Юридическая помощь в Российской Федерации: понятие, сущность и значение

Конституция РФ устанавливает: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» (ст. 2).

Права и свободы человека признаются Конституцией РФ непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18).

Гарантируя государственную защиту прав и свобод человека и гражданина на условиях равенства всех перед законом и судом, государство предусматривает право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 19 и 45 Конституции РФ). Очевидно, что реализация и защита прав и свобод человека в полной мере возможна лишь тогда, когда лицо осведомлено о своих правах, может их квалифицированно отстоять, выбрать тот или иной компетентный орган, в который следует обратиться за защитой нарушенного права и т.д.

Однако часто лицо, не обладающее специальными знаниями в области юриспруденции, не может самостоятельно реализовать свои права и законные интересы в силу того, что оно не знает об этих правах, не может правильно выбрать нормативный правовой акт, необходимый для применения в том или ином случае, правильно истолковать ту или иную правовую норму, составить документ правового характера, отстоять свои права и интересы в соответствующих органах.

Очевидно, что для этого нужна помощь профессионала — квалифицированного юриста. Не случайно ч. 1 ст. 48 Конституции РФ гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе в случаях, предусмотренных законом, такая помощь оказывается бесплатно.

Юридическая помощь — система мероприятий, направленных на обеспечение и защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, реализуемых специально созданными на то органами — адвокатурой, нотариатом, частными детективными и охранными службами, юридическими фирмами, общественными объединениями и др., имеющими своей целью достижение правовой защищенности личности в максимальной степени. Обеспечение квалифицированной юридической помощью всех, нуждающихся в ней, является важнейшим конституционным положением.

Задачами юридической помощи в Российской Федерации являются обеспечение прав граждан и юридических лиц, реализация их свобод, защита законных интересов граждан и юридических лиц.

Содержание юридической помощи разнообразно, охватывает широкий круг действий, зависит от того, какой орган ее осуществляет. В самом общем виде содержание юридической помощи сводится к следующим действиям:

поиск нормативного правового акта, подлежащего применению;

толкование и разъяснение его содержания;

составление документов правового характера;

определение органа, полномочного разрешить данную проблему;

осуществление представительства в судах и других государственных и негосударственных органах;

ведение защиты по уголовному делу; представительство законных интересов гражданина, привлекаемого к административной ответственности; защита прав потребителей и многое другое.

Оказывать юридическую помощь в Российской Федерации призваны адвокатура, нотариат, частные детективные и охранные службы, государственные юридические бюро, общественные организации и объединения, правозащитные организации и др.

Кроме того, государство гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами (ч. 2 ст. 62 Конституции РФ). Юридическую помощь гражданам РФ за рубежом со стороны Российской Федерации оказывают консульские учреждения.

В целях создания условий для осуществления прав и свобод граждан, защиты их законных интересов, повышения уровня социальной защищенности, а также обеспечение их доступа к правосудию в настоящее время создана система оказания бесплатной юридической помощи. Правовое регулирование организации данной системы осуществляется на основе Закона о бесплатной юридической помощи и иных нормативных правовых актов.

Бесплатно юридическая помощь оказывается подозреваемому и обвиняемому в уголовном судопроизводстве в случае, если в качестве защитника выступает адвокат по назначению должностных лиц, ответственных за производство по делу (п. 8 ч. 4 ст. 47, ч. 5 ст. 50 УПК РФ).

Кроме того, в соответствии с Законом об адвокатской деятельности юридическая помощь оказывается адвокатами бесплатно гражданам РФ, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ:

— при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий;

— истцам в судах первой инстанции по делам о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью;

— ветеранам Великой Отечественной войны — по вопросам, не связанным с предпринимательской деятельностью;

— лицам, пострадавшим от политических репрессий, — по вопросам, связанным с реабилитацией (ч. 1 ст. 26);

— а также несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (ч. 3 ст. 26),

— военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, по вопросам, связанным с прохождением военной службы (п. 2 постановления Правительства РФ от 23 июля 2005 г. № 445 «О порядке оказания юридическими консультациями и коллегиями адвокатов юридической помощи военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, по вопросам, связанным с прохождением военной службы, а также по иным основаниям, установленным федеральными законами»). Граждане имеют также право на получение бесплатной юридической помощи в случаях и порядке, которые предусмотрены законами субъектов РФ.

Бесплатная юридическая помощь может оказываться и иностранным гражданам и лицам без гражданства (в случаях и в порядке, установленном федеральными законами и международными договорами РФ).

Основными принципы оказания бесплатной юридической помощи являются:

— обеспечение реализации и защиты прав, свобод и законных интересов граждан;

— социальная справедливость и социальная ориентированность при оказании бесплатной юридической помощи;

— доступность бесплатной юридической помощи для граждан в установленных законодательством Российской Федерации случаях;

— контроль за соблюдением лицами, оказывающими бесплатную юридическую помощь, норм профессиональной этики и требований к качеству оказания бесплатной юридической помощи;

— установление требований к профессиональной квалификации лиц, оказывающих бесплатную юридическую помощь;

— свободный выбор гражданином государственной или негосударственной системы бесплатной юридической помощи;

— объективность, беспристрастность при оказании бесплатной юридической помощи и ее своевременность;

— равенство доступа граждан к получению бесплатной юридической помощи и недопущение дискриминации граждан при ее оказании;

— обеспечение конфиденциальности при оказании бесплатной юридической помощи (ст. 5 Закона о бесплатной юридической помощи).

Бесплатная юридическая помощь может оказываться в виде:

— правового консультирования (как в устной, так и в письменной форме);

— составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;

— представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях в случаях и в порядке, которые установлены вышеназванным Законом, другими федеральными законами и законами субъектов РФ;

— а также в иных не запрещенных законодательством РФ видах.

Субъектами, оказывающими бесплатную юридическую помощь, являются физические и юридические лица, являющиеся участниками государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи, иными лицами, имеющими право на оказание бесплатной юридической помощи в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами.

Непосредственное обеспечение и контроль за организацией оказания бесплатной юридической помощи возлагается на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Таким органом является Минюст России и подведомственные ему учреждения (п. 30. 32 Положения о Минюсте России), в компетенцию которых входит:

— принятие мер по обеспечению функционирования и развития государственной системы бесплатной юридической помощи;

— координация деятельности участников этой системы и их взаимодействия;

—проведение мониторинга деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, государственных юридических бюро, адвокатских палат субъектов РФ и негосударственных центров бесплатной юридической помощи по оказанию гражданам бесплатной юридической помощи и правовому просвещению населения;

— ежегодная подготовка и опубликование в средствах массовой информации доклада о реализации государственной политики в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, о состоянии и развитии государственной системы бесплатной юридической помощи, об оценке эффективности функционирования государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи и использовании соответствующих бюджетных ассигнований;

— разработка и установление единых требований к качеству оказываемой гражданам бесплатной юридической помощи;

— обеспечение контроля за соблюдением лицами, оказывающими бесплатную юридическую помощь, норм профессиональной этики и установленных требований к качеству юридической помощи и др. (ст. 11 Закона о бесплатной юридической помощи).

В целях правового информирования и правового просвещения населения федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения, органы исполнительной власти субъектов РФ и подведомственные им учреждения, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы местного самоуправления и должностные лица обязаны размещать в местах, доступных для граждан, в средствах массовой информации, в сети «Интернет» либо доводить до граждан иным способом следующую информацию:

— порядок и случаи оказания бесплатной юридической помощи;

— содержание, пределы осуществления, способы реализации и защиты гарантированных законодательством РФ прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов юридических лиц, содержание обязанностей граждан и юридических лиц и пределы исполнения таких обязанностей;

— компетенция и порядок деятельности федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им учреждений, органов государственной власти субъектов РФ и подведомственных им учреждений, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, полномочия их должностных лиц;

— правила оказания государственных и муниципальных услуг;

— основания, условия и порядок обжалования решений и действий государственных органов, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, подведомственных им учреждений и их должностных лиц;

— порядок совершения гражданами юридически значимых действий и типичные юридические ошибки при совершении таких действий.

Обязанности по правовому информированию и правовому просвещению населения могут также возлагаться на государственные юридические бюро, адвокатов и нотариусов.

Финансирование мероприятий, связанных с оказанием бесплатной юридической помощи в Российской Федерации возлагается на органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ и осуществляется за счет бюджетных ассигнований из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.

Финансирование расходов, связанных с созданием и деятельностью государственных юридических бюро и (или) оплатой труда адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь в случаях, предусмотренных законом, с компенсацией их расходов на оказание такой помощи, является расходным обязательством субъектов РФ.

Деятельность по оказанию бесплатной юридической помощи осуществляется в рамках государственной и негосударственной систем.

 

Государственная система бесплатной юридической помощи в Российской Федерации

Участниками государственной системы бесплатной юридической помощи являются:

— федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения;

— органы исполнительной власти субъектов РФ и подведомственные им учреждения;

— органы управления государственных внебюджетных фондов;

— государственные юридические бюро.

Адвокаты, нотариусы и другие субъекты, оказывающие бесплатную юридическую помощь, могут наделяться правом участвовать в государственной системе бесплатной юридической помощи в порядке, установленном законодательством РФ (ст. 15 Закона о бесплатной юридической помощи).

Федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения, органы исполнительной власти субъектов РФ и подведомственные им учреждения, органы управления государственных внебюджетных фондов оказывают гражданам бесплатную юридическую помощь в виде правового консультирования в устной и письменной форме по вопросам, относящимся к их компетенции, в порядке, установленном законодательством РФ для рассмотрения обращений граждан.

Вышеуказанные органы оказывают бесплатную юридическую помощь гражданам, нуждающимся в социальной поддержке и социальной защите, в виде составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера и представляют интересы гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях (ст. 16 Закона о бесплатной юридической помощи).

Для обеспечения функционирования государственной системы бесплатной юридической помощи, а также для оказания гражданам бесплатной юридической помощи в соответствии с законами субъектов РФ могут создаваться государственные юридические бюро (которые являются юридическими лицами, созданными в форме казенных учреждений субъектов РФ).

Государственные юридические бюро при осуществлении своей деятельности вправе привлекать к оказанию бесплатной юридической помощи адвокатов и иных субъектов, оказывающих бесплатную юридическую помощь.

Важнейшей частью государственной системы бесплатной юридической помощи являются адвокаты.

Организация участия адвокатов в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи в субъекте РФ осуществляется адвокатской палатой субъекта РФ. Адвокатская палата субъекта РФ ежегодно не позднее 15 ноября направляет в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ список адвокатов, участвующих в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи, с указанием регистрационных номеров адвокатов в реестре адвокатов субъекта РФ, а также адвокатских образований, в которых адвокаты осуществляют свою профессиональную деятельность (ст. 18 Закона о бесплатной юридической помощи). Ежегодно не позднее 31 декабря уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ опубликовывает список адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь, в средствах массовой информации и размещает этот список на своем официальном сайте в сети «Интернет».

Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ ежегодно не позднее 1 декабря заключает с адвокатской палатой субъекта РФ соглашение об оказании бесплатной юридической помощи адвокатами, являющимися участниками государственной системы бесплатной юридической помощи.

Размер, порядок оплаты труда адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и компенсации их расходов на оказание такой помощи определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Нотариусы в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи оказывают бесплатную юридическую помощь гражданам, обратившимся за совершением нотариальных действий, исходя из своих полномочий путем консультирования по вопросам совершения нотариальных действий в порядке, установленном законодательством РФ о нотариате.

Право на получение всех видов бесплатной юридической помощи, в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи имеют следующие категории граждан:

— граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ в соответствии с законодательством РФ, либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума, т.е. малоимущие граждане;

— инвалиды I и II группы;

— ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда;

— дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей;

— граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Федеральным законом от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»;

— несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве);

— граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;

— граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан;

— граждане, которым право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи предоставлено в соответствии с иными федеральными законами и законами субъектов РФ (ч. 1 ст. 20 Закона о бесплатной юридической помощи).

Государственные юридические бюро и адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, осуществляют правовое консультирование в устной и письменной форме граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и составляют для них заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера в следующих случаях:

— заключение, изменение, расторжение, признание недействительными сделок с недвижимым имуществом, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

— признание права на жилое помещение, предоставление жилого помещения по договору социального найма, расторжение и прекращение договора социального найма жилого помещения, выселение из жилого помещения (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

— признание и сохранение права собственности на земельный участок, права постоянного (бессрочного) пользования, а также права пожизненного наследуемого владения земельным участком (в случае, если на спорном земельном участке или его части находятся жилой дом или его часть, являющиеся единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

— защита прав потребителей (в части предоставления коммунальных услуг);

— отказ работодателя в заключении трудового договора, нарушающий гарантии, установленные Трудовым кодексом РФ, восстановление на работе, взыскание заработка, в том числе за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, причиненного неправомерными действиями (бездействием) работодателя;

— признание гражданина безработным и установление пособия по безработице;

— возмещение вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью;

— предоставление мер социальной поддержки, оказание малоимущим гражданам государственной социальной помощи, предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;

— назначение, перерасчет и взыскание трудовых пенсий по старости, пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца, пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, безработице, в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, социального пособия на погребение;

— установление и оспаривание отцовства (материнства), взыскание алиментов;

— реабилитация граждан, пострадавших от политических репрессий;

— ограничение дееспособности;

— обжалование нарушений прав и свобод граждан при оказании психиатрической помощи;

— медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов;

— обжалование во внесудебном порядке актов органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц (ч. 2 ст. 20 вышеназванного Закона).

Государственные юридические бюро и адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, представляют в судах, государственных и муниципальных органах, организациях интересы граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, если они являются:

1) истцами и ответчиками при рассмотрении судами дел о:

— расторжении, признании недействительными сделок с недвижимым имуществом, о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и об отказе в государственной регистрации таких прав (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

— признании права на жилое помещение, предоставлении жилого помещения по договору социального найма, расторжении и прекращении договора социального найма жилого помещения, выселении из жилого помещения (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

— признании и сохранении права собственности на земельный участок, права постоянного бессрочного пользования, а также пожизненного наследуемого владения земельным участком (в случае, если на спорном земельном участке или его части находятся жилой дом или его часть, являющиеся единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

2) истцами (заявителями) при рассмотрении судами дел о:

— взыскании алиментов;

— возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью;

3) гражданами, в отношении которых судом рассматривается заявление о признании их недееспособными;

4) гражданами, пострадавшими от политических репрессий, — по вопросам, связанным с реабилитацией;

5) гражданами, в отношении которых судами рассматриваются дела о принудительной госпитализации в психиатрический стационар или продлении срока принудительной госпитализации в психиатрическом стационаре (ч. 3 вышеуказанного Закона.

В вышеуказанных случаях бесплатная юридическая помощь в рамках государственной системы оказывается гражданину, обратившемуся за такой помощью:

— по вопросу, имеющему правовой характер;

— по вопросу, который не получил ранее разрешения вступившим в законную силу судебным постановлением, принятым по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям:

решением (приговором) суда;

определением суда о прекращении производства по делу в связи с принятием отказа истца от иска;

определением суда о прекращении производства по делу в связи с утверждением мирового соглашения;

— по вопросу, по которому не имеется принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение третейского суда, ставшее обязательным для сторон, за исключением случаев, если суд отказал в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.

Бесплатная юридическая помощь не оказывается в случаях, если гражданин:

— обратился за бесплатной юридической помощью по вопросу, не имеющему правового характера;

— просит составить заявление, жалобу, ходатайство или другой документ правового характера и (или) представлять его интересы в суде, государственном или муниципальном органе, организации при отсутствии правовых оснований для предъявления соответствующих требований;

— просит составить заявление в суд и (или) представлять его интересы в суде, государственном или муниципальном органе, организации при наличии установленных законодательством РФ препятствий к обращению в суд, государственный или муниципальный орган, организацию.

Если государственное юридическое бюро или адвокат принимают решение о невозможности оказания бесплатной юридической помощи гражданину, имеющему право на получение такой помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, ему выдается соответствующее заключение.

Бесплатная юридическая помощь не оказывается, если прокурор в соответствии с федеральным законом обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов этого гражданина (ст. 21 Закона о бесплатной юридической помощи).

 

Негосударственная система бесплатной юридической помощи в Российской Федерации

Негосударственная система бесплатной юридической помощи формируется на добровольных началах. Порядок предоставления такой помощи регулируется гл. 4 Закона о бесплатной юридической помощи.

Участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи являются юридические клиники (студенческие консультативные бюро, студенческие юридические бюро и другие) и негосударственные центры бесплатной юридической помощи.

Юридические клиники могут оказывать бесплатную юридическую помощь в виде правового консультирования в устной и письменной форме, составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера.

В оказании бесплатной юридической помощи юридическими клиниками участвуют лица, обучающиеся по юридической специальности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, под контролем лиц, имеющих высшее юридическое образование, ответственных за обучение указанных лиц и деятельность юридической клиники в образовательном учреждении высшего профессионального образования.

Негосударственные центры бесплатной юридической помощи могут создаваться некоммерческими организациями, адвокатами, адвокатскими образованиями, адвокатскими палатами субъектов РФ, нотариусами, нотариальными палатами.

Для создания негосударственного центра бесплатной юридической помощи необходимы:

— помещение, в котором будет осуществляться прием граждан;

— лица, имеющие высшее юридическое образование, привлеченные, в том числе по трудовому договору или гражданско-правовому договору, осуществлять правовое консультирование граждан в данном негосударственном центре бесплатной юридической помощи.

Негосударственные центры бесплатной юридической помощи вправе оказывать гражданам бесплатную юридическую помощь в виде правового консультирования в устной и письменной форме, составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера.

Виды бесплатной юридической помощи, категории граждан, имеющих право на ее получение, и перечень правовых вопросов, по которым такая помощь оказывается, определяются негосударственными центрами бесплатной юридической помощи самостоятельно.

При этом не допускается установление ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Негосударственный центр бесплатной юридической помощи и его учредители в течение 10 дней со дня его создания направляют в территориальный орган уполномоченного федерального органа исполнительной власти уведомление.

Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти ведет список негосударственных центров бесплатной юридической помощи и размещает его на своем официальном сайте в сети «Интернет».

Органы государственной власти и органы местного самоуправления могут осуществлять поддержку некоммерческих организаций, являющихся участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: