Классификация современных СМИ. Среди имеющихся наиболее популярны следующие критерии: - по форме собственности (государственные, частные, корпоративные...); - по широте распространения (федеральные и региональные); - по стилю (качественные и массовые); - по периодичности (газеты: ежедневные и ежнедельники); - по жанрам (общественно-политические, отраслевые, рекламные и т.д.); - по способу передачи и мощности радио- и телесигнала.
Средства массовой информации:
Печатные: Газеты, Журналы, Бюллетени, Справочники, Листовки, Рекламные щиты
Газеты: государственные и частные, ежедневные и еженедельные, качественные и массовые, общественно-политические и отраслевые (тематические), региональные и федеральные. Журналы: государственные и частные, еженедельные - ежемесячные – ежеквартальные, качественные и массовые, общественно-политические и отраслевые (тематические), региональные и федеральные.
Электронные: Радио, Телевидение, Видео- и аудиозаписи, кинематограф (условно). Радиокомпании (каналы ): государственные и частные, региональные и надрегиональные ("центральные"), длинно-, средне- и коротковолновые – FM, информационные и развлекательные. Телевизионные компании (каналы): государственные и частные, региональные и федеральные, эфирные - спутниковые – кабельные, социально-политические - специализированные – развлекательные.
|
|
Интернет: Онлайн-СМИ (сетевые СМИ): - интернет-газеты, - интернет-журналы, - новостные порталы (ленты), - интернет-дайджесты, - электронные версии печатных СМИ, - электронные версии либо представительские сайты радио- и ТВ-каналов. 1. Информационные и информационно-образовательные порталы. 2. Представительские сайты учреждений, предприятий, общественных и национальных организаций.
Информационные службы: телеграфные агентства, рекламные агентства, пресс-службы, агентства по связям с общественностью, профессиональные журналистские клубы и ассоциации.
По характеру аудитории выделяются следующие типы изданий и программ:
общероссийские (их аудитория включает все основные группы населения, проживающие на территории РФ - напр., “Аргументы и факты” и т.д.);
межрегиональные (охватывают население нескольких регионов - напр., СТС, РЕН-ТВ и т.д.);
международные (объединяющие группы населения разных стран - напр., “Cosmopolitan”, “Домашний очаг” и т.д.);
этнических общностей (наций, народностей):
территориальных общностей (краевые, областные, районные СМИ);
для профессиональных групп (военные, сельскохозяйственные и т.д.)
для социальных групп (среднего класса, интеллигенции и т.д.);
для возрастных групп (молодежи, пожилых и т.д.);
|
|
для женщин и мужчин;
для малых групп (семья, клуб и т.д.)
для групп верующих (православных, католиков и т.д.)
По целевому назначению:
публицистические;
литературные;
культурно-просветительские (“Театр + ТВ”);
развлекательные;
учебно-образовательные;
методические (журнал “Литература в школе”);
научные (“Очевидное-невероятное”);
рекламные (газета “Экстра-М”);
информационные (“Время, “Сегодня”) и др.
(Возможно сочетание в одном издании или программе различных назначений - напр., научно-публицистические). По целевому назначению СМИ классифицируются с учетом осуществления функций политики, экономики или каких-либо течений. По этим признакам они могут быть классифицированы как оппозиционная пресса, правая печать, либеральные СМИ и т.д.