Принуждение, как способ воздействия на сознание и волю людей, заключается в применении субъектами Исполнительной власти установленных АПН-ми принудительных мер в связи с неправомерными действиями.
Принуждение в зависимости от непосредственного объекта воздействия подразделяется на психическое и физическое. Принуждение имеет целью заставить конкретного субъектов права соблюдать определенные предписания или воздержаться от каких-либо действий. АП – особый вид госпринуждения, его назначение – охрана общественных отн-ий, складывающихся преимущественно в сфере Государственного управления.
Внешние формы проявления АП различны: админ. арест, штраф и т.д.
Меры АП могут устанавливаться только правовыми актами, их применение д.б. только на основании законов и др. АП применяется только уполномоченными органами и должностными лицами. Эффект АП состоит в немедленном его применении, оно д. безотлагательно следовать за совершенным правонарушением.
Для АП характерен внесудебный порядок применения, соответствующие исп. органы (долж. лица) непосредственно реализуют их без обращения в суд.
Основания применения АП:
-совершение адм. правонар-ия,
-наступление особых условий, предусмотренных нормами права. (стихийных бедствий и т.д.). При этом меры АП исполняются при отсутствии правонарушения и вины человека.
Методы воздействия государства на общество:
1) метод принуждения
2) метод убеждения
В науке административного права многие учёные все меры административного принуждения делят на 3 группы:
1) админ предупредительные меры (Н: проверка документов, личный досмотр)
2) пресекательные меры (Н: требование сотрудника милиции прекратит противоправное поведение, наручники, применение служебных собак)
3) админ наказания
Виды АП в зависимости от целей и способа обеспечения правопорядка:
1) Административно-предупредительные меры – способы и средства, направленные на предупрупреждение правонарушений и обстоятельств, угрожающих жизни и безопасности гр-н или норм. деятельности госорганов, предприятий. и т.д. Основанием для применения служит не правонарушение, а наступление особых, установл. законод-м условий, как связанных, так и не связанных с дейст-ми человека, эти меры носят профилакт х-р.
2) А дминистративно-пресекательные меры – суть в принудит. прекращении противоправных действий гр-н, долж. лиц, предпр-ий и т.д. Основанием для примен. Служит:
а) совершение правонарушения,
б) наступление представляющих опасность противоправных состояний или событий. (Наиболее часто применяемые меры: адм. задержание, личный осмотр)
3 ) меры Административной ответственности (А взыскания). А взыскание - это наказание, применяемое в установленном законом порядке уполномоченным органом (долж. лицом) к виновному физ. или юр. лицу, может выражаться в моральном или мат-ном возд-ии на виновного или во временном лишении его определенного права.
4) меры Административно-процессуальногого обеспечения производства по делам об адм. правонарушениях.
Меры административного принуждения применяются в целях обеспечения соблюдения не всех административно-правовых норм, а только тех. которые формулируют общеобязательные правила поведения в сфере государственного управления, не имеющие ведомственных границ (например, правила безопасности дорожного движения, санитарные правила, правила пожарной безопасности, природоохранные правила и др.).
Административно-принудительные меры применяются не всеми без исключения исполнительными органами (должностными лицами), а лишь теми, которые наделены специальными полномочиями по осуществлению административной власти, уполномоченными на выполнение правоохранительных функций органами внутренних дел (милицией), контрольно-надзорными органами, специальными инспекциями и т.д.