Школа гражданской грамотности

Гражданская грамотность — совокупность способно­стей, дающих возможность строить взаимоотноше­ния в демократическом сообществе: критически мыс­лить; действовать обдуманно в условиях плюрализ­ма; эмпатия, позволяющая слышать и тем самым помогать другим. Формирование гражданской гра­мотности может рассматриваться как инновационный способ развития, в процессе которого учащимся предлагается выполнять проекты для различных граж­данских и общественных служб и организаций.

В современной школе осуществляется поиск обра­зовательных технологий, соответствующих


задаче формирования гражданской грамотности. Во многих школах г. Калуги в этой связи стала использоваться программа «Мой выбор». Программа формирует гражданскую позицию, учит смотреть на жизненные ситуации и явления с разных точек зрения, подвер­гать сомнению факты и идеи, выбирать аргумента­цию и убеждать, а также грамотно общаться.

Школа выбора в сфере дополнительного образования детей

Наиболее эффективны в работе по профилактике правонарушений школы с развитой структурой вне­урочной деятельности, учитывающей интересы раз­ных возрастных групп школьников, прежде всего под­ростков. Создание в школах структурных подразде­лений дополнительного образования детей, культур­но-образовательных центров для всего микрорайо­на, реализация досуговых программ, организация любительской самодеятельности (художественной, технической, спортивной), организация семейного досуга, детских объединений — все это является ре­сурсом профилактики отклоняющегося поведения. В последние годы в школах появилась новая форма работы с подростками — детские проекты, направ­ленные на включение школьников в процесс улучше­ния социальной среды, использование их инициати­вы и активности в социально ориентированном твор­честве с учетом гражданской ответственности за ре­зультаты проекта.

Изменение условий семейного воспитания

Большинство родителей являются союзниками шко­лы в вопросах воспитания, но в неблагополучных се­мьях родители крайне редко идут за помощью к учи­телям, относятся к школе либо безразлично, либо враждебно. Поиск конструктивного взаимодействия с ними, путей и средств оздоровления обстановки в семьях — залог изменений отношения к детям и ме­тодам воспитания.

Педагогам необходимо помнить, что негативные по­ступки детей огорчают любого отца и мать, хотя не­редко именно родители своими ошибочными действи­ями провоцируют такие поступки. Часто родители из неблагополучных семей — это отчаявшиеся, расте­рянные люди, поэтому, если предъявлять им претен­зии, пропасть между семьей и школой только углу­бится. Учителю даже в неблагополучных родителях нужно уметь видеть своих помощников и союзников. Главное — тактичность, доброжелательность и тер­пение.

Двигаясь по неправильному пути, не видя результа­тов своих усилий, родители винят в происходящем себя и ребенка, получают стрессы и нервные рас­стройства, считая, что нет выхода из сложившейся ситуации. Между тем реальная возможность помочь ребенку все же имеется. Психологи называют ее «дорогой в четырнадцать шагов».

Шаг 1. Сохраняйте спокойствие и достоинство

Найдите в себе силы для решения ситуации. Не нуж­но впадать в панику. Криком на ребенка, битьем, уг­розами вы ничего не добьетесь. Беда, которая стала горем для вас и всей семьи, поправима. Но испра­вить ситуацию можно, только если вы отнесетесь к ней спокойно и обдуманно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: