Основные компоненты структуры организационной культуры: базовые социальные представления, ценности и нормы

Культуру можно представить как сложную систему, имеющую следующие

структуры: ценностно-нормативную, организационную структуру, структуру коммуникаций, структуру социально-психологических отношений, игровую (мифологическую) структуру, структуру внешней идентификации (фирменного стиля).

Ценностно-нормативная структура:

• основные ценности, разделяемые в организации;

• корпоративные традиции, ритуалы;

• корпоративные нормы и правила (взаимоотношения с клиентами).

Организационная структура:

• формальная и неформальная организационная структура;

• структура власти и лидерства;

• нормы и правила (писаные и неписаные) внутреннего взаимодействия;

• традиции и правила «внутреннего распорядка» (поведения на рабочем месте).

Структура коммуникаций:

• структура формализованных и неформальных информационных потоков;

• качество коммуникации: потеря и преобразование информации;

• направленные действия по «внутреннему PR».

Структура социально-психологических отношений:

• структура взаимных симпатий, выборов, предпочтений;

• система ролей в организации (конструктивных, деструктивных и др.);

• внутренняя позиционность и конфликтность;

• отношение к руководителям организации (авторитетность).

Игровая (мифологическая) структура:

• корпоративная история;

• мифы и легенды об организации, ее сотрудниках и руководителях;

• «игры, в которые играют сотрудники и боссы».

Структура внешней идентификации (фирменного стиля):

• имидж организации – образ, который направленно транслируется клиенту;

• имидж, который воспроизводится в реальном общении с клиентом;

• восприятие компании и ее продукции в обществе;

• рекламные атрибуты: логотип, слоган.

Уровни ОК:

1. Символический, или поверхностный уровень норм и правил поведения, которые поддаются внешнему наблюдению и проявляются в общепринятой лексике, стиле одежды, оборудовании рабочих мест, интерьере учебных помещений и других артефактах. Символ представляет собой знак, образ, норму поведения, ритуал, обычай, которым члены организации придают особый смысл.

2. Аксиологический уровень включает ценности, разделяемые в организации: ценности учебы или её имитации, научной деятельности или принадлежности к научному сообществу, здоровья, досугового общения.

3. Глубинный уровень базовых представлений: о смысле жизни вообще

В зависимости от распределения среди сотрудников тех или иных по содержанию ценностей в культуральном комплексе организации выделяются:

– доминирующая культура, образцы которой разделяются и реализуются большинством персонала;

– субкультуры, отклоняющиеся по каким-то параметрам от доминирующей культуры;

– контркультуры, противодействующие доминирующей культуре.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: