Этапы избирательного процесса

Под избирательным процессом следует понимать урегулированную законом деятельность граждан, политических партий, избирательных комиссий и других субъектов по подготовке и проведению выборов. Избирательный процесс является упорядоченным и состоит из последовательно осуществляемых стадий (этапов). К основным из них относятся: 1) назначение выборов; 2) регистрация избирателей; 3) образование избирательных округов и избирательных участков; 4) образование избирательных комиссий; 5) выдвижение и регистрация кандидатов; 6) предвыборная агитация; 7) голосование; 8) подсчет голосов, определение и опубликование результатов выборов; 9) повторное голосование («второй тур») или проведение повторных выборов.

На стадии назначения выборов определяется дата проведения голосования, в ходе которого будут избраны должностные лица в органы государственной власти и местного самоуправления. Выборы назначают уполномоченные на то органы или должностные лица. Например, выборы Государственной Думы назначает Президент РФ. В субъектах РФ дату выборов депутатов в соответствии с федеральным законодательством определяет законодательный (представительный) орган государственной власти. На уровне местного самоуправления выборы назначаются, как правило, представительным органом местного самоуправления.

Если уполномоченный орган или должностное лицо не назначают выборы в установленные сроки, то назначить их и провести должна избирательная комиссия, соответствующая уровню выборов. Если и избирательная комиссия бездействует, то выборы назначает суд общей юрисдикции, а проводит их специально создаваемая временная избирательная комиссия. Данные положения избирательного законодательства призваны гарантировать принцип обязательности и периодичности выборов в России.

На этапе регистрации избирателей составляютсясписки избирателей. Включение гражданина в список избирателей означает, что этот гражданин будет допущен к голосованию. Списки избирателей составляются соответствующими избирательными комиссиями. Сведения об избирателях (фамилия, имя, отчество, год рождения, адрес места жительства) формируют и уточняют уполномоченные на то органы или должностные лица местного самоуправления. Система регистрации (учета) избирателей, предусмотренная в России, в отличие от ряда зарубежных стран, называется обязательной, поскольку регистрация (учет) осуществляется органами власти и распространяется на всех граждан РФ, обладающих активным избирательным правом. При составлении списков избирателей может использоваться ГАС «Выборы».

Основанием для включения гражданина РФ в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого избирательного участка или в специально установленных случаях факт временного пребывания на этой территории, установленный органами регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства.

Участковая избирательная комиссия не позднее чем за 20 дней обязана представить список избирателей для всеобщего ознакомления и его дополнительного уточнения. Гражданин РФ вправе заявить в участковую комиссию о невключении его в список, о любой ошибке или неточности в сведениях о нем. В течение 24 часов, а в день голосования в течение двух часов с момента окончания голосования участковая комиссия обязана проверить заявление и либо устранить ошибку или неточность, либо дать заявителю письменный ответ с указанием причин отклонения заявления. Решение участковой комиссии может быть обжаловано в вышестоящую комиссию или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а за три и менее дней до дня голосования и в день голосования – немедленно. Установление сроков удовлетворения обращений гражданина призвано обеспечить активное избирательное право. Вносить же какие-либо изменения в списки избирателей после окончания голосования и начала подсчета голосов избирателей запрещается.

Следующий этап – образование избирательных комиссий. Основными полномочиями избирательных комиссий являются: составление списков избирателей, образование избирательных округов, регистрация кандидатов, организация голосования и определение результатов выборов на соответствующей территории, рассмотрение жалоб субъектов избирательного процесса.

Необходимым этапом является образование избирательных округов и избирательных участков.Избирательные округа представляют собой территориальные единицы, образуемые с целью объединения проживающих в них граждан для избрания кандидатов на выборные должности. В России избирательные округа могут быть одномандатными, когда в округе избирается один кандидат, многомандатными, когда в округе избираются два и более кандидата. Избирательные округа образуются избирательными комиссиями. Избирательные округа должны образовываться с соблюдением их примерного равенства по числу избирателей. Допустимые отклонения от средней нормы представительства предусматриваются федеральным законом. Важно также, чтобы каждый избирательный округ составлял единую территорию.

Избирательные участки – представляют собой территориальные единицы,образуемые с целью объединения проживающих в них граждан общим местом голосования. Избирательные участки образуются по согласованию с избирательными комиссиями главой муниципального образования, командирами воинских частей, руководителями дипломатических представительств, консульских учреждений. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. Избирательные участки, образованные за пределами территории России, приписываются к избирательным округам, образованным для проведения выборов Президента РФ и Государственной Думы.

Основными требованиями к образованию избирательных участков являются следующие: на территории каждого участка должно быть зарегистрировано не более 3 тысяч избирателей, недопустимо пересечение границ избирательных округов границами избирательных участков. Списки избирательных участков должны быть опубликованы главой муниципального образования.

На этапе выдвижения и регистрации кандидатов определяется круг лиц, которые будут баллотироваться на выборные должности. В России выдвижение кандидатов допускается в порядке самовыдвижения, в том числе при поддержке группы избирателей с определенным числом участников. Выдвигать кандидатов, списки кандидатов могут политические партии на федеральных, региональных и местных выборах в России, избирательные объединения в форме общественной организации или общественного движения – на выборах местного самоуправления.

По итогам выдвижения кандидатов, списков кандидатов избирательным комиссиям направляются сообщения о лицах, желающих баллотироваться. С момента принятия комиссиями таких сообщений кандидаты могут начинать собирать подписи избирателей для того, чтобы быть зарегистрированными. С момента регистрации лицо, баллотирующееся самостоятельно или в составе списка, получает официальный статус кандидата. Таким образом, выдвижение и регистрация кандидатов являются разными по правовому значению действиями. Выдвижение кандидата не обязательно приводит к его регистрации, а, значит, к его участию в предвыборной агитации и включению в избирательный бюллетень для голосования.

До февраля 2009 г. для того, чтобы выдвинутым кандидату, списку кандидатов быть зарегистрированными, необходимо выполнить одно из следующих условий: 1) собрать определенное число подписей избирателей; 2) внести избирательный залог (за исключением выборов Президента РФ). С февраля положения об использовании избирательного залога при проведении выборов из законодательства были исключены (см. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 09.02.2009 N 3-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С ОТМЕНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ЗАЛОГА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОВ").

Размер избирательного залога в России составлял 15 процентов от установленного предельного размера расходования средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения. Законом субъекта РФ указанный размер избирательного залога может быть уменьшен, но не может составлять менее 10 процентов от установленного конкретным законом предельного размера расходования средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения. После выборов залог возвращается, если кандидаты или список кандидатов получили не менее установленного конкретным законом числа голосов избирателей, были избраны либо допущены к распределению депутатских мандатов соответственно. На региональных и муниципальных выборах для возврата избирательного залога кандидат должен получить 5 и менее процентов голосов избирателей либо быть избранным, а список кандидатов – 3 и менее процентов либо быть допущен к распределению депутатских мандатов. Конкретный процент в данном случае фиксируется в законах субъектов РФ.

Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, списков кандидатов, устанавливается законом соответствующего уровня власти и не может превышать 2 процента от числа избирателей, но не может быть менее 10 подписей.

Без сбора подписей избирателей и внесения избирательного залога осуществляется регистрация кандидата, списка кандидатов, выдвинутых политической партией, федеральный список кандидатов которой на основании официально опубликованных результатов ближайших предыдущих выборов депутатов Государственной Думы допущен к распределению депутатских мандатов. Без сбора подписей осуществляется также регистрация кандидатов, списков кандидатов, выдвинутых региональными отделениями или иными структурными подразделениями такой политической партии. В данном случае основанием для регистрации является решение партий о выдвижении кандидатов. В малонаселенных муниципальных образованиях кандидаты могут не собирать подписи и не вносить избирательный залог, если законом субъекта РФ предусматривается заявительный порядок регистрации. Во всех остальных случаях регистрация кандидатов является необходимым этапом избирательного процесса. Она позволяет отобрать для голосования избирателей только тех кандидатов, которые доказали, что располагают определенной общественной поддержкой либо готовы рискнуть значительной денежной суммой для того, чтобы представить свою кандидатуру на «суд» избирателей.

Предвыборная агитация заключается восуществлении воздействия на избирателей с целью побудить их голосовать «за» или «против» тех или иных кандидатов либо «против всех» кандидатов. В России агитационный период начинается со дня выдвижения кандидатов, списков кандидатов и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования. Проведение предвыборной агитации в день голосования и в предшествующий ему день запрещено.

На этапе голосования совершается народное волеизъявление, посредством которого определяется лицо, получающее право на выборный мандат. В российском законодательстве предусматривается, что голосование происходит в воскресенье, время начала и окончания голосования устанавливается нормативным правовым актом о выборах конкретных органов власти, продолжительность голосования не может составлять менее десяти часов.

Помещение для голосования должно быть соответствующим образом оснащено. В нем размещаются кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования, оснащенные системой освещения и снабженные письменными принадлежностями, за исключением карандашей. В помещении для голосования либо непосредственно перед ним участковая избирательная комиссия оборудует информационный стенд, на котором размещается информация о кандидатах, списках кандидатов, о порядке заполнения избирательных бюллетеней. В бюллетене фамилии кандидатов размещаются в алфавитном порядке, краткие наименования и символы (эмблемы) политических партий, избирательных объединений с фамилиями первых трех кандидатов из общефедеральной и региональной частей списка – в порядке, определяемом предварительной жеребьевкой. Бюллетени выдаются избирателям, включенным в списки избирателей по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт. Голосование проводится путем внесения избирателем любого знака в пустой квадрат, относящийся к кандидату или списку кандидатов, в пользу которых сделан выбор. Заполненные бюллетени избиратели опускают в ящики для голосования, в качестве которых могут использоваться технические средства подсчета голосов, в том числе программно-технические комплексы обработки бюллетеней.

Существуют несколько возможностей голосования избирателей вне помещения своего избирательного участка. 1) в случаях если избиратель не будет иметь возможность проголосовать на своем избирательном участке, он вправе получить в соответствующей избирательной комиссии открепительное удостоверение и принять участие в голосовании на том избирательном участке, на котором он будет находиться в день голосования в пределах избирательного округа, где данный избиратель обладает активным избирательным правом; 2) возможность досрочного голосования является исключительным случаем и допускается на муниципальных выборах. На выборах органов государственной власти досрочное голосование предусмотрено только на избирательных участках, образованных на судах, которые в день голосования будут находиться в плавании, на полярных станциях, в отдаленных или труднодоступных местностях; 3) для тех избирателей, которые не могут самостоятельно прибыть в помещение для голосования, предусматривается голосование посредством переносных ящиков, с которыми члены избирательной комиссии приходят домой к избирателю; 4) при проведении выборов в органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления может устанавливаться порядок голосования избирателей по почте.

На заключительном этапе избирательного процесса осуществляется подсчет голосов избирателей, определение и опубликование результатов выборов. После окончания времени голосования участковые избирательные комиссии начинают подсчет голосов избирателей и составляют протоколы об итогах голосования. Экземпляры протоколов незамедлительно направляются в вышестоящие избирательные комиссии в целях суммирования данных, содержащихся в указанных протоколах и последующей передачи этих данных в комиссию, определяющую результаты выборов. Например, на выборах депутатов законодательных органов власти субъектов РФ результаты определяет избирательная комиссия субъекта РФ.

Во избежание давления на избирателей запрещается публиковать данные о результатах выборов в день голосования до окончания голосования, в том числе распространять эти данные через информационно-телекоммуникационные сети общего пользования, включая «Интернет». Общие данные о результатах выборов должны быть направлены избирательными комиссиями в средства массовой информации в течение одних суток после определения таких результатов. Полные данные об избранных кандидатах официально публикуются (обнародуются) в течение трех месяцев со дня голосования, а о результатах региональных и муниципальных выборах – в течение двух месяцев со дня голосования.

Проведение повторного голосования («второго тура»), повторных или дополнительных выборов не является обязательным этапом избирательного процесса в России. Повторное голосование может проводиться на выборах Президента России в случае, если ни один из кандидатов в первом туре не получил более 50 % голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Повторные выборы назначаются избирательными комиссиями в случаях признания ими выборов несостоявшимися или недействительными, если не все мандаты в многомандатном округе удалось заместить, избранный кандидат не сложил с себя полномочия, не совместимых со статусом депутата либо выборного должностного лица, и других. Дополнительные выборы проводятся в случае досрочного прекращения полномочий выборных должностных лиц.

Основаниями для признания выборов несостоявшимися являются получение списками кандидатов, участвующими в распределении депутатских мандатов, в совокупности 50 или менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, допуск к распределению депутатских мандатов менее чем двух списков кандидатов и другие. Выборы признаются недействительными в случае, если допущенные в ходе голосования или установления его итогов нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей; если итоги голосования признаны недействительными на определенной части избирательных участков; если суд принимает решение о признании выборов недействительными.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: