Исторический очерк о Российском нотариате

Первые упоминания о письменных Законах на Руси относятся ко второй половине IX века. Но документальные записи имеют более ранние упомина­ния. Так, договор князя Олега (912 г.) и договор князя Игоря (945 г.) с греками содержат вполне определенные сведе­ния о письменном совершении юриди­ческих сделок в нашем Отечестве. «Если русский ударит грека или грек русского мечом, копьем или иным орудием, то ви­новный заплатит серебром по Закону Русскому». В X веке, при Святом Влади­мире, упоминается уже о ворах и де­нежном откупе за убийство. Эти первые правовые законы Руси стали предвест­никами будущего российского нотари­ата. С именем Иоанна III Васильевича связано важное событие в истории Руси и летописи нотариата как правового института. Земский собор 7 февраля 1613 г., «...яко едины усты», нарек царем Миха­ила Федоровича. С этого началось на Руси 300-летнее царствование динас­тии Романовых. Именно им, правителям Государства Российского, суждено было продолжить строительство российско­го нотариального института и завершить его «Нотариальным Положением», утвер­жденным императором Александром II 14 апреля 1866 года. Время правления первого Романова – Михаила Федоро­вича – характеризуется активным уча­стием органов правительственной вла­сти в совершении частноправовых ак­тов и подготовке документов, что оказа­ло определенное влияние на постепен­но развивающийся институт российско­го нотариата. Этот факт подтверждает и Указ Михаила Федоровича 1635 г., со­гласно которому «все Договоры займа, поклажи и ссуды должны были совер­шаться непременно письменно под стра­хом их полной недействительности». Акты покупки дворов в Москве записы­вались в Земском приказе.

Активизировалась при первом Рома­нове и деятельность площадных подья­чих, а также думных дьяков в приказах – Разрядном и Посольском. Подобно табеллионам, которые в Древнем Риме составляли юридические акты и судебные бумаги, площадные подьячие, а по­зднее и дьяки на Руси занимались ана­логичным промыслом, заложив тем са­мым основы профессии нотариуса. По­дьячие, «кормясь пером», объединялись в свободные артели, цель которых со­стояла в поддержке людей этой профес­сии, оказании взаимной помощи и за­щите от возможных нападок.

В царство­вание Алексея Михайловича был состав­лен Кодекс законов Российского госу­дарства – Соборное Уложение, приня­тое Земским собором. Именно Уложение царя Алексея Михайловича 1649 г. со­здало целую эпоху в развитии российс­кого нотариального института. Оно упо­рядочило и систематизировало действу­ющие до его появления отдельные отры­вочные указы, создало ту основу, на ко­торой впоследствии вырос твердый по­рядок укрепления прав на имущество, принятый в Своде законов в 1832 г. и сохранивший свою силу до принятия в 1866 г. Нотариального Положения. Глав­нейшим преобразованием, имевшим ре­шительное влияние на дальнейшее историческое развитие нотариального дела в России, следует считать создание строгого надзора за площадными подьячими и зависимости их от органов правитель­ственной власти. Указом Петра Великого от 9 декабря 1699 г. предписано «...со­вершать всякие крепости...» не у площадных подьячих на Ивановской пло­щади в Москве, а в соответствующих при­казах, куда надлежало «...присылать раз в два месяца все крепости, совершаемые в городах». 1 января 1700 г. соверше­ние всех крепостей между лицами го­родского сословия в Москве передано во владение Московской ратуше, а тор­говых крепостей – Московской боль­шой таможне. Полной централизацией нотариального дела Петр Великий пред­полагал устранить беспорядки и злоупотребления, которые часто происходили при совершении правовых актов подья­чими на Ивановской площади. Но этот порядок оказался неудобным, поэтому 30 января 1701 г. «было поведено пи­сать крепости по прежнему указу в па­латке Ивановской площади». Надзор за деятельностью площадных подьячих был поручен Оружейной палате. Впослед­ствии «для ближайшего заведования кре­постным делом учрежден особый при­каз крепостных дел, состоявший из не­скольких судей». После учреждения юс­тиц-коллегии в губерниях были образованы самостоятельные особые конторы крепостных дел, состоявшие из писцов и надсмотрщиков. Надзор за деятельно­стью главных контор поручен особому секретарю или комиссару, который на­значался юстиц-коллегией. При Екатери­не II, вместе с упразднением в 1775 г. юстиц-коллегии, совершение крепостных актов было передано Палате гражданс­кого суда, представляющей собой соеди­ненный Департамент юстиции и вотчин­ной коллегии. Для создания органа пуб­личной деятельности, близко стоящего ко всем имущественным оборотам и со­действующего их развитию, Екатерина II делает попытку сокращения излишних формальностей при совершении право­вых актов, предоставляя возможность частным маклерам совершать акты о пе­реходе недвижимых имуществ. С 1781 г. утверждаются маклеры и нотариусы ис­ключительно для торговых сделок и раз­ного рода посредничеств. В период прав­ления Екатерины II в соответствии с но­вым Уложением возникла масса прави­тельственных учреждений нотариально­го характера для наблюдения за правиль­ным и законным совершением различ­ных частно-правовых актов и составле­нием документов, освобожденных от тя­гостного для контрагентов крепостного порядка их совершения. В эпоху великих реформ 60-х годов IX столетия, охвативших все отрасли об­щественной и государственной жизни России, было преобразовано и нотари­альное дело. Вместе с новыми Судебны­ми уставами императора Александра II было выработано и Положение о нотариальной части, в основу которого по­ложены три нотариальных законодатель­ства Западной Европы: французское – 1813 г., австрийское – 1845 г. и бавар­ское – 1861 года. Результатом этой законодательной деятельности стали два проекта – 1863 и 1866 годов. Первый из них, наиболее приближенный к жиз­ни, не прошел через Государственный совет. Второй проект Положения был утвержден 14 апреля 1866 г. Вместе с введением нотариального Положения все прежние нотариусы и маклеры, кро­ме, биржевых, прекратили свою деятель­ность. Отделив, по образцу Запада, нота­риальную часть от судебной, законода­тель создал самостоятельный нотариаль­ный институт с обширным и независи­мым кругом действий. Примечательно, что до начала Первой мировой войны на страницах правовых изданий, газет и журналов проходило непрекращающее­ся обсуждение отдельных статей и раз­делов Положения о нотариальной час­ти, готовился отдельный самостоятель­ный Закон о нотариате, проект которо­го рассматривался несколько раз. Гря­нула революция. Одним из первых дек­ретов советской власти, опубликованных 24 ноября 1917 г., упразднены «буржу­азно-помещичьи» судебные органы. Од­нако в актах новой власти, направлен­ных на слом старого бюрократического аппарата, нотариат впервые упомянут 23 марта 1918 г., когда Совет Народных Ко­миссаров Москвы и Московской губер­нии принял постановление, которым отменил «ныне действующее Положение о нотариальной части» и ввел новое Положение о муниципализации нотари­альных контор.

В период гражданской войны и борьбы с иностранными ин­тервентами гражданский оборот в стра­не был крайне незначительным, и это определило место нотариата в системе государственных органов. Возникла тен­денция к ликвидации нотариата. Обяза­тельные отношения сводились к алимен­тным, семейно-имущественным разделам, бытовой купле-продаже, бытовому под­ряду и не выходили за пределы домаш­него обихода.

С переходом к новой эко­номической политике внимание к нота­риату со стороны органов советской власти усиливается. Декретом Совета На­родных Комиссаров от 2 августа 1921 г. установлено, что свидетельствование сделок и договоров производится нота­риальными столами губернских отделов юстиции и уездных бюро юстиции. Прин­ципиальные вопросы организации и де­ятельности нотариата обсуждались IV Всероссийским съездом деятелей совет­ской юстиции, который открылся 26 ян­варя 1922 г. В печати были опубликова­ны «Тезисы о нотариате», в которых под­черкивалось, что в Советском государ­стве нотариат является государственным учреждением, а все элементы гражданс­ко-правовых отношений между нотари­усами и клиентами, свойственные капи­талистическим странам, по вознаграж­дению за услуги не должны иметь места. 4 октября 1922 г. принято «Положение о государственном нотариате», которое заложило основы советского нотариа­та. 14 мая 1926 г. ЦИК и СНК СССР при­няли Постановление «Об основных принципах организации государствен­ного нотариата», на основе которого в союзных республиках были разработа­ны и приняты аналогичные положения о государственном нотариате.

По мере изменения и развития экономических и социальных условий, совершенство­вания материального и процессуально­го законодательства в республиканское законодательство о нотариате включи­лись необходимые уточнения и изме­нения. В РСФСР «Положения о государ­ственном нотариате» в новых редакци­ях утверждались 30 июля 1930 г., 31 декабря 1947 г., 30 сентября 1965 г. Шестая сессия Верховного Совета СССР VIII созыва 19 июля 1973 г. приняла Закон СССР «О государственном нотари­ате». Спустя почти 20 лет в Россию вер­нулся свободный нотариат -11 фев­раля 1993 г. Верховным Советом Рос­сийской Федерации приняты «Основы законодательства РФ о нотариате». Ко­миссия по историческому наследию российского нотариата считает, что по­скольку первым официальным и значи­тельным нормативным актом в России, касающимся судьбы нотариата, является «Положение о нотариальной части», утвержденное 14 апреля 1866 г.

4.13. Краткий словарь по учебной дисциплине
«Правоохранительные органы Российской Федерации».

Адвокатура – профессиональное сообщество адвокатов, осуществляющее оказание квалифицированной юридической помощи фи­зическим и юридическим лицам (доверителям) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

Адвокат – лицо, получив­шее в установленном федеральным законом порядке статус адвока­та и право осуществлять адвокатскую де­ятельность. Адвокат является независи­мым советником по правовым вопросам. ФЗ РФ от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» предусматривает, что адвокаты могут осуществлять свою деятельность в различных организационных формах по своему выбору: единолично, учредив адвокатский кабинет, а также в составе адвокатских бюро, адвокатских коллегий и юридических консультаций.

Адвокатская деятельность – одно из направлений правоохранительной деятельности в РФ; квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессио­нальной основе адвокатами. Адвокатская деятельность не явля­ется предпринимательской. Включает в себя предоставление устных и письменных консультаций, составление юридических документов, представительство интересов лица в отношениях с государством либо иными публично-правовыми образованиями, юридическими или физическими лицами, в том числе в органах судопроизводства по всем категориям дел. Адвокат вправе оказывать любую юридическую помощь, не запрещенную федеральным законом. Вместе с тем, Закон об адвокатуре (п.4 ст.6) устанавливает случаи, когда адвокат не вправе оказывать услуги доверителю (например, исполнять поручение, имеющее заведомо незаконный характер).

Адвокатское образование – одна из перечисленных в ст. 20 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» организационных форм: адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро и юридическая консультация.

Адвокатское бюро – коллективная форма осуществления адвокатской деятельности. Адвокатское бюро учреждается путем заключения не учредительного(как в коллегии), а партнерского договора, не требующего нотариального удостоверения; принятия устава не требуется; юридическая помощь оказывается от имени всех партнеров, а не отдельного адвоката. Соглашение с клиентом, обратившимся за юридической помощью в адвокатское бюро, заключается не адвокатом от своего имени, а от имени всех адвокатов бюро руководящим партнером либо иным партнером – на основании выданных всеми партнерами доверенностей.

Адвокатский кабинет – организационная форма индивидуальной адвокатской деятельности. Индивидуальный характер деятельности в данном случае означает, что адвокат осуществляет свою деятельность, не объединяясь организационно с другими адвокатами на постоянной основе. Адвокатский кабинет не является юридическим лицом. Отношения адвоката с клиентом регулируются соглашением об оказании юридической помощи, которое является либо договором поручения, либо договором.

Арбитражные суды – федеральные суды, входящие в судебную систему РФ и осуществляющие судебную власть при разрешении экономических споров, возникающих из гражданских, административных и иных правоотношений между юридическими лицами и гражданами-предпринимателями.

Арбитражные суды субъектов РФ – основное звено в системе арбитражных судов. Создаются в республиках, краях и др. субъектах РФ, рассматривают отнесенные к их компетенции дела в качестве суда первой и апелляционной инстанции.

Арбитражные апелляционные суды – суды по проверке в апел­ляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбит­ражных судов субъектов РФ, принятых ими в первой ин­станции. 20 таких судов – по два в каждом арбитражном округе должны быть созданы до 1.1.2006 г.

Арбитражные заседатели – граждане РФ, наделен­ные в порядке, установленном законом, полномочиями по осуществлению правосудия при рассмотрении ар­битражными судами субъектов РФ в пер­вой инстанции подведомственных им дел, возникающих из граждан­ских правоотношений.

Безопасность – состояние защищенности важнейших интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Вина – необходимое условие юридической ответственности, рассматривается как социально-политическая, этическая и психологическая категория, предметное содержание которой определяется конструкцией состава анализируемого преступления и выражается в двух формах – обоснованности умышленного или неосторожного совершения преступления.

Виновность лица, совершившего общественно опасное и уголовно противоправное деяние является конструктивным признаком правонарушения, непосредственно вытекающего из принципа вины, закрепленного в ч. 1 ст. 5 УК РФ: "Лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина". Виновным в совершении правонарушения может быть признано только вменяемое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности. Поскольку уголовно-правовая норма для каждого правонарушения всегда предусматривает определенное наказание, то наказуемость является специфическим признаком правонарушения.

Верховный Суд РФ – один из высших судебных органов РФ. Является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции; осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. (ст. 126 Конституции РФ)

Власть (вообще) – возможность и способность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких- либо средств авторитета, принуждения, волевых влияний, права и т.п.(государственная, родительская и др.)

Военные суды РФ – входящие в судебную систему РФ федеральные суды общей юрисдикции и осуществляющие судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. В систему военных судов входят гарнизонные военные суды, окружные (флотские) военные суды. Возглавляет их Военная коллегия Верховного Суда РФ.

Военная коллегия – структурное подразделение Верховного Суда РФ – высшая судебная инстанция для военных судов РФ, является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к окружным военным судам. Военная коллегия образуется в составе председателя, его заместителя, председателей суде6ных составов и других судей Верховного суда РФ, которые именуются судьями Военной коллегии

Высший Арбитражный Суд РФ – один из высших судебных органов РФ. Является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. (ст. 127 Конституции РФ). Он является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к федеральным арбитражным судам округов и арбитражным судам субъектов РФ, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью арбитражных судов.

Выявление преступлений – это деятельность уполномоченных государством органов по обнаружению, установлению, фиксации, действий или бездействия, событий, содержащих признаки преступления и лиц их совершивших. Осуществляется с помощью ОРД.

Вред здоровью средней тяжести – это вред, который вызвал длительное расстройство здоровья или значительную утрату обшей трудоспособности менее, чем на одну треть (от 10 до 33% от общей трудоспособности), не опасный для жизни и не повлекший последствий, перечисленных в ст. 111 УК РФ. Длительное расстройство здоровья – заболевание или нарушение функций какого-либо органа продолжительностью свыше трех недель.

Вред, опасный для жизни и здоровья, при обычном течении заканчивается смертью или создает реальную угрозу для жизни: удушение, проникающие ранения внутренних органов и т.п.

Государственная безопасность – урегулированное нормами права состояние защищенности его конституционного строя, суверенитета, обороноспособности и территориальной целостности от внутренних и внешних угроз.

Государственная власть – это возможность и способность народа и (или) государства в лице его органов оказывать воздействие на поведение людей и в целом на процессы, происходящие в обществе, с помощью убеждения либо принуждения. В России осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. (ст.10 Конституции РФ)

Дознание – одна из форм расследования преступлений, осуществляемая органами дознания в соответствии с УПК РФ по уголовным делам, по которым не проводится предварительное следствие.

Задачи как правило, решаются при имеющихся ограничениях по времени и ресурсному обеспечению (силами и средствами).

Задачи имеют сходство с целью по результату, а с функциями – по содержанию деятельности, но при этом цель первична, а задача вторична, так как при решении задач достигается цель (полностью или частично в зависимости от уровня цели и ее масштаба).

Закон – нормативный правовой акт, принятый высшим представительным органов государства или непосредственно волеизъявлением народа и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Закон обладает наибольшей юридической силой относительно всех иных нормативных правовых актов органов государства. В РФ выделяют законы конституционные и обыкновенные, а также федеральные и субъектов федерации.

Законность – общий принцип, закрепленный в Конституции, который выражается в единстве, верховенстве закона, неуклонном исполнении законов и иных правовых актов органами государства, должностными лицами, общественными организациями и отдельными гражданами, пресечении правонарушений, неотвратимости правовой ответственности, в гарантированности прав и свобод человека.

Звено судебной системы – суды, наделенные однородными полномочиями и имеющие одинаковую структуру. Судебная система РФ в основном трехзвенная.

Кассационная коллегия Верховного Суда РФ – судебный орган, рассматривающий в кассационном порядке гражданские и уголовные дела по жалобам и протестам на судебные решения, принятые судебными коллегиями Верховного Суда РФ по первой инстанции.

Кассационная палата – судебный орган, действующий в составе судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ и рассматривающий в кассационном порядке дела по жалобам на решения судов присяжных.

Квалификационная аттестация судьи – это оценка уровня его профессиональных знаний и умения применять их при осуществлении правосудия, деловых качеств судьи и соответствия его требованиям, предъявляемым к судьям Законом РФ "О статусе судей в РФ".

Коллегия адвокатов – одна из организационных форм адвокатской деятельности, некоммерческая организация, учреждаемая двумя или более адвокатами, основанная на их членстве и действующая на основании устава, утверждаемого ее учредителями, и заключаемого ими учредительного договора. Коллегия адвокатов является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, открывает счета в банках в соответствии с законодательством РФ, имеет печать, штампы и бланки с адресом и наименованием коллегии адвокатов, содержащим указание на субъект РФ, на территории которого учреждена коллегия адвокатов. Коллегия адвокатов вправе создавать филиалы на всей территории РФ, а также на территории иностранного государства, если это предусмотрено законодательством данного иностранного государства.

Конституция РФ – основной закон государства; нормативный акт высшей юридической силы, закрепляющий основы конституционного строя, правовой статус человека и гражданина и другие важнейшие положения.

Конституционный контроль – одно из направлений правоохранительной деятельности, здесь – проверка Конституционным Судом РФ путем конституционного судопроизводства соответствия Конституции РФ законов, других нормативных актов, которые в случае признания их неконституционными утрачивают силу; разрешение споров о компетенции; толкование Конституции. В пределах субъектов федерации контроль за соответствием законов субъектов РФ конституции (уставу) субъекта РФ осуществляют конституционные (уставные) суды.

Конституционный суд РФ – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Конституционные (уставные) суды субъектов РФ – суды субъектов федерации; судебные органы конституционного (уставного) контроля, самостоятельно и независимо осуществляющие судебную власть посредством конституционного (уставного) судопроизводства в конкретном субъекте РФ.

Концепция судебной системы в РСФСР (от лат. conceptio – понимание, система) принятая Верховным Советом РСФСР 24.10. 1991 г. программа, содержащая основные руководящие идеи о понимании и трактовке роли и места суда в государстве, а также принципы реформирования судебной системы России на длительную перспективу. (В качестве основных направлений судебной реформы намечалось в частности: создать федеральную судебную систему; организовать судопроизводство на принципах состязательности, равноправия сторон, презумпции невиновности подсудимого и др.)

Легкий вред здоровью – это вред, который вызвал кратковременное расстройство здоровья в виде заболевания или нарушения функций какого-либо органа продолжительностью от 6 до 21 дня или незначительную утрату общей трудоспособности до 10%.

Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС) – один из постоянно действующих в РФ третейских судов, создан при Торгово-промышленной палате РФ для разрешения споров, связанных с договорными и иными гражданско-правовыми отношениями, возникающими при осуществлении внешнеторговых и других видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон находится за границей. Также рассматривает споры предприятий с иностранными инвестициями и международных объединений и организаций, созданных на территории России, между собой, спор между их участниками, а равно их споры с другими субъектами права РФ. Действует на основании Положения, утвержденном Законом РФ «О международном коммерческом арбитраже» от 7.07.1993 г.

Морская арбитражная комиссия (МАК) – один из постоянно действующих третейских судов, создан при ТПП РФ. Разрешает споры, которые вытекают из договорных и других гражданско-правовых отношений, касающихся торгового мореплавания: из отношений по фрахтованию судов, морской перевозки грузов, буксировке судов, по морскому страхованию, лоцманской и ледовой проводке и др. Действует на основании Положения, утвержденного Законом РФ «0 международном коммерческом арбитраже».

Милиция – система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных законом правом применения мер принуждения.

Милиция общественной безопасности – составная часть милиции, основными задачами которой являются обеспечение безопасности личности, общественной безопасности, охрана собственности, общественного порядка, выявление, предупреждение и пресечение преступлений по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно, розыск отдельных категорий лиц, установление места нахождения которых отнесено к компетенции милиции общественной безопасности. Милиция общественной безопасности оказывает содействие криминальной милиции в исполнении возложенных на нее обязанностей.

Милиция криминальная – составная часть милиции, основными задачами которой являются выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которым производство предварительного следствия обязательно, организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством.

Министерство юстиции РФ (Минюст РФ) – феде­ральный орган исполнитель­ной власти, проводящий государственную политику и осуще­ствляющий управление в сфере юстиции, а также координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов ис­полнительной власти.

Мировые судьи – являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему РФ. Полномочия, порядок деятельности мировых судей определен ФЗ от 11.11.1998 г. «О мировых судьях в РФ»

Народные заседатели – лица, наделенные в порядке, установленном ФЗ «О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ» от 2.01.2000 г. и процессуальными законами, полномочиями по осуществлению правосудия по гражданским и уголовным делам в составе суда и исполняющие обязанности судей на непрофессиональной основе. С 1.01.2004 г. их деятельность полностью прекращена, т.к. указанный выше федеральный закон утратил
силу.

Необходимая оборона – защита личности и прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества или государства, от общественно опасного посягательства без превышения ее пределов. Ст. 45 Конституции РФ гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина и одновременно предоставляет каждому самому защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Необходимая оборона – в уголовном праве один из признаков квалификации совершаемых при этом деяний как правомерных, так и преступных.

Неосторожность – это форма вины при совершении уголовного преступления или административного правонарушения (проступка) когда лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия или бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно и могло их предвидеть. Различают две формы неосторожной вины. легкомыслие и небрежность Случаи совершения преступления по неосторожности (административного правонарушения), когда лицо без достаточных оснований самонадеянно рассчитывало не допустить последствий, но они все же наступили, связывают с легкомыслием. При небрежности лицо не предвидит возможности наступления нежелательных последствий своего проступка, хотя при необходимой внимательности должно было и могло их предвидеть.

Нормоконтроль – одна из функций судебной власти, которая включает в себя проверку судом по соответствующему обращению заинтересованных лиц соответствия какого либо нормативного акта закону.

Нотариат – система органов и должностных лиц, на которых возложено удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствование документов, выписок из них, придание документам исполнительной силы и выполнение других предусмотренных законом действий в целях защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

Нотариус – лицо, получившее в установленном порядке статус нотариуса и назначенное на должность в государственную нотариальную контору или частного нотариуса

Общие суды – термин, иногда употребляемый для обозначения судов общей юрисдикции за исключением военных судов.

Обращение прокурора в суд – одно из полномочий прокурора и способ реагирования на обнаруженные нарушения закона. Применяется в виде подачи искового заявления в суд в защиту законных прав и интересов граждан, государственных и общественных интересов, а также при отклонении протеста.

Общественная безопасность – урегулированное нормами права состояние, обеспечивающее безопасные условия жизни людей и их деятельности, безопасное использование ядерных материалов и радиоактивных веществ, надлежащее безопасное пользование оружием, боеприпасами и взрывчатыми веществами, а также безопасное проведение горных и строительных работ.

Общественная опасность включает качественные и количественные характеристики преступления. Качественные характеристики преступления зависят от: содержания (ценности) объекта посягательства (напр., преступления против жизни и здоровья личности, экологические преступления и т.д.); формы вины (умышленно или неосторожно); содержания и величины причиненного ущерба (моральный, материальный, физический); способа посягательства (насильственный, с применением оружия, ненасильственный); мотива и целей совершенного преступления (низменные, корыстные, национальная вражда, религиозная ненависть, сострадание). Количественные параметры преступления определяются: величиной причиненного ущерба (тяжкий вред здоровью, крупный, особо крупный материальный ущерб и т.д.); характером вины (заранее обдуманный или внезапно возникший умысел); местом, временем и обстановкой, при которых совершено преступление, стихийное бедствие, чрезвычайное положение, массовые беспорядки и т.д.); особенностью субъекта преступления (ранее судимый, должностное лицо, несовершеннолетний и т.д.). Общественная опасность является обязательным, но не единственным признаком преступления, поэтому деяния, совершенные лицами, которые не осознавали и по обстоятельствам дела не могли осознавать общественной опасности своих действий (бездействия), либо не предвидели возможность наступления общественно опасных последствий и по обстоятельствам дела не должны были или не могли их предвидеть, не признаются преступлением.

Общественный порядок – урегулированные нормами права и морали общественные отношения в своей совокупности, обеспечивающие общественное спокойствие, общепринятые нормы поведения, нормальную деятельность предприятий, учреждений и организаций, транспорта, сохранность всех видов собственности, а также уважение общественной нравственности, чести и достоинства граждан

Определение – устанавливает смысл незнакомого термина с помощью других 9 (уже осмысленных) терминов или включает его в контекст знакомых слов, позволяющих выявить его окончательный смысл. В определении должны быть отражены прежде всего специфические признаки рассматриваемого явления, предмета.

Отрасли прокурорского надзора – относительно самостоятельные направления надзорной деятельности прокуратуры, характеризующиеся специфическими для конкретной отрасли надзора предметом и полномочиями прокурора.

Органы внутренних дел – система государственных органов исполнительной власти, возглавляемая МВД РФ, на которые возложены задачи по охране общественного порядка, укреплению законности, защите прав и свобод человека, охране законных интересов государственных и негосударственных предприятий, организаций различных форм собственности и трудовых коллективов, а также выявление, раскрытие и расследование преступлений, пресечение административных правонарушений.

Органы судейского сообщества – структуры, создаваемые судьями для выражения и защиты своих интересов как носителей судебной власти. К ним относятся Всероссийский съезд судей, Совет судей РФ, съезды (конференции) судей субъектов РФ, советы судей субъектов РФ, собрания судей судов, а также Высшая квалификационная коллегия судей РФ и квалификационные коллегии судей субъектов РФ.

Органы Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков – система государственных органов специально уполномоченных на решение задач в области оборота наркотических средств,, противодействия их незаконному обороту, а также координирующих деятель­ность иных федеральных органов исполни­тельной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ в этой области. (Данная структура действует на основании Положения утвержденного Указом Президента РФ № 976 от 28.07.2004 г.).

Органы юстиции – система органов исполнительной власти, проводящих государственную политику в сфере юстиции (обеспечении законности). В систему этих органов входит Минюст РФ, территориальные органы и иные органы и учреждения юстиции, а также организации, обеспечивающие их деятельность.

Оперативно-розыскная деятельность – (ОРД) деятельность, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Организационное обеспечение деятельности судов – одно из направлений (функций) правоохранительной деятельности, которое состоит в осуществлении мероприятий кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленных на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

Пленум Верховного суда РФ (Высшего Арбитражного Суда РФ) – руководящий орган соответствующего высшего судебного органа, действующий в составе председателя, заместителей судов и всех членов соответствующих судов. Судебных функций не выполняет, решает организационные вопросы, дает разъяснения по вопросам судебной практики, осуществляет право законодательной инициативы.

Понятие – отражает существенные свойства, связи и отношения предмета, это качественная сторона объекта т.е. (общественных отношений, возникающих при образовании и организации деятельности правоохранительных органов).

Полномочия – это право представителя государства т.е. правоохранительного органа, должностного лица, по предметам своего ведения и в объеме компетенции создать, изменять или прекращать прав и обязанности другого участника этих отношений, который имеет правомочия – предусмотренные законом возможность совершать определенные поступки и требовать действий или решений от полномочного органа или должностного лица по защите его прав, свобод и законных интересов.

Постановление прокурора – акт прокурорского реагирования на обнаруженные в ходе надзорной деятельности признаки преступления или административного правонарушения, содержащий указание на состав правонарушения и решение о начале процедуры привлечения к уголовной или административной ответственности.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ (Высшего Арбитражного Суда РФ) – акт высшего судебного органа РФ, посредством которого реализуется конституционное полномочие по даче разъяснений судам по вопросам судебной практики. Содержащиеся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ (ВАС РФ) разъяснения по вопросам применения законодательства, основанные на требованиях закона и обобщенных данных судебной практики в масштабах страны, представляют собой своеобразную форму судебного прецедента и являются ориентиром, подлежащим обязательному учету в целях вынесения законных и обоснованных приговоров, решений, определений и постановлений. Рекомендации, содержащиеся в постановлениях, используются в практике всех правоохранительных органов, а не только судов.

Постоянное судебное присутствие – обособленное подразделение соответствующего суда, находящееся вне места постоянного пребывания этого суда и осуществляющее его полномочия. Оно может быть образовано по решению Пленума Верховного Суда РФ (для судов общей юрисдикции) или Пленума ВАС РФ (для арбитражных судов) в целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства участвующих в деле лиц, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, а также с учетом количества дел, рассматриваемых соответствующими судами в отдельных местностях.

Полиция (нем. Polizei) – система особых органов по охране общественного порядка и борьбе с преступностью. Расследует некоторые виды правонарушений. В РФ и ряде других стран П. называется милицией, что не соответствует подлинному значению последнего термина.

Правоохранительная деятельность – государственная деятельность, которая осуществляется с целью охраны прав и законных интересов граждан, общества и государства специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.

Правоохранительные органы – государственные органы (а также некоторые негосударственные), основной функцией которых является охрана законности, безопас­ности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью.

Правопорядок – результат осуществления законности, именно – система общественных отношений, урегулированных правом. Он характеризуется реальным уровнем соблюдения за­конности, обеспечения и реализации субъективных прав, соблю­дения юридических обязанностей всеми гражданами, органами и организациями.

Права и свободы человека – предоставляемая и охраняемая государством возможность человека по своему усмотрению удовлетворять те или иные свои интересы. Они закреплены в главе 2 Конституции РФ и отражают практически
все важнейшие положения Всеобщей декларации прав человека, Международных пактов об экономических, социальных и культурных правах, и о гражданских и политических правах. Права и свободы человека в соответствии с Конституцией РФ (ст. 2) являются высшей ценностью и от­ражают правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, по­литической и культурной сферах. Они неотчуждаемы и подразделяются на абсолютные и относительные.

Правонарушения в зависимости от характера, степени общественной опасности и характера применяемых санкций за их совершение подразделяются на преступления и проступки. Ст. 15 УК РФ выделяет четыре категории преступлений:
небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкие, особо тяжкие. Преступления небольшой тяжести -умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК, не превышает двух лет лишения свободы. Преступления средней тяжести – умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает пяти лет лишения свободы. Тяжкие – умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает десяти лет лишения свободы. Особо тяжкие преступления – умышленные деяния, за совершение которых предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.

Правосудие – осуществляемая в процессуальном порядке деятельность суда по рассмотрению и разрешению в установленном порядке, гражданских, уголовных дел, дел об административных правонарушениях и некоторых других дел. Не путать с появившимся в последнее время понятием «альтернативное правосудие». («Альтернативное правосудие» (или «альтернативные методы разрешения споров», «внесудебный порядок разрешения споров») – это выработанные практикой и применяемые спорящими субъектами способы разрешения возникающих между ними споров без обращения в суд. Они применяются по соглашению сторон, вне судебной системы, параллельно ей и способствуют разгрузке судов. Наиболее известны такие способы «альтернативного правосудия» как третейское разбирательство, претензионный порядок разрешения споров, посредничество, примирение. (Подробнее см. РЮ 1999 г. № 3., «Законодательство», 2000, № 10).

«Правоохранительные органы» – предусмотренная государственным стандартом высшего образования общепрофессиональная учебная дисциплина, которая изучает правоохранительную деятельность, а также основы организации, наиболее существенные направления и задачи деятельности правоохранительных органов, их взаимодействие друг с другом и иными органами государства.

Предварительное следствие – основная форма расследования преступлений осуществляемая по большинству уголовных дел следователями ОВД, ФСБ, ФСКН.

Присяжные заседатели – граждане РФ, включенные в списки присяжных заседателей и призванные в установленном законом порядке к участию в рассмотрении судом дела.

Правонарушение – деяние право-дееспособного лица или лиц, влекущее за собой юридическую ответственность, характеризуемое противоправностью, наличием вины, вреда, причиненного лицу или организации, другим лицом или организацией, и наличием причинной связи между противоправным деянием и причиненным вредом.

Превышение пределов крайней необходимости влечет за собой административную (лишение лицензии), материальную (ст. 1067 ГК РФ) или уголовную (ст.ст. 105, 111, 167 УК РФ) ответственность в зависимости от причиненного материального ущерба, вреда здоровью или иного вреда, равного или более значительного, чем предотвращенный. Состояние крайней необходимости, при котором был причинен такой вред является лишь смягчающим обстоятельством.

Представление – это совокупность компонентов (элементов) какого – то предмета, не раскрывающих его сущности.

Представление прокурора – акт прокурорского реагирования на обнаруженные в ходе надзора нарушения законов и содержащий требование об устранении нарушений закона. Приносится в орган или должностному лицу, полномочным устранить выявленные нарушения.

Предостережение прокурора о недопустимости нарушений закона – акт прокурорского реагирования, обращенный к должностному лицу при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, применяемый в целях предупреждения правонарушений.

Президиум суда – подразделение суда, состоящее из председателя данного суда, его заместителей и наиболее опытных и квалифицированных членов суда в количестве, определяемом Президентом РФ. Президиум суда рассматривает дела в порядке судебного надзора, а также выполняет организационные функции.

Преступное деяние (бездействие) – акт свободного волеизъявления лицом как активных действий, так и воздержания от каких бы то ни было действий (бездействия), приводящих к наступлению вредных последствий во внешнем мире, опасных для общественных интересов и обуславливающих в связи с этим ответственность лица за свое поведение. При повышенной опасности определенного действия (бездействия), создающих только угрозу вредных последствий, законодательно устанавливается уголовная ответственность за сам факт их совершения. Обязательным условием квалификации деяния человека как преступного является свобода выбора акта внешнего поведения в пределах своего сознания и условиях конкретной обстановки. Если человек лишен свободы выбора в результате физического или психического принуждения (ст. 40 УК РФ) или действия непреодолимой силы, то такое деяние не рассматривается как преступное. Форма преступного деяния может быть в виде определенных телодвижений, использовании сил природы, животных, других физических лиц. Преступное деяние может иметь признаки оконченного преступления, приготовления к нему, покушения или добровольного отказа от совершения преступления. К числу основных признаков, квалифицирующих преступность деяния, относятся моменты начала и конца анализируемого действия (бездействия) человека. Конечный момент действия – это либо наступление преступного по закону результата, либо момент совершения последнего акта в ряде осуществленных телодвижений, которые образуют в совокупности уголовно-наказуемое действие, даже если этот последний акт закон не квалифицирует как преступный.

Принципы правосудия – общие руководящие положения, закрепленные в Конституции РФ и федеральных законах и определяющие наиболее существенные стороны данного вида государственной деятельности.

Причинение вреда здоровью – результат умышленных или неосторожных действий (бездействия), вызвавших нарушение в анатомической целостности или физиологических функций органов и тканей организма человека.

Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление – причинение смерти, тяжкого или средней тяжести вреда здоровью или иного, более легкого вреда (побоев, телесных повреждений) при задержании с целью пресечения возможности совершения новых преступлений и (или) доставления в правоохранительные органы лицам, застигнутым при совершении преступления или непосредственно после его совершения при наличии очевидцев или явных следов без превышения мер, необходимых для задержания.

В соответствии с УК РФ и уголовно-процессуальным законодательством задержание предпринимается в отношении лица:

• застигнутого при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

• на которое очевидцы укажут как на исполнителя преступления;

• на котором (на его одежде, или в его жилище) будут обнаружены явные следы преступления.

Прокуратура – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на ее территории законов.

Прокурорский надзор – основное направление прокуратуры; осуществляемая от имени государства деятельность прокуроров по обеспечению точного исполнения и единообразного применения законов путем своевременного выявления и принятия мер к устранению их нарушений, привлечения виновных к ответственности.

Протест прокурора – акт реагирования прокурора на выявленный в ходе надзорной деятельности противоречащий закону правовой акт, содержащий указание на выявленные нарушения и требование об их устранении. Приносится в орган или должностному лицу, издавшим противоречащий закону акт.

Процессуальное законодательство – отрасли законодательства, регламентирующие деятельность суда и других участников процесса в том или ином виде судопроизводства. (Основные правовые акты, составляющие процессуальное законодательство РФ: УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ, ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», КоАП РФ).

Расследование преступлений – это деятельность уполномоченных государством органов по собиранию, проверке и оценке доказательств, на основе которых устанавливаются обстоятельства совершения преступления, в целях его быстрого раскрытия, изобличения и привлечения к ответственности виновных лиц, а также принятию мер по пресечению и предупреждению преступлений.

Районный суд – федеральный суд общей юрисдикции, создаваемый в судебном районе, территория которого охватывает территорию одного района, города или иной административно-территориальной единицы субъекта РФ. Районный суд может быть создан также в судебном районе, территория которого охватывает имеющие общие (смежные) границы территории нескольких районов или иных соответствующих им административно-территориальных единиц субъекта РФ. Районный суд рассматривает отнесенные к его компетенции дела в качестве первой и апелляционной инстанции.

Система – это совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, составляющих целостное единство.

Состав преступления – структурно-юридическая характеристика социально-политического содержания преступного деяния, обоснования уголовно-правовой, административной, дисциплинарной или материальной ответственности. Такая характеристика включает в себя следующие элементы: объект, объективные признаки; субъект и субъективные признаки преступления. Первый элемент – объект преступления – это то, на что посягает преступление. Различают объекты и предметы преступления, в качестве которых соответственно могут рассматриваться: при убийстве – жизнь другого человека, при краже – чужая собственность, т.е. общие, типовые объекты, и самые разнообразные предметы: деньги, носильные вещи, видеотехника и т.п. Второй элемент отражает объективную сторону преступления, связанную с характеристикой преступного деяния не только по времени, месту, способу, обстановке, средствам, орудию совершения преступления, его последствиям, но и по выявлению причинно-следственной связи между деянием виновного лица и наступившими вредными последствиями. Например, кража связана с тайным способом хищения, а грабеж – с открытым. Третий элемент – субъект преступления – лицо, совершившее преступление. Субъектом преступления может быть только лицо, достигшее указанного в законе возраста и вменяемое, а также имеющее определенные специальные признаки, указанные для того или иного преступления в законе. Так, субъектом должностного преступления (например, по ст. 285 УК РФ – злоупотребление должностными полномочиями) может быть только должностное лицо. Мотив, цель, умышленность или неумышленность, неосторожность преступления составляют содержание четвертого элемента состава преступления. Отсутствие хотя бы одного из указанных элементов дает основание для вывода об отсутствии состава преступления, а следовательно, незаконности предъявления уголовной юридической ответственности.

Сущность – это внутреннее содержание изучаемого предмета, выражающееся в целостном единстве его многообразных свойств и отношений; она включает специфические отличительные признаки (черты) рассматриваемого вопроса или исследуемого предмета.

Сущность – это внутреннее содержание изучаемого предмета, выражающееся в целостном единстве его многообразных свойств и отношений; она включает специфические отличительные признаки (черты) рассматриваемого вопроса или исследуемого предмета.

Статус адвоката – правовое положение, совокупность прав и обязанностей адвоката, в числе которых главное – право на осуществление адвокатской деятельности. Статус адвоката в РФ вправе приобрести лицо, которое имеет высшее юридическое образование, полученное в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования, либо ученую степень по юридической специальности. Указанное лицо также должно иметь стаж работы по юридической специальности не менее двух лет либо пройти стажировку в адвокатском образовании от 1 до 2 лет. Закон предусматривает принятие присяги, после чего лицо приобретает статус адвоката. Сведения об адвокате заносятся в региональный реестр и ему выдается соответствующее удостоверение.

Статус судей – совокупность прав и обязанностей, предоставленных судьям Конституцией РФ, законом «О статусе судей в РФ» и другими законами и характеризующих их как носителей судебной власти. Порядок приобретения статуса регламентирован законом. Он включает в себя ряд требований и процедур, в частности сдачу квалификационного экзамена, принятие присяги, назначение на должность Указом Президента РФ и т.п.

Суд – государст­венный орган, образуемый в установленном законом порядке, формируе­мый из людей, способных на основе соответствующей подготовки и своих личных качеств осуществлять правосудие и реализовывать судебную власть в иных формах. Состав суда для разрешения конкретного дела могут входить как профессиональные судьи, так и представители народа (присяжные, арбитражные заседатели)

Судья – лицо, наделенное в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными и федеральными законами полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе

Судейское сообщество в РФ – составляют судьи федеральных судов всех видов и уровней, судьи судов субъектов РФ, составляющих судебную систему РФ. Судьи для выражения и защиты своих интересов как носителей судебной власти формируют в установленном федеральным законом порядке органы судейского сообщества.

Судебная коллегия – структурное подразделение суда, специализирующееся на рассмотрении и разрешении определенных категорий дел (по гражданским или уголовным делам…) и выполняющее определенные судебные функции (рассмотрение дел в кассационном или надзорном порядке).

Судебный состав – судья или несколько судей (в составе суда или судебной коллегии) рассматривающих определенные категории дел (по первой, апелляционной или кассационной инстанции).

Суд первой инстанции – суд, уполномоченный принимать решение по существу тех вопросов, которые являются основными для данного дела. (По уголовным делам – это вопросы о виновности или невиновности подсудимого в совершении преступления, о применении или неприменении уголовного наказания. По гражданским делам – о доказанности или недоказанности предъявленного иска и др). В подсистеме судов общей юрисдикции – это любой суд; в подсистеме арбитражных судов – это арбитражные суды субъектов РФ и ВАС РФ.

Суд апелляционной инстанции – суд, уполномоченный по жалобам сторон или представлению прокурора на незаконность или необоснованность судебного решения повторно и в полном объеме рассматривать дела, по которым решение суда первой инстанции еще не вступило в законную силу. В подсистеме судов общей юрисдикции функцию суда апелляционной инстанции выполняет районный суд в отношении судебных решений мировых судей. В подсистеме арбитражных судов эту функцию выполняют арбитражные апелляционные суды.

Суд кассационной инстанции – (от лат. quasso- разрушаю, разбиваю) суд, уполномоченный проверять законность и обоснованность приговоров и других судебных решений судов первой или апелляционной инстанции, не вступивших в законную силу. В подсистеме судов общей юрисдикции – это суды среднего звена и Верховный Суд РФ. В подсистеме арбитражных судов – это арбитражные кассационные суды (федеральные арбитражные суды округов)

Суд надзорной инстанции – суд, уполномоченный проверять законность и обоснованность приговоров и иных судебных решений, вступивших в законную силу. В подсистеме судов общей юрисдикции – это президиумы судов среднего звена и Верховный Суд РФ (судебные коллегии и президиум). В подсистеме арбитражных судов – это Президиум ВАС РФ.

Суды субъектов РФ – входящие в судебную систему РФ суды, создание которых предусмотрено ФКЗ о судебной системе, решение об образовании которых принимается в соответствии с законодательством субъектов РФ. К ним относятся конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи.

Судебная власть (одна из ветвей государственной власти) – предоставленные судам полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права и реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного и административного судопроизводства.

Судебная система РФ –установленная Конституцией РФ и федеральным конституционным законом совокупность судов, построенная в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами и целями.

Судопроизводство – регламентированная соответствующим процессуальным законодательством деятельность суда и других участников процесса, направленная на правильное установление фактических обстоятельств дела и принятие законного и обоснованного и справедливого решения по конкретному спору. Конституцией РФ (ст. 118) установлено, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Судебная инстанция – суд или судебный орган, выполняющий ту или иную судебную функцию, связанную с разрешением судебных дел (принятие решения по существу дела, проверка законности и обоснованности этих решений в апелляционном, кассационном или надзорном порядке).

Судебный орган – структурное подразделение суда, выполняющее какую-либо судебную функцию (пленум, президиум, судебная коллегия)

Суды общей юрисдикции – входящие в судебную систему РФ федеральные суды и мировые судьи, рассматривающие и разрешающие гражданские, уголовные, административные и некоторые другие дела.

Суды среднего звена судебной системы – федеральные суды общей юрисдикции создаваемые в каждом субъекте РФ и рассматривающие отнесенные к их компетенции дела в качестве первой, кассационной и надзорной инстанции. К ним относятся Верховные суды республик в составе РФ, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов. Эти суды являются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта РФ.

Судебный департамент при Верховном Суде РФ – федеральный государственный орган, осуществляющий организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей.

Служба судебных приставов – специальная служба Минюста РФ, на которую возложены задачи по обеспечению установленного порядка деятельности судов, а также по исполнению судебных решений и актов некоторых других органов.

Судебные приставы – должностные лица службы судебных приставов Минюста РФ. В зависимости от исполняемых обязанностей судебные приставы подразделяются на: а) судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов; б) судебных приставов-исполнителей, исполняющих судебные акты и акты других органов.

Судебная реформа – комплекс мер, предусмотренных Концепцией судебной реформы в РФ и осуществляемых государством с начала 90-х годов 20 в., направленных на утверждение судебной власти в государственном механизме в качестве самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от законодательной и исполнительной властей, как необходимого условия обеспечения функционирования демократического правового государства.

Система – это совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, составляющих целостное единство.

Состав преступления – структурно-юридическая характеристика социально-политического содержания преступного деяния, обоснования уголовно-правовой, административной, дисциплинарной или материальной ответственности. Такая характеристика включает в себя следующие элементы: объект, объективные признаки; субъект и субъективные признаки преступления. Первый элемент – объект преступления – это то, на что посягает преступление. Различают объекты и предметы преступления, в качестве которых соответственно могут рассматриваться: при убийстве – жизнь другого человека, при краже – чужая собственность, т.е. общие, типовые объекты, и самые разнообразные предметы: деньги, носильные вещи, видеотехника и т.п. Второй элемент отражает объективную сторону преступления, связанную с характеристикой преступного деяния не только по времени, месту, способу, обстановке, средствам, орудию совершения преступления, его последствиям, но и по выявлению причинно-следственной связи между деянием виновного лица и наступившими вредными последствиями. Например, кража связана с тайным способом хищения, а грабеж – с открытым. Третий элемент – субъект преступления – лицо, совершившее преступление. Субъектом преступления может быть только лицо, достигшее указанного в законе возраста и вменяемое, а также имеющее определенные специальные признаки, указанные для того или иного преступления в законе. Так, субъектом должностного преступления (например, по ст. 285 УК РФ – злоупотребление должностными полномочиями) может быть только должностное лицо. Мотив, цель, умышленность или неумышленность, неосторожность преступления составляют содержание четвертого элемента состава преступления. Отсутствие хотя бы одного из указанных элементов дает основание для вывода об отсутствии состава преступления, а следовательно, незаконности предъявления уголовной юридической ответственности.

Сущность – это внутреннее содержание изучаемого предмета, выражающееся в целостном единстве его многообразных свойств и отношений; она включает специфические отличительные признаки (черты) рассматриваемого вопроса или исследуемого предмета.

Таможенные органы – правоохранительные органы в системе защиты эко­номического суверенитета и экономической безопасности государства, на которые возложено определение и осуществление порядка и условий перемещения через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств; взимание таможенных платежей; таможенное оформление, таможенный контроль.

Третейский суд – один из органов «альтернативного правосудия»; суд, избираемый самими сторонами в случаях, предусмотренных законом или международным договором, для разрешения спора, возникшего между ними. В судебную систему РФ не входит. В России существуют два вида третейских судов: суды для рассмотрения конкретного спора (ad hoc (лат)- особенно для этого, только для этого случая), а также постоянно действующие (институциональные) третейские суды.

Данные суды могут рассматривать экономические споры, вытекающие из гражданских правоотношений, подсудные арбитражным судам, а также гражданско-правовые споры между гражданами, за исключением споров, вытекающих из трудовых и семейных правоотношений.

Третейское соглашение – соглашение сторон о передаче спора на разрешение третейского суда.

Тяжкий вред – это вред, опасный для жизни человека или повлекший за собой потерю зрения (хотя бы на один глаз), речи, слуха (полную глухоту или когда невозможно расслышать речь на расстоянии 3-5 см) или какого-либо органа либо утрату органом его функций (потеря руки, ноги, паралич или иное состояние, исключающее их деятельность), или выразившийся в неизгладимом обезображивании лица. К тяжкому относится также причинение иного вреда здоровью, опасного для жизни или вызвавшего расстройство здоровья, соединенное со значительной стойкой утратой общей трудоспособности не менее, чем на одну треть, или полной утратой профессиональной трудоспособности, либо повлекшего прерывание беременности, психическое расстройство, заболевание наркоманией или токсикоманией.

Уголовное преследование – здесь – одно из направлений деятельности прокуратуры, состоящее в процессуальной деятельности прокурора по изобличению подозреваемого и обвиняемого в совершении преступления. Включает возбуждение уголовного дела, расследование преступления, направление уголовного дела в суд и поддержание государственного обвинения в суде.

Умысел – форм


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: