма. В среднем мировой туристский бизнес возрастает на 3-4 % в год, несмотря на происходящие время от времени мировые и региональные кризисы.
В РФ – 2-3 % постоянно путешествуют, в крупных городах около 7 %.
|
|
МОИ: На сегодн.день на 30% сниз.кол-во чел, жел.путеш. Оч.трудно опред.тенденции в ситуации нестабильности. Но м.выдел.приорит.виды туризма с т.зр. организации тур.бизнеса и ст.зр.потребителя.
1. С т.зр. организ.тур.бизнеса:
- существенно возраст. инфо.технологии (он-лайн Инет, заказ на прямую). Технолог.бизнес сильно меняется;
- Глобализация экономики, укрупнение тур.бизнеса, кот.происходит на уровне гос-ва (форм. Холдинги, популярность франчайзингов.отношений);
- Усилив. конкуренция.
2. С т.зр.потребителя:
- Расширяется геогр.поездки;
- Поездки осущ.чаще, но стали короче;
- Наиб.поп.виды туризма: экск-познав (изм. за счет анимац.технологий), здоров.образ жизни, туры в экзот.страны, появл.новых видов туризма: экстрим, космический.