Административное правонарушение: понятие, признаки, состав

Легальное понятие административного правонарушения закреплено ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ.

 

Им «признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность».

Признаки:

1) Общественная вредность;

2) Административная противоправность;

Многие студенты говорят, что административные правонарушения — это нарушения норм административного права. Это неправильно. Следует вспомнить, что существуют регулятивные нормы, закрепляющие правила должного поведения, и охранительные нормы, устанавливающие ответственность за нарушение этих правил.

Для борьбы с правонарушениями в Российской Федерации используются в основном три вида карательных санкций: уголовные, административные, дисциплинарные. И уголовная, и административная, и дисциплинарная ответственность охраняют все отрасли права. Административная ответственность, например, установлена за нарушение регулятивных норм конституционного, трудового, финансового, земельного, гражданского и иных отраслей права. В зависимости от обстоятельств нарушения, например, прав собственника (хищения) виновный может быть привлечен к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

 

3) это деяние, т. е. сознательное, волевое действие или бездействие одного или нескольких человек.

4) это деяние, совершенное физическим или юридическим лицом.

5) виновность, т. е. это деяние сознательное, волевое, совершенное умышленно или неосторожно.

 

Необходимо различать понятия «административные нарушения» и «административные правонарушения». Первые отражают только то, что не соблюдена, нарушена норма административного права. Но такое деяние может быть совершено лицом неделиктоспособным, невменяемым, в условиях крайней необходимости, т. е. и не виновно. А правонарушение — это неправомерное, виновное деяние. К тому же административное правонарушение может быть не только административным, но и финансовым, земельным и прочим нарушением.

 

6) Наказуемость

После принятия КоАП РФ в других правовых актах можно использовать только название «административное правонарушение». Но в научной и иной литературе, в устной речи допустимо использовать и второе название — «административный проступок».

 

Под составом административного правонарушения следует понимать установленную правом совокупность признаков, при наличии которых конкретное деяние — административное правонарушение.

 

Элементы состава административного правонарушения (Однотипные признаки состава административного правонарушения в совокупности образуют так называемые элементы состава административного правонарушения):

1) объект;

2) объективная сторона;

3) субъект;

4) субъективная сторона.

 

1) Объект административного правонарушения — общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности. (Объектом при нарушении законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях (ст. 5.26 КоАП РФ), являются права граждан)

2) Объективная сторона административного правонарушения — это система предусмотренных нормами права признаков, характеризующих внешнее проявление данного правонарушения. (ОС при нарушении водителем ПДД – выражается например в превышении скорости, что ведет к созданию опасности в дорожном движении)

Составной частью Объективной стороны является такой признак, как причинно-следственная связь между деянием и наступившими последствиями. Также являются противоправное действие/бездействие и наступление вредных последствий.

 

Факультативные признаки состава административного правонарушения:

время, место, способ, характер совершения деяния, его повторность, неоднократность, злостность, систематичность.

 

3) Субъектом административного правонарушения являются физические и юридические лица. При этом, физические лица подлежат административной ответственности, если они достигли к моменту совершения правонарушения 16-летнего возраста.

Кроме того, субъектом административного правонарушения может быть только вменяемое физическое лицо.

 

Также в законодательстве различаются:

- общие субъекты — любые вменяемые лица, достигшие 16 лет,

- специальные субъекты — должностные лица, водители, несовершеннолетние и др.,

- особые субъекты — военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о службе.

4) Субъективная сторона административного правонарушения — это психическое отношение субъекта (физического лица) к противоправному действию или бездействию и его последствиям.

Обязательный признак субъективной стороны — вина субъекта административного правонарушения.

Вина бывает в двух формах: в форме умысла и в форме неосторожности. Виновность деяния свидетельствует, что оно совершено либо умышленно, либо по неосторожности.

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Факультативные признаки субъективной стороны состава: мотив и цель.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: