Экономическое стимулирование

Экономические стимулы связаны с дополнительными выгодами, которые люди получают в результате выполнения предъявляемых к ним требований. Эти выгоды могут быть прямыми (денежный доход) или косвенными (свободное время, позволяющее заработать в другом месте)

Основной вид экономического стимулирования – это основная и дополнительная зарплата, премии и т.д. Общие принципы оплаты труда:

– рост зарплаты при повышении производительности труда работника

– соответствие личному вкладу

– четкость и обоснованность критериев выплаты

– изменение доли вознаграждения в зависимости от ситуации

– использование передовых систем (например, участи в прибыли)

– закрепление размера зарплаты в договоре

Выплата зарплаты может производиться:

– по тарифной модели, основанной на закреплении за каждой должностью определенного должностного оклада с учетом возможности выплаты дополнительной зарплаты, премий и т.д. (бывает повременная и сдельная)

– по бестарифной модели, в которой выплата производится исходя из конечной суммы результата, например, сделки, гонорара за работу и т.д. также с вероятностью получения премий, надбавок и т.д. (бывает комиссионная или по плавающим ставкам)

Основным стимулирующим элементом зарплаты является возможность получения премии, пропорциональные достигнутому результату, акцентирующие (растут быстрее результата) или нивелирующие (растут медленнее роста результата).

Принципы премирования:

– вознаграждение любых, даже самых малых, результатов

– потенциальная неограниченность величины премии

– ясная взаимосвязь между результатами и величиной выплат

– превышение размера премии над минимально воспринимаемым порогом

– учет психологических особенностей субъекта при начислении и изменении его премии

Размер премии может относиться к результатам работы:

– прямо (при участии работника в прибыли, собственности, предпринимательстве)

– косвенно (назначается руководителем исходя из его субъективно-объективной оценки)

Достоинства экономического стимулирования:

- Простота применения методов стимулирования

- Применимость к любым группам работников

- Четкая взаимосвязь между результатом и вознаграждением

Недостатки экономического стимулирования:

- Человек всегда считает, что вознаграждение недостаточно, т.к. оценивает работу не только с точки зрения достигнутых результатов, но и с точки зрения потраченных на нее сил, времени и т.д.

- Если в прошлом в определенной ситуации имело место вознаграждение, человек будет стремиться снова ее воссоздать

- Вознаграждение действует как стимул только до определенных (и сложно определимых) пределов

- Высокий уровень вознаграждения может привлечь неквалифицированную рабочую силу

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: