Психологические аспекты журналистской деятельности

Психология – это наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности, изучающей мир субъективных т.е душевных явлений, процессов и состояний, осознаваемых самим человеком или неосознаваемым им.

Основная задача психологии журналиста – это формирование системы профессиональной культуры журналиста: профессионального сознания, самосознания, мировоззрения, мышления.

С точки зрения психологии журналистика выполняет следующие функции: Субъективная, Аналитическая, Диалогическая, Технологическая.

Первая функция предполагает, что каждый человек имеет свое представление о событии через особенности соего мировоззрения. Аналитическая функция дает возможность показать несколько точек зрения, чтобы был выбор. Диалогическая функция должна позволять высказаться всем – интерактивность, плюрализм мнений Технологическая: высокая профессиональная подготовка позволяет высвободить свое время для выражения собственного стиля, быстро выдавать готовый продукт.

Романова в книге «99 новых профессий» составляет профессиограмму журналиста. Качества обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:

· Литературные способности

· Навыки общения и взаимодействия с людьми

· Умение слушать и слышать собеседника

· Способность грамотно и четко задавать вопросы

· Высокий уровень развития памяти (способность запоминать факты, изложенные собеседником)

· Умение быстро ориентироваться в событиях, применять адекватное решение.

· Умение излагать доступным языком полученную информацию.

· Высокий уровень психологической и физической выносливости.

Психологическая деятельность журналистики реализуется на двух уровнях: эксплицитный (внешний). Это поведение журналиста, его поступки. И имплицитный (внутренний). Особенности темперамента, ценности, мировоззрение. Не заметен окружающим, но имеет решающее значение.

Елена Евгеньевна Пронина выделяет 9 правил информационной безопасности для журналиста:

1. Мера коммуникативной открытости общества позволяет сформировать индивидуальность стиля профессионального журналиста. Общество само реализует эту меру.

2. Индивидуальность стиля профессионального журналиста влияет на формирование коммуникативной открытости общества. Одно неверное движение дает неправильный результат.

3. Личная ментальность профессионального журналиста – показатель его «иммунной системы» в условиях массовых информационных стрессов и неврозов.

4. Идейная позиция – не проблема партийной принадлежности, а вопрос самосознания, личной ответственности и мастерства самого Ж.

5. Строгое соблюдение классических типов текста и работа по правилам – мера контроля журналиста за своим психическим состоянием и профессиональным статусом.

Типы мышления:

Магическое (мифологический текст). Построено на архитипах: мать, семья, герой, враг. Задача – подсказать правильные эмоции, сформировать общественное мнение, объединить людей.

Рационалистическое (убеждающий текст). Менторский тон, экспертное мнение. Есть опорная идея и рабочие. Воспитывает, обращается к разуму и логике.

Позитивистское мышление (прагматический). «как стать миллионером». Цифры, статистика, компетентные мнения. Нет убеждающего тона, общение на равных.

Драйв - мышление (гедонистический). Это тексты о грязных подробностях (секс, насилие и т.п.) и о страданиях и боли. Необходимы обществу, но должны быть высокого качества.

Гуманистическое мышление ( смысловыявляющий). Трансценденции человека. Человек выходит за известные пределы. Это залог самоактуализации.

Нет-мышление (сетевой текст). Каждый может писать, что хочет. Можно найти направления того, что волнует общество, свобода самовыражения.Массовость коммуникации определяется числом людей, к личным чувствам, желаниям и интересам она непосредственно обращена.

 

6. Достаточное количество смысловыявляющих текстов в потоке публикаций – мера качественности каналов, рубрик и творчества отдельного журналиста.

7. Работа в парадигме мышления продвижения читателя – мера адекватности понимания журналистом психоисторического состояния общества и перспективности изданий, программ, направлений журналистики.

8. Умение адекватно работать во всех парадигмах – мера профессиональной подготовки жур-та.

Личностные интересы, склонности:

Объективность, эрудированность, самоконтроль и уравновешенность, терпимость, безоценочное отношение к людям, стремление к самопознанию, саморазвитию, любознательность, тактичность, вежливость

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

Ригидность (неумение изменить свое поведение и способы решения проблемных ситуаций в зависимости от изменения условий окружающей среды). Некоммуникабельность, замкнутость, неумение излагать свои мысли на бумаге, корыстность, нечестность в изложении информации.

Журналист должен обладать определенными знаниями в конфликтологии и психологии делового общения.

Должен знать законы пространства, времени, невербального общения.

Журналисту следует знать темперамент, способности, а также то, к какому типу личности относится его собеседник: аудиал, визуал, кинестетик, для того чтобы войти к нему в доверия и получить больше информации.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: