Представляет собой достаточно продолжительный по времени этап от принятия решения о проведении аттестации до начала проведения процедуры аттестации.
А) На данном этапе определяется График проведения аттестации. Разумно распределить аттестационные мероприятия во времени, то есть составить годовой или полугодовой график аттестации, в котором даты аттестации сотрудников подразделений будут приурочиваться:
· либо к периоду окончания работ, по какой либо группе задач,
· либо к периоду, когда сотрудники наименее загружены (для подразделений, где невозможно четко выделить рабочие циклы).
· В противном случае может привести к стрессовому состоянию тех, кто будет проходить аттестацию, а, следовательно, к необъективной оценке аттестуемых.
Б) Извещение, на этом этапе ведется подготовка пакета документов, которые будут регламентировать предстоящую Аттестацию. Утверждается Положение об аттестации работников. Определяется список работников, которые подлежат аттестации.
Согласно ТК РФ, ряд категорий работников не могут быть подвергнуты оценке:
· беременные женщины и женщины, имеющие детей до трех лет;
· молодые специалисты в течение трех лет после окончания учебного заведения;
· лица, проработавшие в занимаемой должности менее 1 года, и некоторые другие.
В) устанавливаются лица, в чью обязанность входит оценка результативности работников – состав Аттестационной комиссии. Они проходят необходимый инструктаж. Готовятся аттестационные карты, словари деловых характеристик и многое другое.
Г) не позднее, чем за месяц до начала аттестации, издается и под роспись доводится до сведения работников Приказ об аттестации. Он подписывается руководителями предприятия.
Процедура аттестации.
А) Комиссия знакомиться с документами об аттестуемом;
Б) комиссия задает вопросы и заслушивает ответы;
В) Комиссия выносит решение:
- работник соответствует занимаемой должности;
- работник заслуживает повышения в должности, зачисления в кадровый резерв;
- работник соответствует должности при условии устранения определенных недостатков;
- не соответствует замещаемой должности.
В последнем случае в системе государственной гражданской службы предлагаются следующие действия:
А) пройти курсы повышения квалификации;
Б) повысить образование через заочную форму обучения;
В) перейти на низшую должность.
В случае отказа служащий увольняется.
Беседа по результатам аттестации.
В ходе беседы проводятся уточнение данных и сбор дополнительной кадровой информации. Затем новые и уточненные данные вводятся в обобщенные формы и анализируются.
Заключительный этап.
Подразделение, которое отвечает за проведение аттестации, готовит справку:
· сколько работников прошло аттестацию;
· по каким причинам и кто не прошел аттестацию.
· какие решения были приняты.
Совместно с руководством подразделения и служб составляется:
· проект мероприятий по работе с персоналом
· корректируется программа развития персонала
· система ротации
· документация, используемая при найме на работу.
Готовиться проект приказа по итогам Аттестации. Подписывается первым лицом организации. Аттестационный лист и характеристика – в личное дело сотрудника, а все документы, регламентирующие аттестацию и протоколы заседаний аттестационной комиссии, складываются в отдельную папку (срок хранения – 5 лет).
Как элемент системы управления персоналом аттестация имеет большое значение:
· социально-экономическое. Аттестация способствует повышению эффективности системы стимулирования труда за счет объективной увязки реального трудового вклада работника с его материальным вознаграждением. На основе ее данных совершенствуется организация труда персонала.
· социально-психологическая. В ходе аттестации работников удовлетворяется базовая потребность работников в объективной оценке их деятельности, признании их специфических достижений. Дает возможность сотрудникам скорректировать свои представления о собственных деловых качествах и о качестве выполнения ими своих служебных обязанностей.
· Организационно-административная. Аттестация дает информацию о качестве укомплектованности кадрами различных подразделений, позволяет определить степень эффективности программ развития персонала, мотивирует сотрудников к участию в этих программах.






