Гражданская грамотность — совокупность способностей, дающих возможность строить взаимоотношения в демократическом сообществе: критически мыслить; действовать обдуманно в условиях плюрализма; эмпатия, позволяющая слышать и тем самым помогать другим. Формирование гражданской грамотности может рассматриваться как инновационный способ развития, в процессе которого учащимся предлагается выполнять проекты для различных гражданских и общественных служб и организаций.
В современной школе осуществляется поиск образовательных технологий, соответствующих
задаче формирования гражданской грамотности. Во многих школах г. Калуги в этой связи стала использоваться программа «Мой выбор». Программа формирует гражданскую позицию, учит смотреть на жизненные ситуации и явления с разных точек зрения, подвергать сомнению факты и идеи, выбирать аргументацию и убеждать, а также грамотно общаться.
Школа выбора в сфере дополнительного образования детей
Наиболее эффективны в работе по профилактике правонарушений школы с развитой структурой внеурочной деятельности, учитывающей интересы разных возрастных групп школьников, прежде всего подростков. Создание в школах структурных подразделений дополнительного образования детей, культурно-образовательных центров для всего микрорайона, реализация досуговых программ, организация любительской самодеятельности (художественной, технической, спортивной), организация семейного досуга, детских объединений — все это является ресурсом профилактики отклоняющегося поведения. В последние годы в школах появилась новая форма работы с подростками — детские проекты, направленные на включение школьников в процесс улучшения социальной среды, использование их инициативы и активности в социально ориентированном творчестве с учетом гражданской ответственности за результаты проекта.
|
|
Изменение условий семейного воспитания
Большинство родителей являются союзниками школы в вопросах воспитания, но в неблагополучных семьях родители крайне редко идут за помощью к учителям, относятся к школе либо безразлично, либо враждебно. Поиск конструктивного взаимодействия с ними, путей и средств оздоровления обстановки в семьях — залог изменений отношения к детям и методам воспитания.
Педагогам необходимо помнить, что негативные поступки детей огорчают любого отца и мать, хотя нередко именно родители своими ошибочными действиями провоцируют такие поступки. Часто родители из неблагополучных семей — это отчаявшиеся, растерянные люди, поэтому, если предъявлять им претензии, пропасть между семьей и школой только углубится. Учителю даже в неблагополучных родителях нужно уметь видеть своих помощников и союзников. Главное — тактичность, доброжелательность и терпение.
|
|
Двигаясь по неправильному пути, не видя результатов своих усилий, родители винят в происходящем себя и ребенка, получают стрессы и нервные расстройства, считая, что нет выхода из сложившейся ситуации. Между тем реальная возможность помочь ребенку все же имеется. Психологи называют ее «дорогой в четырнадцать шагов».
Шаг 1. Сохраняйте спокойствие и достоинство
Найдите в себе силы для решения ситуации. Не нужно впадать в панику. Криком на ребенка, битьем, угрозами вы ничего не добьетесь. Беда, которая стала горем для вас и всей семьи, поправима. Но исправить ситуацию можно, только если вы отнесетесь к ней спокойно и обдуманно.