Функции процесса обучения, их характеристика

Целостный процесс обучения выполняет ряд важных функций. Во-первых, это образовательная функция. В соответствии с ней главное на­значение процесса обучения заключается в том, чтобы:

вооружить учащихся системой научных знаний, умений и навыков в соответствии с принятым стандартом образования;

• научить творчески использовать эти знания, умения и навыки в практической деятельности;

• научить самостоятельно приобретать знания;

• расширить общий кругозор для выбора дальнейшего пути получения образования и профессионального самоопределения.

Во-вторых, развивающая функция обучения. В процессе овладения сис­темой знаний, умений и навыков происходит развитие:

• логического мышления (абстрагирование, конкретизация, сравне­ние, анализ, обобщение, сопоставление и др.);

• воображения;

  • различных видов памяти (слуховой, зрительной, логической, ассо­циативной, эмоциональной и т. п.);
  • качеств ума (пытливость, гибкость, критичность, креативность, глу­бина, широта, самостоятельность);
  • речи (словарный запас, образность, ясность и точность выражения мысли);
  • познавательного интереса и познавательных потребностей;
  • сенсорной и двигательной сфер.

Таким образом, реализация этой функции обучения обеспечивает раз­витый интеллект человека, создает условия для постоянного самообразова­ния, разумной организации интеллектуальной деятельности, осознанного профессионального образования, творчества.

В-третьих, воспитывающая функция обучения. Процесс обучения как процесс взаимодействия учителя и учащихся объективно имеет воспиты­вающий характер и создает условия не только для овладения знаниями, умениями и навыками, психического развития личности, но и для воспита­ния, социализации личности. «Наука, — писал Н. И. Пирогов, — нужна не только для одного только приобретения сведений... в ней кроется — иног­да глубоко и потому для поверхностного наблюдателя незаметно — другой важный элемент — воспитательный. Кто не сумеет им воспользоваться, тот еще не знает всех свойств науки и выпускает из рук своих такой рычаг, ко­торым можно легко поднять большие тяжести».

Воспитывающая функция проявляется в обеспечении:

  • осознания учеником своей учебной деятельности как социально зна­чимой;
  • формирования его нравственно-ценностных ориентиров в процессе овладения знаниями, умениями и навыками;

воспитания нравственных качеств личности;

• формирования положительных мотивов учения;

  • формирования опыта общения между учащимися и сотрудничества с учителями в учебном процессе;
  • воспитательного воздействия личности учителя как примера для подражания.

Таким образом, овладевая знаниями об окружающей действительности и о себе, учащийся приобретает способность принимать решения, регули­рующие его отношение к действительности. Одновременно он познает мо­ральные, социальные и эстетические ценности и, переживая их, формирует свое отношение к ним и создает систему ценностей, которыми руковод­ствуется в практической деятельности. Важно и отношение учителя к про­цессу обучения. «Хочешь наукой воспитать ученика, люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят и тебя и науку, и тывоспитаешь их; но ежели ты сам не любишь ее, то сколько бы тыни заставлял учить, наука не про­изведет воспитательного влияния», — писал Л. Н. Толстой.

Кроме образовательной, воспитательной и развивающей функций обу­чения, некоторые ученые выделяют еще побудительную и организующую. Процесс обучения необходимо строить так, чтобы он побуждал к дальней­шим учебно-познавательным действиям обучаемых, организовывал их на познание нового.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: