Результаты проектно-конструкторской работы в концентрированном виде воплощаются в разработанном комплекте конструкторско-технологической документации, поступающей в производство. Затем этот комплект подвергается различным изменениям и дополнениям. Причины изменения документации самые различные: введение конструкторских и технологических улучшений, стандартизация, унификация, изменения по результатам испытаний и требованиям заказчика, а также устранение конструкторских ошибок. Всякое изменение документации - это дополнительные производственные затраты.
Конструкторские ошибки могут быть самыми разнообразными. Некоторые ошибки устраняются довольно быстро, а некоторые приводят к тому, что дальше опытного образца машина не идёт или требуются существенные переделки целых узлов. Наибольшее число ошибок выявляется в процессе изготовления и испытания опытного образца и затем при серийном освоении.
В чём причина возникновения ошибок? Рассмотрим наиболее типовые причины их возникновения [89, 90]:
|
|
- несоответствие требований технического задания и действительных требований к ТС;
- недостаточность полученных результатов экспериментальных работ;
- отсутствие анализа разработки подобных машин;
- недостаточный уровень квалификации руководителей работ;
- несогласованность размеров узлов машины с размерами увязки от баз, между базами и узлами;
- ошибки творческие, вызванные тем, что не были учтены ранее неизвестные эффекты от совместно действующих физических факторов, а эксперимент не был проведён;
- ошибки в расчётах прочности узлов;
- ошибки в габаритах машины, затрудняющие их транспортировку;
- недостаточный учет внешних сил и воздействий;
- отсутствие письменных технических заданий на проектирование отдельных узлов и механизмов;
- отсутствие должного внимания к вопросам эксплуатации;
- ошибки, допускаемые конструктором по неопытности, недостаточности знаний; отсутствии контроля;
- ошибки, возникающие из-за невнимательности, торопливости, безответственности исполнителя;
- ошибки, вызванные нездоровьем или моральными травмами конструктора - исполнителя.
Как избавиться от ошибок, зачастую приносящих большой ущерб? Как их предотвратить? Для этого рекомендуется:
- на большинство конструкторских работ составлять письменные указания, организующие и дисциплинирующие работу конструкторов. В них должно быть записано, что является исходным материалом, что требуется сделать, объём работ, срок выполнения; должны быть заданы все параметры и особенности, рекомендована литература;
|
|
- установить регулярную проверку работы ведущим конструктором; иногда можно назначать ответственного за увязку основных размеров и узлов машины;
-установить проверку законченных работ другим сотрудником;
- регулярно проводить обсуждение хода работы, отмечать достижения и недостатки, анализировать обнаруженные ошибки, тактично, с учётом характера исполнителя, вскрывать природу их возникновения, намечать меры к исправлению;
-доводить до сведения конструкторов замечания по конструкторской документации технологов и стандар- тизаторов;
- внимательно относиться к замечаниям цеховых сотрудников и рабочих в процессе авторского надзора при внедрении машины.
Добиться полного устранения ошибок в конструкторской документации, по-видимому, невозможно, но значительно снизит их количество и ущерб от них соответствующая организационная работа.