double arrow

Адвокатура в Российской Федерации

Адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и является институтом гражданского общества. Адвокатура призвана защищать права, свободы и интересы граждан и юридических лиц, а также обеспечивать доступ к правосудию. Уровень развития адвокатуры — индикатор состояния демократии в обществе, один из признаков защищенности прав человека.

Адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления (ст. 3 Закона об адвокатской деятельности).

Адвокатура — негосударственное и некоммерческое добровольное профессиональное объединение квалифицированных юристов, обладающих статусом адвоката, созданное для оказания юридической помощи физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав и законных интересов (ст. 3 указанного Закона).

Таким образом, сущность адвокатуры заключается в том, что это:

негосударственная структура. Она не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, не создается государством и не финансируется государством;

добровольное объединение юристов - профессионалов, обладающих статусом адвоката, организованное на основании закона, в целях оказания юридической помощи всем, кто в ней нуждается;

некоммерческая организация. Адвокатура не преследует цель извлечения прибыли. Вознаграждение адвокатов — этот не прибыль, а оплата их труда. Кроме того, в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь адвокатами оказывается бесплатно.

институт гражданского общества.

Адвокатура призвана представлять и защищать негосударственный, а частный интерес. Свои функции она осуществляет путем оказания квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав и свобод.

Адвокатура организована и действует на основе следующих принципов: законности, независимости, самоуправления, корпоративности, а также принципа равноправия адвокатов.

Принцип законности означает, что организация и деятельность адвокатуры должны соответствовать действующему законодательству. Органы адвокатуры и формы адвокатских образований создаются в строгом соответствии с Законом об адвокатской деятельности и адвокатуре. Адвокат обязан осуществлять защиту и представительство своего доверителя только законными средствами, добиваться восстановления нарушенного права доверителя законными средствами.

Принцип независимости адвокатуры выражается, прежде всего, в том, что органы государства (в том числе Минюст России, прокуратура РФ, МВД России, суд) не вправе вмешиваться в организацию и функционирование адвокатских образований. Численный состав, штаты, смета доходов и расходов является компетенцией органов самоуправления адвокатуры. Адвокатские образования и органы самоуправления адвокатуры организованы не при судах, а по территориальному принципу.

Адвокатские образования и органы самоуправления адвокатуры также не могут вмешиваться в производство по конкретному делу. Адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам. Он самостоятельно принимает решения и осуществляет действия, входящие в круг его профессиональных полномочий.

В целях обеспечения доступности для населения юридической помощи и содействия адвокатской деятельности органы государственной власти обеспечивают гарантии независимости адвокатуры, осуществляют финансирование деятельности адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством РФ, а также при необходимости выделяют адвокатским образованиям служебные помещения и средства связи.

Принцип самоуправления адвокатуры выражается в том, что адвокатское сообщество управляет своими делами самостоятельно, через свои органы самоуправления (съезды, конференции, собрания, советы адвокатских палат, ревизионные комиссии, квалификационные комиссии, президентов). Наиболее важные вопросы адвокатской деятельности обсуждаются на Всероссийском съезде адвокатов, конференциях (собраниях) адвокатов адвокатских палат субъектов РФ, решения которых являются обязательными для исполнения адвокатским сообществом. Органы самоуправления адвокатуры формируются адвокатами самостоятельно, без вмешательства извне.

Принцип корпоративности адвокатуры заключается в том, что адвокатура представляет единый социальный институт, основанный на добровольном союзе лиц, объединенных общими интересами, задачами и целью обеспечить профессиональную защиту доверителей. Все лица, занимающиеся адвокатской деятельностью, являются членами профессиональной единой корпорации. Каждый адвокат является членом одной адвокатской палаты субъекта РФ, а адвокатская палата субъекта является членом Федеральной палаты адвокатов РФ. Адвокаты обязаны соблюдать правила установленные адвокатской корпорацией (Кодекс профессиональной этики адвоката, утвержденный первым Всероссийским съездом адвокатов, устав и решения органов адвокатуры). Корпоративность как принцип организации и деятельности адвокатуры оберегает ее от возможного вмешательства извне, обеспечивает адвокатам уверенность и защищенность своей деятельности.

Принцип равноправия адвокатов выражается в том, что лицо, получившее в установленном законом порядке статус адвоката, и избравшее форму адвокатского образования, становится полноправным членом профессиональной корпорации. Адвокат вправе осуществлять любой вид юридической помощи, предусмотренной законом, представлять доверителя в любых органах государственной власти, судах, в органах местного самоуправления на всей территории Российской Федерации. При этом объем полномочий адвоката не зависит от стажа его работы по юридической специальности, продолжительности его адвокатской практики. Адвокат вправе по своему усмотрению избрать любую форму адвокатского образования, предусмотренную законом.

Адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном Законом об адвокатской деятельности, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию (п. 1 ст.1 Закона об адвокатской деятельности).

Адвокатская деятельность включает различные виды юридической помощи. К ней относится:

— дача консультаций и справок по правовым вопросам, как в устной, так и письменной форме;

— составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;

— представление интересов доверителя в конституционном судопроизводстве;

— участие в качестве представителя доверителя в гражданском и административном судопроизводстве;

— участие в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях;

— участие в качестве представителя доверителя в разбирательстве дел в третейском суде, международном коммерческом арбитраже (суде) и иных органах разрешения конфликтов;

— представление интересов доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях;

— представление интересов доверителя в органах государственной власти, судах и правоохранительных органах иностранных государств, международных судебных органах, негосударственных органах иностранных государств, если иное не установлено законодательством иностранных государств, уставами документами международных судебных органов и иных международных организаций или международными договорами РФ;

— участие в качестве представителя доверителя в исполнительном производстве, а также при исполнении уголовного наказания;

— участие в качестве представителя доверителя в налоговых правоотношениях.

Адвокат вправе оказывать и иную юридическую помощь, не запрещенную федеральным законом.

Адвокаты иностранных государств могут оказывать юридическую помощь на территории РФ только по вопросам права данного иностранного государства. Для занятия адвокатской деятельностью адвокаты иностранных государств должны пройти регистрацию в федеральном органе государственной власти в области юстиции в специальном реестре. Положение о ведении реестра адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории РФ, утверждено постановлением Правительством РФ от 19 сентября 2003 г. № 584

Не является адвокатской деятельностью юридическая помощь, оказываемая:

— работниками юридических служб юридических лиц (организаций), а также работниками органов государственной власти и органов местного самоуправления;

— участниками и работниками организаций, оказывающих юридические услуги, а также индивидуальными предприниматели;

— нотариусами, патентными поверенными, за исключением случаев, когда в качестве патентного поверенного выступает адвокат, либо другими лицами, которые законом специально уполномочены на ведение своей профессиональной деятельности (п. 3 ст. 1 Закона об адвокатской деятельности).

Действие указанного Закона не распространяется также на органы и лиц, которые осуществляют представительство в силу закона. В этом случае они руководствуются отраслевым законодательством РФ — ГПК, УПК РФ и др.

Адвокатская деятельность осуществляется на основе соглашения между адвокатом и доверителем. Соглашение представляет собой гражданско-правовой договор, заключаемый в простой письменной форме между доверителем и адвокатом (адвокатами), на оказание юридической помощи самому доверителю или назначенному им лицу.

Вознаграждение, выплачиваемое адвокату доверителем, и компенсация адвокату расходов, связанных с исполнением поручения, подлежат обязательному внесению в кассу соответствующего адвокатского образования либо перечислению на расчетный счет адвокатского образования в порядке и сроки, которые предусмотрены соглашением.

Оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, устанавливаются Правительством РФ, в частности, постановлением Правительства РФ от 4 июля 2003 г. № 400 «О размере оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда» и от 23июля 2005 г. № 445 «О порядке оказания адвокатами юридической помощи военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, по вопросам, связанным с прохождением военной службы, а также по иным основаниям, установленным федеральными законами».

Адвокаты могут быть участниками государственной системы бесплатной юридической помощи и оказывать бесплатную юридическую помощь гражданам, имеющим право на получение такой помощи (ст. 15, 20 Закона о бесплатной юридической помощи) (подробнее об этом см. гл. 31.2 данного учебника).

При оказании гражданам бесплатной юридической помощи адвокаты руководствуются упомянутым выше Законом и Законом об адвокатской деятельности.

Организация участия адвокатов в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи в субъекте РФ осуществляется адвокатской палатой субъекта РФ.

Адвокатская палата субъекта РФ ежегодно не позднее 15 ноября направляет в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ список адвокатов, участвующих в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи, с указанием регистрационных номеров адвокатов в реестре адвокатов субъекта РФ, а также адвокатских образований, в которых адвокаты осуществляют свою профессиональную деятельность. Этот список адвокатов ежегодно опубликовывается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ заключает с адвокатской палатой субъекта РФ соглашение об оказании бесплатной юридической помощи адвокатами, являющимися участниками государственной системы бесплатной юридической помощи.

Адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, оказывают гражданам бесплатную юридическую помощь на основании соглашения, заключенного в соответствии со ст. 25 Закона об адвокатской деятельности.

Размер, порядок оплаты труда адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и компенсации их расходов на оказание такой помощи определяется законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ (см., например, Закон г. Москвы от 4 октября 2006 г. № 49 «Об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации в г. Москве»; постановление правительства Москвы от 4 декабря 2007 г. № 1040-ПП «О мерах по реализации Закона г. Москвы «Об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации в г. Москве»).

Совет адвокатская палата субъекта РФ определяет размер дополнительного вознаграждения, выплачиваемого за счет средств адвокатской палаты адвокату, оказывающему юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи и (или) участвующему в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда либо в качестве представителя в гражданском судопроизводстве по назначению суда, и порядок выплаты такого дополнительного вознаграждения (п. 6 ч. 3 ст. 31 Закона о бесплатной юридической помощи).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: