Функции и роль денег

Функции (от лат. function-исполнение) характеризуют особенности использования денег. Их можно рассматривать как формы проявления сущности денег. По вопросу функций, которые выполняются деньгами, существуют разные подходы.

Одни авторы выделяют три функции денег: средства обращения или обмена (покупки товаров и услуг, а также уплаты долгов); средства измерения и сравнения стоимостей (учетная функция); средства сохранения (накопления) стоимости (накопительная функция). [1]

Еще одна группа экономистов называет (также в различной последовательности) такие четыре функции, как меры стоимости, средства обращения, средства накопления и средства платежа.

Среди российских экономистов преобладает концепция, согласно которой деньги выполняют пять функций:

· меры стоимости (соизмерения стоимостей);

· средства обращения (покупательного средства);

· средства накопления (сбережения);

· средства платежа (платежного средства);

· мировых денег.

Сущность денег проявляется через выполняемые ими функции. Вместе с тем эти функции могут выполняться только при участии людей. Такой подход к функциям денег означает, что деньги представляют инструмент экономических отношений в обществе.

Первой функцией денег является функция меры стоимости, которая заключается в том, что деньги служат для измерения и сравнения стоимостей различных товаров и услуг. Мера стоимости является основной функцией денег.

Функция меры стоимости отражает отношение товара к деньгам, как всеобщему эквиваленту. Для сравнения цен разных по стоимости товаров необходимо выразить их в одинаковых денежных единицах.

Между деньгами как мерой стоимости и деньгами как масштабом цен имеются существенные различия. Деньги как мера стоимости относятся ко всем остальным товарам, возникают стихийно, изменяются в зависимости от количества общественного труда, затраченного на производство денежного товара. Масштаб цен тем лучше выполняет свое назначение, чем реже изменяется его основа - единица масштаба.

Понятие занятости населения
Источником рабочей силы является человек. Но не каждый человек может быть работником. Трудовые ресурсы — это часть населения страны, обладающего необходимым физическим развитием, умственными способностями и знаниями для работы. Не входят в состав трудовых ресурсов дети и лица пожилого возраста. Также не являются трудовыми ресурсами люди, потерявшие трудоспособность или не обладающие ею, например инвалиды или больные, длительное время находящиеся на лечении. Поэтому численность трудовых ресурсов в стране всегда меньше численности населения. В России, например, трудовые ресурсы составляют около 58% населения страны. Для человека возможность трудиться обусловлена разными обстоятельствами. Основное из них — рабочий возраст, который имеет определенные физиологические границы. В России трудоспособный возраст для мужчин установлен от 16 до 60 лет, для женщин — от 16 до 55 лет. На продолжительность трудоспособного возраста может влиять специфика труда, которая снижает верхнюю его границу, например для балерины, профессионального спортсмена или военного. В состав трудовых ресурсов включаются часть лиц моложе 16 лет и лица пенсионного возраста, которые практически работают по найму или самостоятельно. Население, входящее в состав трудовых ресурсов, можно разделить на две группы: экономически активное население и экономически неактивное население. Экономически активное население охватывает всех фактически занятых в народном хозяйстве страны. Это население обеспечивает предложение рабочей силы в обществе. Экономически неактивное население — это лица трудоспособного возраста, которые по различным причинам не заняты в народном хозяйстве. К ним относятся учащиеся, студенты, слушатели и курсанты, аспиранты дневной формы обучения, лица, получающие пенсию при потере кормильца, занятые уходом за детьми или за больными родственниками, лица, не имеющие работы, или те, которым нет необходимости работать, чтобы обеспечить себе средства для существования. Термин "экономически активное население" часто встречается в экономике труда, так как он характеризует состояние трудовых ресурсов страны. Рассмотрим его подробнее. Экономически активное население может состоять из наемных работников и из лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, в том числе работодателей. Наемными работниками, могут быть гражданское население и военнослужащие, находящиеся на действительной военной службе по призыву или контракту. Кроме того, экономически активное население делится на занятых и безработных. Занятость — это термин, характеризующий состояние человека, включенного в общественно полезную деятельность, связанную с удовлетворением его личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству страны и приносящую, как правило, заработок (трудовой доход). В число занятых включаются лица обоего пола старше 16 лет, а также младших возрастов, которые выполняют работу по найму за вознаграждение. Занятое население может работать на условиях полного или неполного рабочего времени. Полное рабочее время характеризует работу в течение времени, установленного трудовым законодательством, но не более 40 ч в неделю, а для некоторых профессий, например учителей и врачей, — 36 ч в неделю. Неполное рабочее время характеризует работу меньшей продолжительности, чем установлено нормой трудового законодательства. Так, женщина, имеющая малолетнего ребенка, может работать не 8 ч, а лишь 3 или 4 ч в день. Соответственно оплата ее труда будет производиться за отработанное время или согласно выработке. В экономике труда используется понятие "неполная занятость". Причинами неполной занятости являются объективные факторы, например структурная перестройка в стране или на предприятии, отсутствие заказов на производство, технический прогресс. Под влиянием этих причин изменяется спрос на рабочую силу и требуется меньшая численность работников. При переходе к рыночным отношениям многие предприятия, не желая допускать массового увольнения, прибегают к использованию неполной занятости и тем самым оказывают своим работникам определенную социальную поддержку. Действие рыночного механизма таково, что предприятие, чья продукция не пользуется спросом, должно закрыться. Однако нынешние задачи обеспечения роста благосостояния населения часто достигаются путем повышения занятости. К числу занятого населения относят лиц, временно отсутствующих на работе по болезни, из-за отпусков, отгулов, забастовок, выходных, работающих на семейном подряде, и др. Занятым населением не считаются безработные, выполняющие общественные работы, а также учащиеся и студенты, работающие на сельхозработах по направлениям учебных заведений. Занятое население может заниматься каким-либо делом самостоятельно или у отдельных работодателей, может работать на основной или дополнительной работе. Основная работа для работника — это та, где находится его трудовая книжка. Если же у работника нет трудовой книжки, то основной работой считается та, которую как таковую признает сам работник или где он отработал больше часов. Дополнительная работа — это любое совместительство, случайная или разовая работа.
Безработица в обществе
Безработица является одной из главных социальных проблем рыночного общества, которая обусловлена экономическими причинами. В условиях безработицы, во-первых, общественные ресурсы недоиспользуются и, во-вторых, часть населения имеет очень низкие доходы. Экономически безработицу можно считать закономерным явлением, так как она связана с нормальным действием механизма рынка: избыток (как и недостаток) рабочей силы ведет к развитию прогрессивных и эффективных видов деятельности и к исчезновению предприятий-банкротов. Но с социальной точки зрения безработица, несомненно, является злом: она ведет к обострению социальных проблем и общественной напряженности, в том числе вызывает рост преступности. Потеря работы воспринимается человеком как психическая травма, которая сопровождается сильным стрессом. Человек без работы, не принося пользы обществу, живет на средства вспоможения от государства, которые позволяют поддерживать его существование на минимальном уровне. Поэтому безработица — сложная и серьезная проблема даже для экономически развитых стран. Безработица характеризует такое состояние общества, когда часть способных и желающих трудиться по найму людей не могут найти себе работу по специальности или вообще трудоустроиться. Различают несколько видов безработицы: 1. структурная — характеризует невозможность трудоустройства из-за различий в структуре спроса и предложения рабочей силы. Ее причиной являются экономические процессы функционирования рынка, когда в какие-то периоды в отдельных регионах возникает спрос на некоторые профессии при отсутствии там соответствующего предложения рабочей силы, и наоборот; 2. фрикционная — связана с постоянным естественным движением населения, например в связи с изменением семейного положения работника, рождением ребенка, учебой, болезнью родных или близких, переездом на новое местожительство и др. Фрикционные причины мешают работнику быстро трудоустроиться по своей профессии в соответствии с квалификацией; 3. циклическая — связана с фазами циклов воспроизводства, в частности фазами кризиса и депрессии. Разновидностью этого вида безработицы является застойная безработица, которая имеет место в странах и регионах, пораженных экономическим спадом, когда работодатели из-за уменьшения спроса на свою продукцию вынуждены сокращать численность работников; 4. скрытая — характеризуется ситуацией в обществе, когда работник вынужден соглашаться на работу на условиях неполного рабочего времени (дня, недели или месяца). Этот вид безработицы связан с наличием незанятого населения в обществе по причине, как правило, экономической нестабильности, когда спрос на рабочую силу меньше предложения. Скрытая безработица иногда неверно трактуется как скрытая от регистрации безработица; 5. добровольная — означает, что работник не желает трудиться за предлагаемую ему заработную плату или по предлагаемой профессии на предприятии, ожидая более подходящей работы; 6. вынужденная — означает любой вид безработицы, кроме добровольной. Но в отличие от других видов вынужденная безработица характеризует такую ситуацию, когда на предприятии в соответствии с отраслевым или коллективным соглашением установлена фиксированная на определенный срок заработная плата, которая не устраивает работников. В ожидании пересмотра размера заработной платы может возникнуть вынужденная безработица. Кроме указанных, различают безработицу среди наиболее незащищенных слоев населения: женщин, молодежи, лиц старшего возраста, инвалидов, мигрантов и др. В зависимости от времени нахождения без работы безработица может быть продолжительной, длительной и застойной. Продолжительная безработица наблюдается при отсутствии работы в течение 4—8 месяцев. Для продолжительной безработицы характерны начало деквалификации работника, потеря (в определенной степени) культуры труда, появление неуверенности в себе, нежелание искать работу самостоятельно, привыкание к низкому уровню жизни. Длительной считается безработица продолжительностью 8—18 месяцев. В этих условиях начинаются общая деквалификация работника, потеря трудовых навыков и способности интенсивно работать в течение необходимого времени. Происходит утрата работником психологической уверенности в себе. Застойная безработица продолжается более 18 месяцев. В этих условиях наступает деградация трудового потенциала человека. Общие меры трудовой реабилитации дают незначительные результаты. Считается, что для восстановления у человека прежнего отношения к труду необходим индивидуальный, подход. Учет лиц, потерявших работу, по длительности времени безработицы позволяет службам занятости вести более адресную работу с различными слоями населения. Время нахождения без работы учитывается также при определении размера пособия по безработице: с удлинением этого времени уменьшается размер пособия. Для анализа состояния безработицы рассчитывается ее уровень. Уровень безработицы (Уб) определяется отношением числа официально зарегистрированных безработных к числу экономически активного населения (в %): Уб = Б/ЭАН * 100% где Б — официально зарегистрированные безработные; ЭАН —- экономически активное население, человек. Считается, что в нормально функционирующем в условиях рынка обществе средний уровень безработицы может составлять 5—7%. На его величину оказывают влияние как общее состояние экономики в стране, так и особенности локального рынка. Безработным считается трудоспособный человек, не имеющий места работы и заработка, зарегистрированный в службе занятости в целях поиска подходящей работы, ищущий ее и готовый приступить к ней. Таким образом, человек признается безработным, если он не только не имеет работы, но и занимается ее поиском и готов к ней приступить. Не относятся к числу безработных: граждане, не достигшие 16 лет; лица, получающие пенсии по старости; лица, отказавшиеся в течение 10 дней со дня обращения в службу занятости от двух вариантов подходящей работы, а впервые ищущие работу — от двух предложений по профессиональной переподготовке или места работы, в том числе временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа дважды. Человек, не зарегистрированный службой занятости, имеет право снова обратиться в нее через две недели. Решение о признании гражданина безработным принимает служба занятости по месту его жительства не позднее 11 дней после обращения. При обращении с просьбой о регистрации гражданин должен предъявить паспорт, трудовую книжку, документ, удостоверяющий его профессиональную квалификацию, и справку о средней заработной плате за последние три месяца работы, а для лиц, впервые ищущих работу, еще и документ об образовании. Работа, предлагаемая безработному, должна быть подходящей. Подходящая работа, в том числе временная, соответствует профессиональной пригодности работника, т. е. учитывает уровень его профессиональной подготовки, прежнюю работу, состояние здоровья и транспортную доступность рабочего места. Оплачиваемая работа, требующая или не требующая предварительной подготовки, считается подходящей для граждан:
  • впервые ищущих работу и не имеющих профессии;
  • отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию, получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания 12-месячного периода безработицы;
  • состоящих на учете в службе занятости более 18 месяцев, а также не работавших более трех лет;
  • обратившихся в службу занятости после окончания сезонных работ.
Предусмотрены следующие виды государственных гарантий социальной поддержки безработных:
  • выплата пособия по безработице;
  • выплата стипендии в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации;
  • возможность участия в оплачиваемых общественных работах;
  • возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению службы занятости;
  • оплата временной нетрудоспособности граждан до их признания безработными.
Предусматривается следующий порядок установления размера пособия по безработице. Пособие по безработице устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы. Для граждан, ищущих работу впервые, пособие назначается в размере минимальной заработной платы. Для остальных граждан в размере:
  • за первые три месяца — 75% среднего заработка за последние три месяца по последнему месту работы;
  • следующие четыре месяца — 60% среднего заработка;
  • в дальнейшем — 45% среднего заработка.
Максимальный размер пособия не должен превышать среднюю заработную плату по области (республике), но и не быть ниже минимальной заработной платы. Устанавливается срок выплаты пособия: в большинстве случаев — не более 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 1,5 года, т. е. с учетом возможного обучения, болезни или иной уважительной причины пособие безработному выплачивается не более 18 месяцев. Выплата пособия производится не реже двух раз в месяц при условии прохождения безработным перерегистрации. Выплата пособия может быть прекращена, приостановлена или сокращен его размер. Выплата пособия по безработице может быть прекращена в случаях:
  • трудоустройства безработного;
  • прохождения им профессиональной подготовки, повышения квалификации по направлению службы занятости, т. е. с момента получения стипендии;
  • длительной неявки безработного в службу занятости без уважительной причины;
  • переезда в другую местность;
  • получения пособия обманным путем;
  • осуждения лица, получавшего пособие;
  • назначения пенсии по закону.
Выплата пособия по безработице может быть приостановлена до истечения трех месяцев в случаях:
  • отказа безработного от двух вариантов подходящей работы;
  • увольнения с последнего места работы за виновные действия, в том числе за нарушения трудовой дисциплины;
  • нарушения условий и сроков перерегистрации в качестве безработного;
  • самовольного прекращения обучения по направлению службы занятости.
Размер пособия по безработице может быть сокращен на 25% на срок до одного месяца в случаях:
  • неявки без уважительной причины на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления службы занятости;
  • отказа без уважительных причин явиться в службу занятости для получения направления на работу (учебу).
Выплата пособия по безработице не производится в периоды:
  • временной нетрудоспособности безработного;
  • отпуска по беременности и родам;
  • выезда безработного из места постоянного проживания в связи с заочным или вечерним обучением в учреждениях профессионального образования;
  • призыва на военные сборы.
Размер стипендии за время обучения безработного определяется следующим образом:
  • гражданам, имевшим до безработицы непрерывный стаж работы не менее 26 недель, — 75% среднего, заработка за последние три месяца работы по последнему месту работы;
  • гражданам, имеющим перерыв в работе более одного года или ищущим работу впервые, — в размере стипендии учебного заведения соответствующего профиля.
Кроме того, устанавливаются минимальные и максимальные границы размера стипендии. Размер стипендии может быть уменьшен на 25% или ее выплата приостанавливается до одного месяца в случаях неуспеваемости или нерегулярного посещения занятий обучаемым безработным без уважительной причины, Время нахождения без работы для официально зарегистрированного безработного включается в его общий трудовой стаж. При установлении порядка назначения и выплаты пособия по безработице во многих странах в целом применяют единые подходы. Прежде всего учитываются предыдущий трудовой стаж, средняя заработная плата работника и число иждивенцев в семье. В ряде стран порядок выплаты пособия имеет свои особенности. Например, во Франции и в Дании отсутствует государственная система обеспечения пособиями; здесь действуют частные системы страхования от, безработицы под контролем профсоюзов. В Великобритании и Германии работник должен предварительно регулярно выплачивать так называемые страховые взносы от безработицы. В Бельгии, Дании и Ирландии работник, уволенный с предприятия за участие в забастовке, не может быть зарегистрирован службой занятости в качестве безработного. В настоящее время в России проводится работа по совершенствованию практики выплаты пособия по безработице с учетом опыта, накопленного зарубежными странами.
Государственная политика в области занятости населения
Постоянное поддержание определенного уровня занятости населения — сложная проблема для любой страны, в том числе имеющей многовековые рыночные традиции. Считается, что в сфере занятости рынок не может оказывать автоматического влияния на процесс саморегулирования. Поэтому во всех странах рыночной ориентации проводится политика регулирования занятости на основе, применения постоянных, гибких по формам и средствам мер воздействия на сферу занятости. Обеспечение более полной и эффективной занятости населения является одной из важнейших задач любого демократического общества. Государственная политика в области занятости должна решать два основных вопроса: во-первых, удовлетворение потребности в рабочей силе функционирующего инвестирующего капитала. Энергично и прибыльно функционирующий капитал — лучшее свидетельство эффективного использования рабочей силы; во-вторых, обеспечение рабочими местами трудоспособного населения как условие нормального существования людей. Забота о благосостоянии населения является традиционной функцией государства. Политика российского государства в области занятости осуществляется по следующим направлениям:
  • обеспечение равных возможностей трудоустройства всем гражданам страны независимо от пола, национальности, возраста, социального положения и вероисповедания;
  • соблюдение добровольности труда, свободного воле-изъявления граждан при выборе вида занятости;
  • обеспечение социальной защиты в области занятости;
  • поддержка самостоятельности регионов при проведении централизованных мероприятий государства в решении проблем занятости;
  • поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности;
  • координация деятельности в области занятости с другими направлениями деятельности государственных органов — экономическими и политическими, включая социальное обеспечение, регулирование и распределение доходов;
  • поощрение работодателей, создающих новые рабочие места;
  • обеспечение занятости для малочисленных народов с учетом исторически сложившихся видов занятости;
  • международное сотрудничество в решении проблем занятости.
Государственная политика занятости в стране направлена не только на регулирование общих процессов в сфере труда, но и на осуществление их в рамках мер, разработанных для регулирования локальных (региональных) рынков труда. Схожие по регионам тенденции функционирования рынка труда определяют эффект при едином подходе к решению проблем занятости, особенно в расчете на перспективу. Для каждого региона в соответствии с особенностями рынка вообще, и рынка труда в частности, разработаны дифференцированные подходы к мерам регулирования, установлен их приоритет: 1) для Центрального, Волго-Вятского и Уральского регионов: совершенствование профессиональной переподготовки высвобождаемых работников; создание новых рабочих мест; поддержание и оказание помощи в развитии процессов самозанятости; поощрение миграции населения; диверсификация источников средств финансирования региональных программ занятости; 2) для Западно-Сибирского, Восточно-Сибирского и Дальневосточного регионов: оценка перспектив занятости в базовых отраслях регионов; поддержка диверсификации производства на основе более полного использования богатых ресурсов регионов; поддержка традиционных видов занятости коренного населения; расширение спектра профессий и специальностей при подготовке и переподготовке кадров; образовательное и финансовое содействие развитию самозанятости и мелкому бизнесу; 3) для Поволжского, Центрально-Черноземного и Северо-Кавказского регионов: углубление агропромышленного профиля подготовки и переподготовки работников; содействие развитию самозанятости населения; активное содействие усилению агропромышленной специализации регионов; создание новых рабочих мест, особенно в сфере услуг. Государственная политика регулирования занятости в различных странах выработала различные подходы к решению проблемы. Например, в Германии принят закон о содействии занятости, предусматривающий оказание помощи во временной занятости пожилым людям и инвалидам, По закону фирме, нанимающей работников старше 50 лет, предоставляются займы и субсидии, направляемые в дальнейшем на доплаты этим работникам. Подобный подход применяется и по отношению к молодежи, В США государство полностью освобождает от налогов те средства, которые направляются фирмой на обучение молодежи. Кроме того, предприятия, где организована подготовка лиц в целях их дальнейшего использования для собственных нужд, полностью или частично освобождаются от уплаты взносов в фонд социального страхования. В Великобритании работники государственных служб занятости заблаговременно посещают предприятия, подлежащие серьезной реорганизации, с целью выявления требуемой переориентации работников. Во Франции действует национальная ассоциация профессиональной подготовки для решения проблем переориентации. Услугами этой ассоциации могут воспользоваться предприниматели, заключившие с ней контракт. В Дании для лиц, не имеющих работу более полугода, составляются индивидуальные планы поиска работы и подготовки к ней. При проведении государственной политики занятости все большее значение приобретают конвенции и рекомендации Международной организации труда (МОТ). Разрабатываются различные конвенции в области труда и его оплаты на основе применения современных правил и подходов. Международная организация труда была создана в 1919 г. с целью содействия общественному прогрессу, повышения благосостояния населения, улучшения условий труда и защиты прав человека на основе установления и поддержания эволюционным путем социального мира между различными слоями общества. Для достижения этих целей МОТ решает следующие задачи: 1. разрабатывает согласованную политику и программы, направленные на решение социально-трудовых проблем; 2. разрабатывает и принимает международные трудовые нормы в виде конвенций и рекомендаций для реализации принятой политики; 3. помогает странам-участницам в решении проблем занятости и сокращения безработицы; 4. защищает права человека, в частности на труд и на объединения, защищает человека от принудительного труда, дискриминации и т.п.; 5. организует и ведет борьбу с бедностью, за улучшение жизненных условий трудящихся, развитие социального обеспечения; 6. разрабатывает программы в области улучшения условий труда и производственной среды, техники безопасности и гигиены труда, охраны и восстановления окружающей среды; 7. содействует организациям трудящихся и предпринимателей в их работе совместно с правительством по регулированию социально-трудовых отношений; 8. разрабатывает меры по защите наиболее уязвимых групп трудящихся — женщин, молодежи, пожилых людей, трудящихся-мигрантов. Деятельность МОТ ведется как на макро-, так и на микроэкономическом уровне. Меры макроэкономического характера охватывают область минимальной заработной платы, уровень жизни работников, инфляционные процессы. Меры микроэкономического характера охватывают область переобучения, создания системы непрерывного образования и др. Результатом работы МОТ являются конвенции и рекомендации, которые применяют правительства многих стран, заботящихся о собственном авторитете. Конвенция МОТ — это международный договор, который должен быть ратифицирован и соблюдаться государствами-членами. Рекомендация МОТ представляет собой ориентир для отдельного государства в выработке политики, разработке национального законодательства и практических мер в социально-трудовой сфере. Разработками МОТ могут пользоваться как правительственные структуры, так и представители организаций трудящихся и предпринимателей. В настоящее время МОТ стала, по существу, международным координатором работ по организации труда, ведутся работы в области охраны, гигиены труда и производственной среды. В вопросах заработной платы МОТ не ставит своей целью унификацию подходов. Главное — достижение гарантий оплаты труда, обеспечивающей удовлетворительные условия жизни и признание принципа равенства вознаграждения за равный труд. Уделяется внимание индексации заработной платы, оценке и оплате труда по результатам.

11 Инфля́ция (лат. Inflatio — вздутие) — повышение общего уровня цен на товарыи услуги. При инфляции за одну и ту же сумму денег по прошествии некоторого времени можно будет купить меньше товаров и услуг, чем прежде. В этом случае говорят, что за прошедшее время покупательная способность денег снизилась, деньги обесценились — утратили часть своей реальной стоимости.

Противоположным процессом является дефляция — снижение общего уровня цен (отрицательный рост). В современной экономике встречается редко и краткосрочно, обычно носит сезонный характер. Например, цены на зерновые сразу после сбора урожая обычно снижаются. Длительная дефляция характерна для очень немногих стран. Сегодня примером дефляции может служить экономика Японии (в пределах −1 %). Известны примеры, когда политика правительства приводила к длительному периоду снижения розничных цен при постепенном повышении заработной платы (например, в СССР в последние годы жизниСталина и при правительстве Людвига Эрхарда в Западной Германии начиная с 1950 года).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: