Жанры тележурналистики

Информационные:

- видеосюжет (информационное сообщение),

- отчет (журналистский или без комментариев, в записи и в прямой трансляции),

- выступление (монолог) – высокие ньюсмейкеры, президент, священнослужители, комментарий журналиста, часть обозрения, прямые включения,

- интервью: интервью-портрет, интервью-анкета, протокольное интервью, информационное интервью, проблемное интервью.

- репортаж: событийный, тематический, постановочный.

Аналитические:комментарий,обозрение,беседа,дискуссия,ток-шоу,пресс-конференция,передача (корреспонденция). Художественные:очерк,эссе, зарисовка. Сатирические: фельетон, памфлет

Жанра радиожурналистики (по Смирнову)

Три группы жанров — информационные, аналитические, документально-художественные.

Информационные жанры: радиосообщение; радиообзор печати; радиоотчет; информационная корреспонденция; информационное радиоинтервью; информационный радиорепортаж.

Аналитические жанры: аналитическое радиоинтервью; аналитическая радиокорреспонденция; аналитический радиорепортаж; радиорецензия; письмо; радиобеседа; радиокомментарий; радиообозрение; дискуссия на радио; радиоречь; журналистское расследование на радио.

Документально-художественные жанры: радиоочерк;радиозарисовка; радиорассказ; радиофельетон; радиокомпозиция.

 

 

31. Характеристика информационных жанров. Понятие «новость». Работа с источниками информации. Тексты, относящиеся к информационным жанрам, в количественном отношении составляют основную часть массовых информационных потоков. Они выступают носителями оперативной информации, позволяющей аудитории быть в курсе наиболее значимых, интересных событий в той или иной сфере действительности. Заметка - В ее основе лежит факт. сообщает о важном факте, событии общественной жизни. Для заметки характерны сжатость, оперативность. Задача – оперативно сообщить о новости. Заметка отвечает на вопросы что, где, когда? Информационная корреспонденция более детальное и более широкое освещение предмета. Таким предметом обычно выступает какое-то единичное событие, явление, действие. Причем публикация такого жанра может включать в себя не только фактологическое описание предмета, но и некоторые элементы оценки, предписания, прогноза и пр. Корреспонденция чаще описывает обычные события, но и не только их, а также какие-то локальные ситуации, процессы. Информационный отчет. В качестве предмета отображения в отчетах выступают события, совершающиеся в форме обмена информацией. Это – всевозможные конференции, заседания, симпозиумы, семинары, собрания и пр.. Если в публикации излагаются формулировки принятых решений или задач, то они должны быть точными и, по возможности, данными не в пересказе автора публикации, а в дословном изложении. Информационное интервью. С ообщение аудитории сведений, полученных от интервьюируемого лица, никак не пытаясь их комментировать. В полной мере интервью получится информационным, если и в ответах его собеседника акцент будет сделан на вопросах: что? где? когда? Блиц-опрос. В ходе опроса журналист пытается получить ответы на один и тот же вопрос от множества людей. Цель – краткое извещение аудитории о существовании каких-либо мнений, суждений, предпочтений. Вопрос-ответ. Публикация данного типа возникает в результате соединения вопроса читателя и ответа на него либо самого журналиста, либо какого-то компетентного лица. Репортаж. «развернутое» применение метода наблюдения и фиксации в тексте его хода и результатов. Задача любого репортера заключается прежде всего в том, чтобы дать аудитории возможность увидеть описываемое событие глазами очевидца (репортера), т.е. создать «эффект присутствия». Важно не только наглядно описать какое-то событие, но и описать его так, чтобы вызвать сопереживание читателя того, о чем идет речь в тексте. Некролог. Предметом отображения является факт смерти какого-то человека. Некрологи, как правило, содержат краткую биографию умершего, сообщают о том, где и как он работал, о его достижениях, наградах. Иногда в некрологе говорится о причине смерти, месте похорон. Завершается некролог обычно прощальными словами, выражением скорби по умершему.

Новость –та инфа, к-ая до этого не была известна, либо это изменение хода событий. «Не собака укусила человека, а человек укусил собаку». А. А. Тертычный определяет «новость» как «потенциальную информацию, превышающую то, что уже известно читателям. Чем больше будет это «превышение», тем значимее бу­дет новость». Сообщение стано­вится новостью, когда: появляется своевре­менно; указывает на значимые последствия для аудитории; содержит конфликт, необычность, перемену.

Работа с источниками информации – одна из главных составляющих работы журналиста. От качественного подбора источников напрямую зависит и качество конечной публикации. Любые факты, положенные в основу материала, особенно расследовательского, должны быть подтверждены как минимум двумя источниками информации (Принцип ВВС). К открытым источникам относятся радио, телевидение, газеты и интернет. Однако используя только СМИ, репортер обречен плестись в хвосте событий. Также открытыми источниками информации являются пресс-релизы. К сожалению, этот род источников информации обладает существенными недостатками. По большей части пресс-службы занимаются формированием положительного образа своих ведомств. Еще одним открытым источником информации могут стать коллеги-журналисты. Всегда найдется кто-то, кто в данный момент более осведомлен, чем вы. Однако при этом Ж. и сам не должен забывать делиться с коллегами информацией. Существуют частично открытые источники. Это различные сообщения и документы, не являющиеся общедоступными, но и не несущие на себе грифа «для служебного пользования»: например, факсимильные или иные сообщения, случайно попавшие к вам, или услышанный разговор кого-либо из сотрудников. Открытые источники включают в себя несколько групп: одушевленные и неодушевленные (бумажные или электронные носители), персонифицированные и не персонифицированные («как сообщила пресс-служба...»), разовые и постоянные. Конфиденциальные источники делятся на одушевленные и неодушевленные. Во втором случае речь идет, как правило, о служебных документах различной степени зашифрованности.

32. Особенности репортерской работы.

Репортер или корреспондент – самая массовая и многогранная профессия из «экранных» ТВ. По сути, репортерская работа – основа современного телевидения. Репортерская работа осуществляется в разных плоскостях. Существуют репортеры-универсалы, которые не специализируются на чем-либо, а основой их работы является принцип в необходимой степени полного исследования любой темы, любого предмета. В более крупных телекомпаниях и авторитетных информационных программах очень часто существует специализация. Репортеры специализируются «по горизонтали»: в определенной сфере общественной жизни и деятельности (политика, экономика, криминальная тематика, наука, экология и т.д.).. Специализация «по вертикали» означает работу корреспондента со всеми новостями, но только по одному региону, по одной стране. Другое разделение корреспондентов основано на специализации по жанрам. Подавляющее большинство работают с оперативной информацией новостных и информационных программ. Есть репортеры, занимающиеся журналистскими расследованиями, подготовкой специальных репортажей, а порой и специальных программ. Понятно, что вся эта дифференциация довольно условна. Свои положительные и отрицательные стороны имеет любая специализация репортерской работы. Так, специализации по какой-то конкретной теме или территории может привести к тому, что материал будет не понятен аудитории. При специализации возникает и другая беда – так называемое «замыливание глаза». Постоянно занимаясь предметом, корреспондент может не заметить каких-то явлений, не придать большого значения чему-либо, что на самом деле может быть интересно большой аудитории. Хорошо, когда репортер знает ненамного больше о предмете, чем это нужно аудитории. И еще одно подводное течение специализации: она грозит репортеру потерей беспристрастности, объективности. Вольно-невольно, он, глубоко вникая в суть событий и процессов, становится сторонником какой-то точки зрения. Особенно, если речь идет о событии или процессе, содержащих в себе внутренние противоречия. И уж совсем недопустимо подобное в случаях отражения в репортажах социальных или военных конфликтов. Профессиональное мастерство репортера можно свести к четырем элементарным, но принципиально важным, требованиям. Первое: суметь оказаться в нужное время в нужном месте. Успеть вместе со съемочной группой туда, где происходит общественно-значимое событие. Проще работать, опираясь на планирование работы редакции.. Второе: с участием оператора быстро продумать возможную структуру и композицию сюжета, исходя из чего, выбрать и зафиксировать необходимый видеоматериал, записать нужные интервью, при необходимости – stand-up. Третье: собрать необходимую информацию о событии, оценить степень необходимых подробностей и подготовить текст. Четвертое: организовать быстрое возвращение съемочной группы (в отдельных случаях – доставку подготовленных видеокассет и текста сюжета) в редакцию к такому времени, чтобы материал был подготовлен к эфиру в нужное время.

Репортерство – это предельно универсальная из экранных профессий. Это и умение произнести монолог, это и мастерство интервьюера, это работа сценариста и режиссера постановщика, это способность беспристрастно изложить самостоятельно собранную информацию и умение, если необходимо, быть аналитиком, прогнозировать развитие событий. Репортер – посредник между событием и аудиторией. Поэтому репортер - это еще и ответственность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: