Система профилактики
правонарушений и преступлений школьников
Система профилактики правонарушений и преступлений учащихся включает в себя следующие компоненты:
1. Выявление учащихся группы «риска», определение причин отклоняющегося поведения.
2. Устранение причин отклонений в поведении школьника:
- изменение характера личных отношений воспитанников со сверстниками и взрослыми;
- вовлечение «трудных» учащихся в различные виды положительной деятельности;
- изменение условий семейного воспитания.
Важно, чтобы в профилактической деятельности с учащимися принимало участие большое количество людей: школьная администрация, классные руководители, родители, работники учреждений дополнительного образования детей, сотрудники органов внутренних дел. Успех дела во многом зависит от единства всех перечисленных выше участников образовательного процесса.
Выявление учащихся группы «риска»
Индикаторы неблагополучия школьника можно выявить в следующих сферах жизнедеятельности:
|
|
- учебная деятельность;
- взаимоотношения со сверстниками;
- взаимоотношения со взрослыми;
- проведение свободного времени;
- отношение к труду и профессиональная ориентация;
- поведение и поступки.
Способы получения необходимой информации:
- анализ классных журналов;
- опрос мнения учителей о школьнике;
- анализ учета посещаемости занятий;
- анализ зафиксированных нарушений дисциплины;
- беседы с родителями школьника;
- социометрические исследования;
- наблюдения;
- беседы со школьником;
- запрос информации из центров, занимающихся профориентацией, и учебно-производственных комбинатов (УПК)
- запрос информации из психолого-педагогических центров, если школьнику оказывали там помощь;
- запрос информации из подразделения по делам несовершеннолетних;
- запрос информации с предыдущего места учебы школьника.
Определение причин отклоняющегося поведения
Деятельность психолога по выявлению причин отклоняющегося поведения
В определении причин отклоняющегося поведения большую помощь может оказать школьный психолог, который может использовать с этой целью методы психодиагностики.
Для выявления особенностей семейного воспитания целесообразно использовать:
- методику Рене Жиля;
- опросник «Анализ семейного воспитания» (АСВ) Эйдемиллера.
Для выявления особенностей межличностного взаимодействия в классе используются:
- социометрия;
- методика диагностики предрасположенности к конфликтному поведению К. Томаса;
- методика изучения фрустрационных реакций С. Розенцвейга.
|
|
Для выявления психических состояний и свойств личности применяются:
- методика диагностики уровня школьной тревожности Филипса;
- тест Люшера;
- проективная методика HAND-тест;
- методика диагностики показателей и форм агрессии А. Баса и А. Дарки;
- методика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла;
- методика определения акцентуаций характера К. Леонгарда.
Каждый психолог имеет свои диагностические комплексы, поэтому данный список может быть продолжен или видоизменен.
Кроме психодиагностических методов для выявления причин отклоняющегося поведения педагоги и психологи могут использовать опрос «трудного» подростка.
Схема проведения опроса «трудного» подростка психологом или социальным педагогом
1. Учеба:
- любимые и нелюбимые предметы;
- причины школьных успехов и неудач;
- отношение с учителями;
- участие в общественной работе;
- случаи нарушения дисциплины.
2. Планы на будущее в отношении продолжения учебы, выбора профессии, способность учитывать предстоящие трудности и трезво оценивать свои возможности.
3. Отношения со сверстниками:
- предпочтение одного близкого друга или компании приятелей;
- положение среди товарищей («душа компании», «преследуемый», «изгой», «независимый одиночка» и т.п.);
- критерии выбора приятелей (по определенным личным качествам, по общности увлечений, для проведения досуга, увеселений и т.п.).
4. Увлечения в настоящем и прошлом:
- под чьим влиянием был сделан выбор увлечения;
- каковы достигнутые результаты;
- почему те или иные увлечения заброшены и т.д.
5. Отношения с родителями, внутрисемейные отношения, состав семьи:
- кто назван первым;
- о ком забыл упомянуть;
- кто занимался его воспитанием;
- наиболее близкий член семьи;
- с кем в семье конфликтные отношения и причина конфликтов между другими членами семьи, отношение к ним подростка.
В случае распавшейся семьи необходимо выяснить, в каком возрасте был ребенок, когда это случилось; его отношение к разводу родителей; поддерживается ли им контакт с тем из них, кто ушел из семьи. Полезно бывает услышать мнение учащегося о характере его родителей (если об этом заходит речь).
6. Отклонения в поведении (прошлые):
- прогулы занятий;
- мелкое хулиганство;
- курение и выпивки;
- знакомство с различными дурманящими средствами;
- побеги из дома;
- был ли когда-либо задержан или взят на учет милицией (если был, то когда и за что).
7. Наиболее тяжелые события в прошлом и реакция на них. Наличие когда-либо в прошлом суицидных мыслей.
8. Перенесенные заболевания: как они сказались на учебе и на положении среди сверстников. Наличие в настоящем или в прошлом нарушений сна, аппетита, самочувствия и настроения.
9. Сексуальные проблемы (сначала подростку надо объяснить, что психолога, социального педагога эти вопросы интересуют не сами по себе, а с целью выяснить возможное переживание по этому поводу и получить более полное представление о его характере; необходимо предупредить, что все сообщаемые учащимся сведения без его согласия никому из родных, знакомых не будут переданы):
а) первая влюбленность и связанные с этим психические травмы;
б) оценка своей привлекательности;
в) начало половой жизни и скрытые опасения по поводу своей сексуальной неполноценности.
Для ранней диагностики отклоняющегося поведения нами разработана карта наблюдений (табл. 1), которая заполняется один раз в четверть классным руководителем, социальным педагогом и школьным психологом.совместно. Данная карта наблюдений поможет определить сферы и степень неблагополучия ребенка, стать основой для разработки коррекционной программы и определения степени ее эффективности.
|
|
Таблица 1. Карта наблюдений
Ф.И. учащегося __________ Класс
№ | Критерии наблюдения | Не соблюдается | Иногда | Часто |
Учебная деятельность: - равнодушие; - нежелание учиться; - низкая успеваемость; - затруднения в освоении учебных программ; - систематическая неуспеваемость по одному или нескольким предметам | ||||
Взаимоотношения со сверстниками. § Положение в классе: - изоляция; - противопоставление себя коллективу; - положение дезорганизатора; - положение вожака микрогруппы, состоящей их «трудных» учащихся. § Взаимоотношения со сверстниками: - жестокое обращение со слабыми и младшими; - пренебрежительное отношение к сверстникам; - принадлежность к той или иной молодежной группе | ||||
Взаимоотношения со взрослыми. § С учителями: - конфликтный характер взаимоотношений с одним или несколькими учителями; - грубость, хамство; - бестактность; - ложь. § С родителями: - конфликтный характер; - ложь; - грубость, хамство | ||||
Проведение свободного времени: - бросил заниматься в кружке, секции, студии; - в основном проводит свободное время вне дома (с друзьями на улице); - употребляет спиртные напитки; - курит; - зарабатывает себе на жизнь | ||||
Отношение к труду, профессиональная ориентация. § Выбор профессии (для старшеклассников): - незнание своих возможностей и способностей; - профессиональная неопределенность; - неразвитость тех черт личности, которые необходимы для избранной профессии. § Отношение к труду: - отрицательное отношение к работе; - невыполнение трудовых обязанностей в школе; - неисполнение трудовых обязанностей дома; - недобросовестное отношение к труду. | ||||
Поведение и поступки. § В школе: - прогулы; - нарушение школьной дисциплины; - нецензурная брань; - жаргонная речь; - порча школьного имущества; - срыв уроков; - драки. § В семье: - побеги из дома; - невыполнение домашних обязанностей; - непослушание; - ложь. § Противоправные поступки: - бродяжничество; - попрошайничество; - азартные игры; - употребление наркотиков; - проституция; - кража; - вымогательство; - порча имущества; - нанесение телесных повреждений (в результате драки). |
|
|