— Подождем, ребята, пусть наш клоун закончит выступление.
Все описанные выше реакции распространенные, но они редко бывают конструктивными. Ответственность за переживания учителя перекладывается на школьника, а существующая в этой связи собственная проблема не осознается. Более конструктивными в данной ситуации являются «Я-высказывания». Они помогают ученикам понять, что их поведение составляет проблему для учителя, и принять ответственность за разрешение проблемной ситуации.
«Я-высказывание»
«Я-высказывание» состоит из четырех частей.
1. Безоценочное (неосуждающее) описание ситуации, неприемлемой для педагога:
— Когда меня перебивают во время объяснения, я...
2. Значимый эффект (проблема):
— Когда меня перебивают во время объяснения (безоценочное описание ситуации), я могу потерять мысль (значимый эффект)...
3. Точное описание своего чувства в этой ситуации:
— Когда меня перебивают во время объяснения (безоценочное описание ситуации), я могу потерять мысль высказывания (значимый эффект), поэтому чувствую раздражение...
|
|
4. Желаемое действие.
— Когда меня перебивают во время объяснения (безоценочное описание ситуации), я могу потерять мысль высказывания (значимый эффект), поэтому чувствую раздражение (точное описание своего чувства) и хотела бы, чтобы вы высказывались после того, как я закончу свою мысль.
Искреннее, свободное описание того, что происходит с учителем, не может никого обидеть или вызвать агрессию, поэтому напряжение ситуации спадает. «Я-высказывание» может и не дать мгновенного эффекта, но сохранит у ребенка ощущение, что к нему относятся как к равному и надеются на его ответственность. Эмпатическое слушание и «Я-высказывания» могут также успешно использовать и родители в общении с собственными детьми.
Вовлечение учащихся в различные виды положительной деятельности
Как показывают исследования, атмосфера школьной жизни, нормы и правила, отношения с учителями существенным образом влияют на поведение учащихся. Логика профилактики подсказывает необходимость создания в школе условий, которые не провоцируют отклоняющегося поведения, расширяют безопасное для ребенка пространство, в котором ему хорошо и интересно.
Школьное самоуправление
Школьное самоуправление способствует расширению числа строго не регламентируемых пространств, где создателем норм и правил является ребенок. Важно, чтобы
равноправие учителей и учеников осуществлялось не только при подготовке к каким-то мероприятиям. Например, помимо работы Совета старшеклассников как органа самоуправления, учащиеся могут собрать классное собрание и высказать свое мнение, свои пожелания классному руководителю и учителям-предметникам относительно работы с классом.
|
|
формы школьного самоуправления многообразны и не нуждаются в жесткой внешней регламентации:
молодежный парламент, совет старшеклассников, школьный ученический совет, школьный парламент, районный совет старшеклассников и т.п.
Основное в школьном самоуправлении — поддержание корпоративного духа: если ребенок здесь учится, то он хочет или вынужден принимать общие для всех правила. Возможность оказывать влияние на принимаемые решения и разделение ответственности обеспечивают причастность школьника к формированию уклада школьной жизни. Это означает, что школьное пространство становится для него «своим» и не отторгается, не провоцирует отклонение в поведении от норм, принятых в школьном сообществе.