Косвенные замечания, включающие в себя насмешку, сарказм, поддразнивание

— Подождем, ребята, пусть наш клоун закончит выс­тупление.

Все описанные выше реакции распространенные, но они редко бывают конструктивными. Ответственность за переживания учителя переклады­вается на школьника, а существующая в этой связи соб­ственная проблема не осознается. Более конструктив­ными в данной ситуации являются «Я-высказывания». Они помогают ученикам понять, что их поведение со­ставляет проблему для учителя, и принять ответствен­ность за разрешение проблемной ситуации.

 

«Я-высказывание»

«Я-высказывание» состоит из четырех частей.

1. Безоценочное (неосуждающее) описание ситуации, неприемлемой для педагога:

— Когда меня перебивают во время объяснения, я...

2. Значимый эффект (проблема):

— Когда меня перебивают во время объяснения (безо­ценочное описание ситуации), я могу потерять мысль (значимый эффект)...

3. Точное описание своего чувства в этой ситуации:

— Когда меня перебивают во время объяснения (безо­ценочное описание ситуации), я могу потерять мысль высказывания (значимый эффект), поэтому чувствую раздражение...

4. Желаемое действие.

— Когда меня перебивают во время объяснения (безо­ценочное описание ситуации), я могу потерять мысль высказывания (значимый эффект), поэтому чувствую раздражение (точное описание своего чувства) и хо­тела бы, чтобы вы высказывались после того, как я закончу свою мысль.

Искреннее, свободное описание того, что происходит с учителем, не может никого обидеть или вызвать агрес­сию, поэтому напряжение ситуации спадает. «Я-выс­казывание» может и не дать мгновенного эффекта, но сохранит у ребенка ощущение, что к нему относятся как к равному и надеются на его ответственность. Эмпатическое слушание и «Я-высказывания» могут также успешно использовать и родители в общении с собственными детьми.



 


Вовлечение учащихся в различные виды положительной деятельности

Как показывают исследования, атмосфера школьной жизни, нормы и правила, отношения с учителями суще­ственным образом влияют на поведение учащихся. Логика профилактики подсказывает необходимость создания в школе условий, которые не провоцируют отклоняющегося поведения, расширяют безопасное для ребенка пространство, в котором ему хорошо и интересно.

Школьное самоуправление

Школьное самоуправление способствует расшире­нию числа строго не регламентируемых пространств, где создателем норм и правил является ребенок. Важно, чтобы


равноправие учителей и учеников осу­ществлялось не только при подготовке к каким-то мероприятиям. Например, помимо работы Совета старшеклассников как органа самоуправления, уча­щиеся могут собрать классное собрание и высказать свое мнение, свои пожелания классному руководи­телю и учителям-предметникам относительно рабо­ты с классом.

формы школьного самоуправления многообразны и не нуждаются в жесткой внешней регламентации:

молодежный парламент, совет старшеклассников, школьный ученический совет, школьный парламент, районный совет старшеклассников и т.п.


Основное в школьном самоуправлении — поддержа­ние корпоративного духа: если ребенок здесь учится, то он хочет или вынужден принимать общие для всех правила. Возможность оказывать влияние на прини­маемые решения и разделение ответственности обеспечивают причастность школьника к формиро­ванию уклада школьной жизни. Это означает, что школьное пространство становится для него «своим» и не отторгается, не провоцирует отклонение в пове­дении от норм, принятых в школьном сообществе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: