Культуру можно представить как сложную систему, имеющую следующие
структуры: ценностно-нормативную, организационную структуру, структуру коммуникаций, структуру социально-психологических отношений, игровую (мифологическую) структуру, структуру внешней идентификации (фирменного стиля).
Ценностно-нормативная структура:
• основные ценности, разделяемые в организации;
• корпоративные традиции, ритуалы;
• корпоративные нормы и правила (взаимоотношения с клиентами).
Организационная структура:
• формальная и неформальная организационная структура;
• структура власти и лидерства;
• нормы и правила (писаные и неписаные) внутреннего взаимодействия;
• традиции и правила «внутреннего распорядка» (поведения на рабочем месте).
Структура коммуникаций:
• структура формализованных и неформальных информационных потоков;
• качество коммуникации: потеря и преобразование информации;
• направленные действия по «внутреннему PR».
Структура социально-психологических отношений:
|
|
• структура взаимных симпатий, выборов, предпочтений;
• система ролей в организации (конструктивных, деструктивных и др.);
• внутренняя позиционность и конфликтность;
• отношение к руководителям организации (авторитетность).
Игровая (мифологическая) структура:
• корпоративная история;
• мифы и легенды об организации, ее сотрудниках и руководителях;
• «игры, в которые играют сотрудники и боссы».
Структура внешней идентификации (фирменного стиля):
• имидж организации – образ, который направленно транслируется клиенту;
• имидж, который воспроизводится в реальном общении с клиентом;
• восприятие компании и ее продукции в обществе;
• рекламные атрибуты: логотип, слоган.
Уровни ОК:
1. Символический, или поверхностный уровень норм и правил поведения, которые поддаются внешнему наблюдению и проявляются в общепринятой лексике, стиле одежды, оборудовании рабочих мест, интерьере учебных помещений и других артефактах. Символ представляет собой знак, образ, норму поведения, ритуал, обычай, которым члены организации придают особый смысл.
2. Аксиологический уровень включает ценности, разделяемые в организации: ценности учебы или её имитации, научной деятельности или принадлежности к научному сообществу, здоровья, досугового общения.
3. Глубинный уровень базовых представлений: о смысле жизни вообще
В зависимости от распределения среди сотрудников тех или иных по содержанию ценностей в культуральном комплексе организации выделяются:
– доминирующая культура, образцы которой разделяются и реализуются большинством персонала;
– субкультуры, отклоняющиеся по каким-то параметрам от доминирующей культуры;
– контркультуры, противодействующие доминирующей культуре.