double arrow

О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь


 

Рост интеллектуальной составляющей производства выводит на первый план вопросы регулирования инновационной деятельности. Стоит задача создать, во-первых, правовые основы функционирования инновационных отношений, во-вторых, стимулы для развития инновационной компоненты в нашей стране. Для этого необходимо специализированное правовое регулирование, раскрывающее понятие «инновации», уточняющее правила их создания, рамки охраны в качестве объектов интеллектуальной собственности (ОИС), определяющее статус инновационных субъектов. Особое внимание уделяется внедрению интеллектуальных продуктов в коммерческий оборот, в связи с чем подробную регламентацию получают договорные отношения в этой области, выделяются новые виды договоров — на создание инноваций, оказание услуг для осуществления такого рода деятельности, страхования рисков и др.
В Республике Беларусь имеется достаточно обширная законодательная база, приняты нормативные акты, регулирующие эту сферу деятельности [1—3]. Вместе с тем правовое поле в рассматриваемой области еще только начинает формироваться, и многие механизмы остаются не до конца проработанными.
Так, понятие «инновации», имеющее экономическое происхождение, достаточно широкое по своему содержанию, до сих пор не получило четкой правовой формулировки. Согласно ст. 1 Закона «Об основах государственной научно-технической политики», под ними понимаются новые или усовершенствованные технологии, виды товаров или услуг, организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого или иного характера, способствующие продвижению продукции на рынок, которые определяются через термин «нововведения». Это роднит инновации с ОИС, важнейшим условием охраноспособности которых является новизна. Однако, только будучи облеченными в особую правовую форму, инновации становятся объектами интеллектуальной собственности. С коммерческой точки зрения этот процесс очень важен, поскольку позволяет обеспечить приоритет использования перед другими лицами и, соответственно, конкурентные преимущества на рынке, а также возможность произвести реальную оценку, без чего невозможно получить финансирование как с помощью частных инвестиций, так и в рамках государственной поддержки.
Однако результаты инновационной деятельности по своим характеристикам не всегда являются ОИС: продукт может отвечать не всем критериям, установленным законодательством. Кроме того, возможно создание объекта, который изъят из охраны в соответствии с законами, регулирующими вопросы интеллектуальной собственности.
Так, в Указаниях по заполнению формы государственной статистической отчетности 1-нт «Отчет об инновационной деятельности организации» разъясняется, что технологические инновации могут быть продуктовыми и процессными [4]. Сфера применения формы — производство промышленной продукции, коммуникации и деятельность, связанная с вычислительной техникой. Эти инновации наиболее близки к изобретениям, однако в соответствии с Законом Республики Беларусь «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы» не все они учитываются при составлении государственной статистической отчетности [5]. Во внимание принимаются качество нововведения и его полезный эффект. Изобретение — это новая технология, отвечающая критерию промышленной применимости, но она необязательно должна быть принципиально новой, приводящей к значительным усовершенствованиям, и для получения охраны нет необходимости оценивать степень ее эффективности. Таким образом, не все изобретения могут быть учтены как инновации. Усовершенствованные методы оказания услуг рассматриваются в Указаниях как технологические инновации, но если речь идет только о методах осуществления деловых операций, то патентная охрана для них не предусмотрена.
Таким образом, сопоставляя понятия, можно сделать вывод, что инновационная деятельность должна осуществляться на основе тщательно продуманной стратегии охраны. Однако в разделе II формы 1-нт «Затраты на технологические инновации» не предусмотрена специальная строка о расходах на оформление прав интеллектуальной собственности, проверку патентной чистоты и услуги юристов. А ведь процесс перевода разработок в ОИС может оказаться довольно затратным, особенно в тех случаях, когда запланирован экспорт, а также если они не подпадают под установленные законом критерии охраноспособности и необходимо использовать сложные приемы договорного оформления отношений [6]. В законах об ОИС, в Гражданском кодексе Республики Беларусь есть некоторые положения, которые их регулируют, но этого недостаточно [7].
Например, в п. 2 ст. 726 Гражданского кодекса сказано, что если в договоре на выполнение научно-исследовательских разработок не установлено распределение прав сторон, то заказчик может использовать полученные результаты, в том числе способные к правовой охране, а исполнитель вправе применять их для собственных нужд. Но такая формулировка вызывает массу вопросов: об оформлении прав интеллектуальной собственности, о временных, территориальных и секторальных границах распределения прав между заказчиком и исполнителем, об ответственности перед третьими лицами и т.д. В таких условиях стороны должны очень тщательно подходить к формулированию договорных положений, что на практике бывает редко.
Еще одной особенностью инноваций является то, что они, в отличие от объектов интеллектуальной собственности, обязательно подразумевают стадию внедрения в коммерческий оборот, то есть должны быть введены на рынок, дойти до стадии производства и дать эффект. Но коммерциализация инноваций силами их разработчиков экономически нецелесообразна. Поэтому задача правового регулирования заключается в создании инновационной инфраструктуры, в первую очередь для того, чтобы помогать развиваться ее основным субъектам — научным и производственным организациям.
Государственная поддержка инновационной деятельности осуществляется по различным направлениям: консультативно-информационная помощь, финансирование, льготирование. Проработаны и введены в действие механизмы реализации государственной инновационной политики:
• инновационные программы с определением приоритетных областей;
• финансирование из госбюджета;
• привлечение инвестиций под правительственные гарантии;
• инвестирование средств в создание и развитие субъектов инновационной инфраструктуры;
• размещение госзаказов на закупку продукции, созданной в результате инновационной деятельности;
• субсидии на реализацию инновационных проектов;
• льготы по налогам, пошлинам, сборам и иным платежам, а также в области тарифного и нетарифного регулирования;
• предоставление права использования принадлежащего государству имущества, в том числе ОИС.
В странах, поощряющих инновационную активность, применяются разнообразные способы стимулирования, создающие в совокупности льготный режим для такого рода деятельности. Для развития собственной инициативы, а также повышения ответственности за качество и конкурентоспособность новой продукции поддержка в абсолютном большинстве случаев оказывается на небезвозмездной основе. Во-первых, она предоставляется на время осуществления инновационной деятельности (с момента создания инновации, получения правовой охраны в качестве объекта промышленной собственности, начала производства) до получения прибыли. Распространена практика налогового кредита, когда льготы фактически означают отсрочку уплаты налогов. Во-вторых, государственное финансирование предоставляется в ограниченном объеме, при этом ставится условие использования субъектом собственных или заемных средств либо привлечения им частных вкладов.
Необходимость увеличения доли частных инвестиций учитывается при развитии правового регулирования инновационной активности в иностранных государствах. В частности, этот принцип содержится в проекте Закона Российской Федерации «Об инновационной деятельности и о государственной политике» [8]. В ст. 14 он предусматривает, что поддержка организаций с негосударственной или смешанной формой собственности осуществляется только на долевой основе, на условиях возвратности, либо обеспечения участия, или увеличения доли собственности Российской Федерации (субъектов Российской Федерации) в уставных капиталах таких организаций.
Однако без государственных дотаций наука развиваться не может. Поэтому соотношение частных и государственных вложений в инновации определяется их характером. Фундаментальные исследования и прикладные разработки, безусловно, предполагают разные подходы финансирования. Последние позволяют планировать будущие прибыли, и поэтому основные затраты на их проведение могут осуществляться компаниями, тогда как фундаментальные требуют большего участия государства. И все же его задача заключается в том, чтобы быть катализатором инновационной активности, а не играть роль финансового донора. Эти нормы прописаны в последних законодательных актах: указах Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах по стимулированию инновационной деятельности в Республике Беларусь» и «О мерах по совершенствованию порядка создания и условий деятельности временных научных коллективов» [9].
Успех в области инноваций в настоящий момент определяется конкурентными преимуществами страны на мировом рынке. Поэтому система государственного стимулирования должна быть связана с особенностями национальной инновационной инфраструктуры и определяться способностью рынка регулировать ответственность разработчиков за качество, а также наличием тесной связи между наукой, реальным прибыльным производством и сбытом.
Для повышения эффективности отечественной экономики следует уделять должное внимание развитию экспортоориентированных и импортозамещающих отраслей [10]. Интенсификация экспорта отечественных инноваций может быть достигнута налоговыми, таможенными льготами и другими мерами государственной поддержки. Однако необходимо также обратить внимание на проблемы, которые попадают в поле зрения при рассмотрении данной темы.
Во-первых, белорусские инноваторы не очень активно используют возможности охраны разработок как объектов интеллектуальной собственности за рубежом. Это подтверждает информация от учреждений, оформляющих права на объекты промышленной собственности.
Во-вторых, договоры с иностранным партнером о создании и использовании инноваций регулируются указом Президента Республики Беларусь «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» и могут быть рассмотрены как внешнеэкономические сделки [11]. Это приводит к дополнительному контролю экспорта инноваций.
Безусловно, выполнение исследований за счет бюджетных средств или с помощью других механизмов государственной поддержки ставит вопрос о степени свободы территориального использования полученных достижений. Экспорт новых технологий, созданных при бюджетном финансировании, должен быть поставлен под контроль, но его осуществление с помощью методов, применяемых при внешнеторговых операциях, вряд ли будет эффективным.
В-третьих, необходимо учитывать регионализацию инновационных рынков. Пример ЕС убедительно доказывает, что опыт экономической интеграции позволяет странам, участвующим в ней, получать неоспоримые преимущества. Государства, входившие ранее в состав СССР, должны уделять больше внимания формированию единого инновационного пространства и использовать в этом процессе опыт ЕС по снятию ограничений территориального характера прав интеллектуальной собственности. Экономические предпосылки такой интеграции на постсоветском пространстве уже имеются — транснациональные финансово-промышленные группы и другие объединения хозяйствующих субъектов из стран СНГ, ЕврАзЭС, Союзного государства.


Сейчас читают про: