double arrow

Тема 4. Анализ эффективности инновационной деятельности и принятие решений


Задача определения эффективности инвестиций в инновационную деятельность. Общие принципы осуществления инвестиций в инновации. Сочетание научно-технологического анализа проекта с коммерческим, финансово-экономическим и социальным. Представление ресурсов и инновационной продукции в виде потоков денежных средств. Учет изменения ценности денег во времени. Учет неопределенности и рисков. Анализ эффективности инновационной деятельности на разных стадиях инновационного проекта (предынвестиционной, инвестиционной и эксплуатационной). Основные направления коммерческого анализа инновационного проекта. Содержание научно-технического анализа проекта. Цели, задачи и формы проведения социального анализа эффективности инновационного проекта. Роль экологического анализа проекта. Финансово-экономический анализ как центральный элемент системного анализа эффективности инновационного проекта. Простые и дисконтированные критерии оценки финансово-экономической эффективности инновационной деятельности. Задача сравнения инновационных проектов по их эффективности.

 

В основе инновационной деятельности лежит инновационный проект.

Инновацио́нный прое́кт — проект, содержащий технико-экономическое, правовое и организационное обоснование конечной инновационной деятельности.

Итогом разработки инновационного проекта служит документ, включающий в себя подробное описание инновационного продукта, обоснование его жизнеспособности, необходимость, возможность и формы привлечения инвестиций, сведения о сроках исполнения, исполнителях и учитывающий организационно-правовые моменты его продвижения.

Каждый инновационный проект должен содержать следующие основные разделы:

Сущность инновационного проекта, обоснование его деловой привлекательности в резюмирующей форме;

Предприятие, реализующее инновационный проект. Полные сведения о деятельности, юридическом статусе, возможностях;

Продукт, его характеристика;

Анализ рынков сбыта продукции, конкуренция;

Стратегия маркетинга инновационного продукта;

Организация производственного процесса;

Организация управления;

Риски и их страхование;

Стратегия финансирования.

Основные фазы разработки и реализации инновационного проекта:

Разработка инновационного проекта включает в себя две основные стадии:

1. Предынвестиционная.

Поиск, разработка замысла, концепции проекта, оценка осуществимости и обоснование жизнеспособности инновационной идеи. Предпроектные исследования: научные и маркетинговые - разработка технико-экономического обоснования, анализ эффективности инновационной деятельности.

Поиск идеи для инновационного проекта может производиться: - на основе последних научных разработок и исследований, - анализа потребительского спроса (маркетинговых исследований, опросов потребителей).

Жизнеспособность идеи зависит от множества факторов:

- уникальность проекта, наличие конкурентов и похожих проектов;

- наличие научных разработок и исследований по данному проекту;

- наличие очевидной пользы (выгоды) для потребителя, заложенной в инновационном продукте;

- наличие потребности в продукте, портрет потребителя, объем рынка;

- соотношение затрат на реализацию проекта и коммерческого эффекта;

- наличие исходного капитала или возможности приобретения займа/кредита;

- масштабность проекта, сроки исполнения и окупаемости, необходимость дополнительных вложений;

- маркетинговая стратегия, варианты позиционирования продукта;

- уровень профессионализма и личной заинтересованности исполнителей проекта;

- юридическая защищенность проекта

- соответствие законодательству, необходимость получения сертификатов, лицензий, наличие патентов, авторских прав, возможность получения поддержки со стороны государства (субсидий, льгот);

Логическим завершением первой фазы является принятие решения о целесообразности исполнения инновационного проекта и инвестирования.

После этого начинается разработка документации и подготовка к реализации.

2. Инвестиционная. Вложение денег и материальное воплощение проекта, его реализация. Проведение торгов, заключение договоров, разработка планов и графиков работ, производство работ, мониторинг и контроль, пуск.

3. Эксплуатационная Осуществление инновационной деятельности в соответствии с проектом. Мониторинг показателей, разрешение конфликтов и корректировка проекта

Как правило выведение на рынок инновационных продуктов, требует инвестирования и необходимо обосновать целесообразность вложения денег и возможность получения прибыли от инновации. Важная задача исследовательской части проекта - доказать, что идея не только является инновационной, но и будет принята рынком.

В основе оценки эффективности инновационного проекта лежит оценка эффективности инвестиций в инновационную деятельность.

Реализации любого инновационного проекта, то есть процесса по созданию и выведению на рынок инновационного продукта (особенно в условиях рыночного хозяйствования) должно предшествовать решение двух взаимосвязанных методических задач:

1) оценка выгодности каждого из возможных вариантов осуществления проекта;

2) сравнение вариантов и выбор наилучшего из них.

Для определения эффективности инновационной деятельности и принятия решения по выбору проекта, инвестированию необходимо провести рассмотрение и анализ: экологический, финансово-экономический, коммерческий, социальный, научно-технический.

Коммерческий анализ

Поскольку именно рынок определяет успех или неудачу инновационных проектов их коммерческий анализ должен быть первоочередным и максимально детальным.

Основные направления - оценка рыночной перспективы и вопросов снабжения необходимыми ресурсами, сможет ли спрос на продукцию обеспечить ее реализацию по достаточно высокой цене.

- наличие очевидной пользы (выгоды) для потребителя, заложенной в инновационном продукте;

- наличие потребности в продукте, портрет потребителя;

- уникальность проекта, наличие конкурентов и похожих проектов;

- на какой рынок ориентирован выпуск инновационной продукции (местный, региональный, национальный, внешний), достаточна ли емкость этого рынка, т.е. сможет ли спрос на продукцию обеспечить ее реализацию по достаточно высокой цене, объем рынка;

- организации снабжения проекта необходимыми ресурсами, определения рыночных каналов снабжения проекта ресурсами, их возможности поставить ресурсы в необходимые сроки, необходимости создания новых каналов снабжения проекта и т.п.


Сейчас читают про: