Термин «религия», основные определения. Библейское осмысление истории религий

 

Что такое религия? Как и когда она возникла? В чем ее смысл и сущность? Каковы причины живучести этого социального феномена? Ответить на такие вопросы нелегко. На протяжении многих веков лучшие умы человечества стремились найти рациональное объяснение причин возникновения столь специфической, иллюзорно-мистической, иррациональной формы мышления. За это время сложилась, оформилась специальная отрасль знания – религиоведение. Цель религиоведения – серьезный анализ всей совокупности проблем происхождения, сущности и функций религии, ее места в обществе, истории, культуре, ее объективной роли на протяжении тысячелетий и в современном мире. Иными словами, цель религиоведения — познать и понять религию как форму общественного сознания, как социальный феномен.

Ответ на вопрос: «Что такое религия?» кажется очень простым. — «Религия — это вера в Бога». Правда, если вспомнить историю Древнего мира, то память подскажет, что у греков было много богов, да и у римлян тоже. Они, то есть древние греки и римляне, а также другие древние люди, пришли бы в некоторое замешательство, если бы их спросили о том, в какого бога они верят. Конечно, можно уточнить наш ответ и сказать: «Религия — это вера в Бога или богов». Но если вы попросите китайца-конфуцианца назвать богов, которым он поклоняется, то он не даст ответа, поскольку его религия не знает ни единого Бога, ни многочисленных богов. Кроме того, многие наши современники полагают, что верят в Бога или в какую-то Абсолютную Силу, Великий Дух, что-то еще (высшее, изначальное, всеобъемлющее, влияющее на наши судьбы), но не считают себя людьми религиозными, не относят себя ни к одной из существующих религий. Получается, что опять нужно уточнять ответ.

Среди исследователей религии существует традиция обозначать предмет религиозной веры словом «сверхестественное». Сверхестественное – это нечто, обладающее свойствами, которые превосходят естественный мир, иначе говоря, не подчиняются законам природы и общества, способное изменять причинные зависимости мира. Самым сложным является ответ на вопрос о существовании сверхестественного.

Наука изучает естественный мир, поэтому доказать существование сверхъестественного не может. Жизненный опыт большинства современных людей свидетельствует только о наличии мира природы, общества, созданного самими людьми виртуального мира компьютерных игр, но никак не свидетельствует о сверхъестественном. Однако в сознании некоторых людей имеются представления о чуде. Чудо — это проявление сверхъестественного в естественном, вторжение сверхъестественного в наш мир, разрушающее все закономерности, обычный ход событий и процессов, это событие, которого не может быть, но оно было. С позиции научного знания ни сверхъестественного, ни чуда не существует. Логически доказать или научно предсказать чудо невозможно. В чудо можно лишь верить. Вера в сверхъестественное и его проявления (чудеса) составляет основу религиозной веры.

Не менее важной составляющей религиозной веры является вера в то, что сверхъестественное постоянно влияет на судьбы людей, жизненно важные природные и общественные процессы, иначе говоря, в то, что наша жизнь зависит не только от естественных процессов, но и от воли сверхъестественного.

Наконец, религиозная вера включает и представления о возможности своего рода общения человека со сверхъестественным. Главной целью «общения» выступает стремление разными способами сделать волю сверхъестественного объекта более благосклонной по отношению к себе, уменьшить тяготы и горести, обрести спокойную и уверенную жизнь. Это «общение» проявляется в совокупности определенных действий: жертвоприношений, молений, религиозных песнопений, плясок и прочего — в разных религиях по-разному.

Итак, религия основывается на вере в сверхъестественное, то есть на вере в существование сверхъестественного и его проявлений в естественном мире, зависимость естественного от сверхъестественного, возможность снискать благосклонность сверхъестественного.

Однако, ряд современных западных исследователей религии считают понятие «сверхестественное» неудачным для объяснения сути религиозной веры, поскольку оно указывает на то, что наука не может исследовать как реальность. Предлагаются другие понимания религии. Например, Э.Формм заявляет:

«У нас нет простого слова для обозначения религии – в качестве общечеловеческого феномена, - которое бы не вызывало какой-нибудь ассоциации с тем или другим конкретным типом религии. Ввиду отсутствия такого слова я буду употреблять термин «религия»; но хотелось бы пояснить с самого начала, что под религией я понимаю любую разделяемую группой систему мышления и действия, позволяющую индивиду вести осмысленное существование и дающую объект для преданного служения».

Такое определение включает в сферу религиозного и политическую идеологию, и воспитание, и даже поведение «фанатов» музыки и спорта, т.е. неправомерно расширяет область религии.

Были попытки выразить сущность религии термином «священное» или «сакральное» через противопоставление его мирскому (М.Вебер, Э.Дюркгейм, Р.Отто).

Мы уже отметили, что религиозная вера выражается в определенного рода действиях, поэтому неправильным будет сказать, что религия — это только вера в сверхъестественное.

Религия — это еще и деятельность. Поэтому определим религию так: религия — это система идей и действий, основанных на вере в сверхъестественное. Это определение свидетельствует, что религия:

1. Целостность (система), где важную роль играют не только составные части (идеи и действия), но и связи между ними;

2. Не только идейное образование, но и деятельность;

3. Система с элементами и связями, основанными на вере в сверхъестественное.

Религия имеет свою структуру. Самыми главными структурными элементами (подсистемами) религии являются религиозное сознание, религиозная деятельность и религиозные организации. Религиозное сознание – это совокупность представлений, идей, учений, теорий, основанных на вере в сверхъестественное. Особое место среди элементов религиозного сознания занимают догматы — основные формулы вероучения той или иной религии, истинность которых считается неоспоримой, а содержание — не подлежащим пересмотру или изменению.

Религиозная деятельность — это деятельность, направленная на сверхъестественное либо осуществляемая по поводу сверхъестественного. Центральным моментом религиозной деятельности выступает культ — набор особых обрядовых действий, с помощью которых верующие пытаются воздействовать на сверхъестественный объект, чтобы добиться его расположения к себе.

Религиозные организации — это сообщества верующих, исповедующих какую-либо конкретную религию. Религиоведы выделяют три типа религиозных организаций — церковь, секта, деноминация, — различающихся численностью, историей существования, внутренней структурой и прочими характеристиками. Церковь — это очень многочисленная организация, имеющая долгую историю существования, собственный административный аппарат и учреждения, напрямую не связанные с культовой деятельностью, — учебные и медицинские заведения, типографии, радио- и телестудии и прочие. Секта — сравнительно малочисленная организация, не имеющая долгой истории существования, административного аппарата и учреждений, не связанных с культовой деятельностью. Деноминация занимает промежуточное положение между церковью и сектой: более многочисленна, чем секта, но менее, чем церковь; существует намного дольше, чем секта, но менее, чем церковь и т. д.

Религия является неотъемлемой частью культуры и общества, возникает в первых человеческих коллективах и, выполняя ряд важнейших социальных функций, развивается вместе с развитием общества.

Существует особая наука о религии – религиоведение, - которая изучает не отдельные проявления религии в тех или иных сферах человеческой жизнедеятельности, а религию в целом. Основные вопросы, которые ставит перед собой эта наука и дает на ответ на них, таковы:

1. Что позволяет судить о данном явлении как религиозном;

2. В каких конкретных формах выражается религиозное содержание;

3. Какую роль выполняет религия в обществе на определенном историческом этапе;

4. Каковы связи религии с другими формами культуры;

5. Каковы основные этапы и перспективы развития данной религии и ее влияния на общество.

Важное место в религиоведении занимает история религии, которая изучает возникновение и историческое развитие разных религий, существующих и исчезнувших, и, таким образом, собирает и сохраняет информацию о многообразном мире религий.

Наука называется «история религии», хотя все ученые прекрасно понимают, что не существует и не может существовать какой-то единой религии, и объектом исследований ученого является одна из многочисленных религий или группа религий, а если речь идет о науке в целом – все многообразие религий, существующих или когда-либо существовавших в мире. Поэтому многие исследователи религии считают, что лучшим названием науки служит «история религий». Когда говорят «история религии», то имеют ввиду, прежде всего, два обстоятельства:

1. История религий отличается от истории музыки, или истории живописи, или от какой-либо другой истории;

2. В историческом развитии любой конкретной религии обнаруживаются черты, сходные с чертами развития другой конкретной религии, ак что можно установить нечто общее и закономерное в развитии разных религий.

Для обозначения той или иной конкретной религии в таком случае используют термины «вероисповедание» и «конфессия».

В религиоведении — науке о религии — объект религиозной веры (то, на что направлена религиозная вера) обозначают словом «сверхъестественное». Сверхъестественное — это нечто, обладающее свойствами, которые превосходят естественный мир, иначе говоря, не подчиняющееся законам природы и общества, способное изменять причинные зависимости мира.

Человек всегда, с тех самых пор, как стал человеком, страдает от двух страшных врагов, которые совершенно реальны и с которыми приходится жить лицом к лицу:

1.Наша конечность (смерть). С тех пор как человек живет на земле, он несет в себе это знание (Ребенок думает что он бессмертен. Душа внутри нас говорит о том, что она бессмертна, но реальный опыт нашей жизни убеждает нас в обратном.);

2.Трагедия человеческой отчужденности (Войны, взаимная ненависть, межнациональные конфликты). Человек чувствует себя бесконечно одиноким.

Эти две проблемы появились не вчера и не позавчера и не тысячу лет назад. Человек чувствует себя таким с тех пор как ощутил себя homo sapiens, т.е. человеком мыслящим. Преодоление стоящих перед ним этих проблем великих и страшных и есть религия.

Слово «религия» знакомо всем нам, как верующим, так и неверующим, знакомо также, как и его русский эквивалент — слововера. Слово религия — religio латинского происхождения (От латинского relligo – воссоединять, вновь связывать). Вера (санскритский vararta – веревка, канат).Вера это то, что воссоединяет человека с Богом.

Верой соединяется небо и земля, Бог и человек. Многие религии употребляют слово небо для обозначения высшей реальности. Слово «небо» употребляется всегда символически. Словом небо наши далекие предки именовали тот иной мир, в котором нет страданий и смерти, тоски и незнания, но в котором вечность, полнота, всемогущество и всеведение являются нормальным состоянием.

Как полагают марксисты, религия это продукт ощущения нашей беспомощности перед силами природы. Мы действительно беспомощны - только не перед дождями и извержениями вулканов, не перед холодом и жарой, для борьбы с этим у человека имеются кое-какие средства. Мы и сейчас так же беспомощны перед отчужденностью друг от друга и перед нашей конечностью, как в тот день, когда первый человек ступил на землю. Мы нимало не приблизились к решению этой задачи. Видимо, человеку это не по силам. И именно поэтому он ищет связи с тем, что имеет власть над смертью и разделенностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: