double arrow

Конструкция машины — системный подход


Рабочий проект конструкции ТС (см. главу 8) представ­ляет собой совокупность конструкций сборочных единиц (узлов) и деталей, находящихся в определённой взаимо­связи и обеспечивающих требуемое функционирование ТС [72]. Конструкция машины с позиции системного подхода может быть представлена как техническая иерархическая система, состоящая из структурных составляющих разного уровня. Исходя из этих представлений, на рис. 9.1 приве­дена структура машины (ТС) в виде иерархической систе­мы. Машина М состоит из сборочных единиц (узлов) - С^М, С2М,CiM. При этом одна и та же деталь входит в разные сборочные единицы, что можно рассматривать как унифи­кацию деталей или как их повторяемость в машине. Отде­льные части детали - (функциональные и структурные) - 4^jCtM, 4^jCiM, 4fJJ,jpiM - также могут входить в конструкцию разных деталей. Элементы системы - повер­хности детали, включающие не только характеристику формы, но также и параметры точности изготовления и шероховатости, обозначаются как П1 4)JfjCiM, П2Ч\ДjCtM, nm4f^jCiM.

За систему можно принимать различные части машины. Если машина рассматривается как система, то в качестве подсистемы можно рассматривать сборочную единицу, а де­таль - как элемент системы. Если система - это сборочная единица, то деталь - подсистема, а поверхность - элемент системы. Если в качестве системы рассматривается деталь ТС, то часть детали - это подсистема, а поверхность - элемент системы. При дальнейшем рассмотрении процесса конструирования деталей будем считать, что деталь - это система. Для примера, на рис. 9.2 приведена комплект­ность тягового электродвигателя постоянного тока НБ- 501, включающая все узлы и детали этого электродвигате­ля [55]




Рис. 9.1. Структура конструкции машины (ТС)

 

Каждый узел, в свою очередь, может быть разобран на отдельные составляющие его детали. Так, на рис. 9.3 пока­зана комплектность карданного привода [87], входящего уз­лом, позиция 24, в состав тягового электродвигателя на рис. 9.2. Подобным же образом могут быть представлены состоя­щими из отдельных деталей другие узлы электродвигателя (рис. 9.2), такие как остов - позиция 1, якорь - позиция 4, подшипниковые узлы - позиции 14, 32, траверса - позиция 15 и др.

Рис. 9.2. Комплектность ТЭД НБ-501:1 - остов; 2,16, 36, 39, 45 - крышки; 3, 9,10, 23, 27, 29, 31,37, 40, 44 - болты; 4 - якорь; 5, 22, 38 - гайки; 6 - шплинт; 7 - пружины; 8,12, 13, 33, 34, 41 - шайбы; 11, 18,19, 20, 25, 35 - кольца; 14,32 - подшипниковые узлы; 15 - траверса; 17 - кожух; 21 - цилиндр; 24 - карданный привод; 25, 26, 30 - подклад­ки; 28 - корпус; 42 - планка; 43 -кронштейн







Сейчас читают про: